Программа воспитательной работы в классном коллективе (5 лет)
Программа воспитательной работы
«Пять шагов в будущее»
(Формирование и развитие творческой личности учащихся в 6 классном
коллективе)
Классный руководитель
Еремина Наталья Владимировна
Паспорт программы
Наименование программы Программа воспитательной работы
Назначение программы Программа является организационной основой развития и воспитания классного коллектива
Основание для разработки программы Закон «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
ФГОС
Разработал программу Учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5Б класса Еремина Наталья Владимировна
Цель программы создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей.
Основные задачи изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного саморазвития учащегося;
создание условий для КТД (коллективной творческой деятельности), развитие творческих способностей учащихся;
профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классном коллективе;
обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;
развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым в оценке чужих достижений;
формировать у учащихся культуру внимания к собственному здоровью;
организовать внеурочную деятельность (проектную), привить пользовательские навыки работы на компьютере;
привлекать родителей к проектной деятельности - оформление портфолио и жизнедеятельности класса.
Принципы реализации программы 1. Принцип гуманности. Из всех показателей оценки класса главным я считаю самочувствие в ней человека. Класс хорош, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку.
2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
3.Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. УВП - это способ передачи культуры от человека, владеющего ею, к человеку, ею овладевающему.
4.Принцип творческого отношения всех участников УВП. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры - творчество учителя (классного руководителя).
5.Принцип системности. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от всей системы взаимодействия.
6.Принцип демократизации, согласно которому общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Сроки реализации программы. Место реализации Сроки реализации программы: 2015-2020
Место реализации программы: Труновский район с. Труновское
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Контингент учащихся Учащиеся 5-9 классов
Перечень основных направлений программыПрограмма воспитательной работы состоит из разделов:
«Я и Отечество»
«Я и окружающий меня мир»
«Я и школа»
«Я и моё здоровье»
«Я и мой внутренний мир»
«Я и моя семья»
Методы и формы работы с классным коллективом беседы и наблюдения;
тематические классные часы;
тематические праздники и вечера;
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
ДК Им. Хододилова, музей им. К. А. Трунова , кинотеатр «Дружба»сельские библиотеки, художественная школа, музыкальная школа);
экскурсии, походы и поездки;
конкурсы;
игры, соревнования;
посещение цирковых и театрализованных программ;
родительские собрания в различных формах.
Этапы успешной реализации программы
I этап – этап проектирования (5 класс)
II этап – этап становления системы (6класс)
III этап – этап стабильного функционирования (7-9 класс)
Ожидаемые результаты К концу 9 класса ученики видятся личностью:
-духовной;
-активной и инициативной;
-творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
-способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
-способной к саморазвитию, самовоспитанию;
-свободно владеющей всеми видами общения;
-коммуникативной.
К концу 9 класса классный коллектив представляется как:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, взаимопонимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
Контроль за исполнением программы Контроль за исполнением программы осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе)
«Воспитывать … самая трудная вещь.
Думаешь: ну, все теперь кончилось!
– Не тут-то было: только начинается!»
М.Ю. Лермонтов
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Программа развития классного коллектива - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Потенциал основной школы позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс. Это дает возможность подойти к каждому ребенку с позиции уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности является ведущим принципом работы педагогов школы. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ему, нашему Ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик». Ученики пятого класса особенно нуждаются в помощи учителя, его внимании и поддержке. Ученики перешли на старшую ступень образования, столкнулись с новыми ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации учеников в обществе старшеклассников, новых предметов и новых учителей. Классный руководитель выступает в качестве некоторого путеводителя учеников в школе, защитника и представителя его интересов. В этом отношении первой задачей классного руководителя является установление контакта и доверия между ним и каждым учеником его класса.
Пояснительная записка
“Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким”
Аристотель
Рабочая программа классного руководителя это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, прогноз воспитательной ситуации в классе. Рабочая программа представляет собой заранее намеченную систему мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения. Данная рабочая программа рассчитана на период с 2015 по 2020 годы. «Пять шагов в будущее» - это воспитательная программа, рассчитанная на 5 лет:
I год (1 шаг) - программа направлена на создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация в выборе профильного обучения.
I I год (2 шаг) – развитие нравственно-этического направления, укрепление эмоционального и социального здоровья детей, профессиональное самоопределение личности.
III год (3 шаг) – развитие самоуправленческого начала классного коллектива, профессиональное самоопределение личности.
IV год (4 шаг) - постараться сделать так, чтобы лучшее дело класса стало достоянием всего школьного коллектива.
V год (5 шаг) – искать новые идеи, формы и способы обновления проектной деятельности в классе.
В процессе практической реализации программа может изменятся по содержанию с учетом особенностей развития классного коллектива, воспитательной ситуации.
Программа воспитательной работы с классным коллективом разработана на основе школьной программы развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования» и соответствует требованиям ФГОС.
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном процессе является одним из ключевых аспектов в современной системе образования, обусловленным многими факторами, среди которых можно выделить не только отсутствие у молодого поколения чётких положительных жизненных ориентиров, но и отсутствие целенаправленной деятельности общества по воспитанию в данном направлении. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране делают процесс воспитания еще более трудным.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Актуальность воспитательной программы классного коллектива.
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания. Результатами образования сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций. В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 10-11 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей. Для пятиклассников школы проблема развития коммуникативных умений актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из начальной школы, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно в 5 –м классе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков является КТД (коллективная творческая деятельность) с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Пятиклассники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
В свою программу я постаралась включить следующие инновации:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- заинтересованность участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного саморазвития учащегося;
создание условий для КТД (коллективной творческой деятельности), развитие творческих способностей учащихся;
профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классном коллективе;
обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
развитие взаимоотношений с родителями учащихся, организация совместной деятельности в процессе воспитания.
III. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Принцип гуманности. Из всех показателей оценки класса главным я считаю самочувствие в ней человека. Класс хорош, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку.
2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
3.Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. УВП - это способ передачи культуры от человека, владеющего ею, к человеку, ею овладевающему.
4.Принцип творческого отношения всех участников УВП. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры - творчество учителя (классного руководителя).
5.Принцип системности. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от всей системы взаимодействия.
6.Принцип демократизации, согласно которому общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи
IV. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу 9 класса ученики видятся личностью:
духовной;
активной и инициативной;
творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
способной к саморазвитию, самовоспитанию.
свободно владеющей всеми видами общения;
коммуникативной.
К концу 9 класса классный коллектив представляется как:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, взаимопонимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
V. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Нормативно-правовой и документальной основой школьной «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования» являются:
1) Конституция РФ;
2)Конвенция о правах ребенка;
3) Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4) Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования;
5) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного руководителя и основные направления его реализации в работе с детским коллективом.
Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.),
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.),
ФЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 21.01.2010.
Федеральная программа развития образования,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года
Квалификационный справочник работников образования 2010г.
VI. ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
I этап – этап проектирования (5 класс)
- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей;
- изучение запросов родителей;
- формирование единого воспитательного пространства;
- определение перспектив жизнедеятельности класса;
- закладывание основ проектной деятельности.
II этап – этап становления системы (6класс) - развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества;
- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и учащиеся;
- укрепление межличностных отношений;
- развитие традиций класса на основе КТД;
- отработка содержания деятельности и структуры системы.
III этап – этап стабильного функционирования (7-9 класс)
- развитие самоуправления в классе;
- интеграция учебной и внеучебной деятельности;
- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние
(он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью);
- возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
Участники программы:
- учащиеся класса;
- классный руководитель, педагоги - предметники, работающие в классе;
- администрация школы;
- родители;
Направления деятельности:
- работа с классов в целом и индивидуальная работа с учащимися;
- работа с родителями учащихся;
- работа с учителями – предметниками, работающими в классе.
VII. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
I. Направления работы с классным коллективом.
«Я и Отечество»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
- формировать правовую культуру;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способности к нравственному саморазвитию;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственностью и противоправными поступками людей.
Содержание:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним;
- организация внеклассных мероприятий;
- сотрудничество с правовыми организациями;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
- развитие патриотических чувств учащихся через внеклассные мероприятия;
- организация встреч с истинными гражданами и патриотами;
- создание условий для проявления патриотических чувств к Родине, школе;
- посещение Музея и памятных мест в городе и за его пределами;
- привлечение уч-ся к работе в общественных организациях;
- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма
«Я и окружающий меня мир»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; представление о вере, духовной культуре и светской этике; толерантность, свобода совести и вероисповедания.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Задачи:
- создать условия для проявления уч-ся нравственных знаний, умений;
- изучать нравственные традиции семьи и прошлых поколений;
- развивать потребность в совершении нравственных поступков;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
-воспитывать бережное отношение к своей родной земле, планете; формировать экологическое сознание школьников.
Содержание:
- изучение нравственной воспитанности уч-ся школы;
- изучение нравственного климата в семьях и классных коллективах;
- учет возрастных особенностей в организации деятельности;
- поощрение уч-ся, совершающих нравственные поступки;
-участие в экологических конкурсах; создание кружковых объединений экологической направленности.
«Я и школа»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость, трудолюбие.
Задачи:
- знакомить с различными интеллектуальными достижениями людей;
- создавать условия для развития и совершенствования интеллектуальных возможностей на основе учета индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей и учебных возможностей;
- поощрять инициативу и стремление уч-ся к интеллектуальному самосовершенствованию;
- давать возможность уч-ся проявлять свои интеллектуальные достижения за пределами школы;
- создавать условия для выбора собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию и выполняемой деятельности.
Содержание:
- изучение интеллектуальных возможностей уч-ся (уровень обученности);
- формирование культуры умственного труда;
- развитие творческой инициативы и активности уч-ся в интеллектуальной и трудовой деятельности;
- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности в подготовке к внеклассным мероприятиям;
- стимулирование и поощрения достижений уч-ся;
- контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для развития интеллекта уч-ся и их творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
- практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни;
- участии в конкурсах и олимпиадах школьного и муниципального уровней.
«Я и моё здоровье».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни; здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- создавать условия для развития культуры сохранения здоровья;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек.
Содержание:
- изучение состояния физического здоровья учащихся, преодоление физического нездоровья;
- изучение отношения родителей к данной проблеме;
- изучение спортивных интересов;
- просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям спортом;
- поощрение учащихся, активно занимающихся спортом;
- контроль результативности занятий физкультурой и спортом;
- привлечение родителей для пропаганды здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
умение противостоять вредным привычкам;
умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.
«Я и мой внутренний мир»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота, гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Задачи:
- развивать творческие способности, таланты;
- создавать кружки по интересам учащихся;
- демонстрировать достижения учащихся;
- воспитывать справедливое отношение к способностям и талантам уч-ся;
- предоставлять родителям информацию об участии ребенка в жизни школы и класса.
Содержание:
-изучение интересов и запросов уч-ся, их способностей;
-изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов уч-ся;
-поддержка инициативы и творческих начинаний уч-ся;
-демонстрация достигнутых успехов в школе и социуме;
-соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий.
« Я и моя семья»
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне
Ценности: уважение родителей; уважение достоинства человека; равноправие; ответственность и чувство долга; милосердие, забота и помощь; забота о старших и младших.
Задачи:
- взаимодействие семьи и школы в воспитании;
- формирование семейных ценностей;
- демонстрация положительного опыта в воспитании детей в семье;
- создание условий для духовного общения детей и родителей;
- создание целенаправленной воспитательной работы для просвещения родителей и для совместного досуга.
Содержание:
- создание банка данных о семьях уч-ся;
- изучение взаимоотношений детей и родителей;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями;
- создание благоприятной атмосферы общения;
- разностороннее просвещение родителей;
- организация совместного досуга детей и родителей;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Ожидаемые результаты: тесный контакт с родителями, взаимопонимание общих проблем, участие в жизни класса и школы.
2.Методы и формы работы с классным коллективом:
беседы и наблюдения;
тематические классные часы;
тематические праздники и вечера;
сотрудничество с городскими учреждениями и
учреждениями дополнительного образования:
экскурсии, походы и поездки
конкурсы;
игры, соревнования;
посещение цирковых и театрализованных программ;
родительские собрания в различных формах.
Воспитательная работа в классе опирается на общечеловеческие ценности. Ими являются следующие понятия:
ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
ОТЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Приоритетные проблемы работы классного руководителя
Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников
Формирование творческого потенциала личности учащегося
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
от Дэвида Льюиса
Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
Ищи истину вместе с ребенком,
Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.