Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский Кот с сапогах
Литературное чтение.
3-й класс.
Тема урока: В.Ю. Драгунского "Кот в сапогах»
Разработала учитель первой категории МОУ « СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад г.
Ржева Демченко Татьяна Геннадьевна
Цели урока:
1. Продолжить знакомить детей с жизнью В.Драгунского, его произведением "Кот в сапогах".
Учить давать характеристику героям, их поступкам. Совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
2. Развивать умения выделять главную мысль произведения в целом. Развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли. Развивать речь, мышление, память, интерес к произведениям этого писателя. 3. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить.
Оборудование
1. Толковый словарь
2. Карточки (тренинг)
3. Карточки с пословицами.
4. Тема урока
Ход урока
1.Организационный момент:
Урок начинаем с прослушивании песни, сядьте по удобнее, можете подпевать.(Барбарики « Песня о дружбе»)
У кого поднялось настроение?
С таким прекрасным настроением начинаем урок
2. Проверка д.з.
Как называется раздел, над которым мы начали работать?
Назовите произведение, которое читали дома. Кто автор?.Составьте словесный портрет бабушки.
Сегодня мы продолжим работать по этому разделу.
3.Речевая разминка Цель
Дениска Мишке подарил две книжки
Прочитайте скороговорку медленно, проговаривая чётко каждый звук. прочитайте в ускоренном темпе, в быстром.
Прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. проверка.
Произношение скороговорки на выдохе.
4. Актуализация знаний
Узнали ли вы этих героев. Из какого произведения?.Кто автор?
Вспомните песню. Как вы думаете о чем будет рассказ?
5.Тема урока В Драгунский . « Кот в сапогах»
Определим цели ( дети сами определяют цели)
ПРОДОЛЖИТЬ знакомство с жизнью и творчеством В.Др.
Учиться (правильно и выразительно читать произведение и анализировать его) ВОСПИТЫВАТЬ (любовь к чтению)
- Ребята, вспомните, а читали ли вы произведение с точно таким же названием? (Да)
- Кто автор этого произведения? (Ш.Перро "Кот в сапогах" портрет писателя)
- В каком жанре написано это произведение? (сказка).
- Дайте определение этому жанру.
- Сказка --повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях преимущественно с участием волшебных лиц.
- Может быть, В.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро? (Нет, В. Драгунский пишет рассказы). . 6.Изучение нового материала.
а) Биография писателя.
- Давайте подробнее познакомимся с жизнью и творчеством писателя.
- Подготовленные ученики, рассказывают биографию и творчество В.Драгунского презентация
1) Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Америке в Нью-Йорке. Папа и мама его молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на Родину. В детстве он был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Самой любимой книгой его была книжка про Тома Сойера.
2) После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории. Всех разыгрывал, и тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом. И В.Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.
3) А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом. Затем В.Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном Бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел, и фокусы показывать, и по канату ходить, петь и танцевать. В.Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.
4) Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но в 40 лет у него родился сын Дениска. И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. В.Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, которые читают не только в России, но и во многих странах мира. Читая рассказы В.Д., понимаешь, что писатель влюблён в своих героев, он понимает их мысли ,чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
Выставка книг.
Знакомство с произведение.
-Уточним название некоторых слов Словарная работа
В тексте вам встретились незнакомые слова .Давайте сейчас постараемся объяснить их смысл карнавал, бахилы,горжетка,керогаз
Карнавал- народное празднество в костюмах.
Бахилы
Горжетка- маленький меховой шарф или шкурка с головкой, лапками и хвостом. Делались из шкурок обыкновенной, серебристо-черной, лисицы, белого или голубого песца, куницы, норки и соболяКерогаз- нагревательный прибор, работающий на керосине.
7.Чтение про себя Проверим наши догадки.
8.Работа по содержанию
Подтвердились ли наши предположения?
От чего лица ведётся рассказ?
Назовите главных героев?
Где происходят события? когда?
С чего всё началось?
Почему Дениска забыл про карнавал?
Чем был занят Дениска?
Какие слова доказывают , что Дениска скучал по маме? (найти из текста)
Какое настроение было у Дениски?
Какое предложение внёс мишка, когда увидел, что Дениска без костюма?
( Слова из текста)
Как вы оцениваете его поступок?
- А почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
- Что дополнило костюм Дениски?
Рассмотрите иллюстрацию. Найдите слова.
Кто помог мальчишкам найти название костюма?
Словесное рисование.(картина на доске).
- Представьте себе Дениску в сапогах и соломенной шляпе, какое название этому костюму предложили бы вы?
Чего не хватало?
Какой хвост и как появился у кота? Слова из текста.
кто пришил ?Хорошо ли у него получилось? Почему?
О каком качестве Мишки говорит этот поступок?
Как отреагировал Мишка, когда хвост оказался на месте? Прочитайте.
О чём это говорит? (умеет радоваться за друга)
Прочитайте отрывок, в котором говорится о карнавале?(про себя)
Какой он был? Прочитайте слова, которые передают веселье карнавала?
Кто получил 1-ое место? Почему?
Чтение отрывка со слов «А когда шли домой..» Почему Дениска отдал Мишке одну из своих книжек?
- Что объединяет Дениску и Мишу? (Дружба)
- Как вы понимаете, что такое дружба?( Близкие отношения. Основанные на взаимном доверии,привязанности,общности интересов)
9.Характер героя.
- Нарисуйте словесный портрет героя этого произведения Дениски. (- Какие качества присуще этому мальчику?)
На доске карточки: чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, любящий, весёлый –
Наделён ли этими качествами другой герой - Миша? –
Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, как можно сказать об этих героях?
Вывод. Мишка и Денис - настоящие друзья. –
У вас есть такие друзья? –
Только тогда, когда мы будем уметь дружить, и ценить дружбу нам будет светить такое же яркое, доброе и очень тёплое солнце! –
А как вы думаете, кого особенно не хватало Дениске в эти дни?
- Прочитайте строки в подтверждение своего ответа.
ж) Какой фрагмент, по-вашему, самый яркий в этом произведении?
- Как бы вы определили тему этого произведения (о карнавале, о дружбе)
- Какова главная мысль этого произведения? (Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями).
10.Работа с пословицами.
- У вас на парте лежит карточка с пословицами, работать будете в парах. Соберите пословицы, прочитайте и найдите, какие из них выражают главную мысль этого произведения. Докажите.
На парте пословицы:
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь. –
Какая из этих пословиц выражает главную мысль произведения В.Драгунского "Кот в сапогах"? (Ум хорошо, а два лучше. Без беды друга не узнаешь.)- Итог: Главную мысль произведения В. Драгунского "Кот в сапогах" можно выразить словами этих русских пословиц.
Какие вы еще знаете пословицы о дружбе?
11. Закрепление изученного материала.
- Ребята, скажите в каком жанре написано это произведение? (карточка - рассказ).
- Дайте определение этому жанру.
Рассказ - литературный жанр, небольшой по объему.
12. Рефлексия.
- Ребята, а какое чувство осталось у вас после прочтения рассказа В. Драгунского "Кот в сапогах".
На экране:
Вывод: я очень рада, что после чтения этого рассказа вы испытываете только тёплые и светлые чувства.
13. Контроль знаний.
- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны на уроке, как вы запомнили произведение, которое мы изучали. Проведем тренинг.
- Перед вами лежат листы. Возьмите лист №1. Найдите правильный ответ, который соответствует содержанию прочитанного текста, и отметьте его галочкой.
- А теперь поменяйтесь работами. Пусть ваш друг по парте проверит и оценит вашу работу.
14. Итог урока.
1) - Вспомните, с творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
- Как называется произведение, которое мы читали?
- О чем этот рассказ?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Возьмите солнышки, которые лежат у вас на партах,и оцените свою работу на уроке. А теперь напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга по парте (одно, два слова). Обменяйтесь солнышками.
15. Домашнее задание (дифференцированное по объёму материала).
Творческий пересказ
1 в. от лица Мишки
2 в. от лица Дениски
2. А все желающие могут выполнить дополнительное творческое задание. Нарисовать себя в костюме, в котором были на Новогоднем празднике.
3 .Подготовить викторину по произведениям Драгунского.
- Спасибо вам за урок. Урок окончен.
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.