Конспект интегрированного занятия День народного единства для подготовительной группы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»
Комплексное открытое занятие
ко Дню народного единства.
(подготовительная группа).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
СЕЛИВЕРСТОВА И.Н.
г.Калязин, ноябрь 2016г.
Цель: знакомство детей с праздником России – Днем народного единства.
Задачи: 1. Расширить представления детей о родной стране, о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения праздника - День народного единства. Углублять знания детей о защитниках нашей Родины. Продолжать знакомить с достопримечательностями Москвы.
2. Развивать внимание, память, мышление, связную речь.
3. Приобщать детей к культуре и традициям народов России. Прививать интерес к историческому прошлому своей страны. Воспитывать любовь и уважение к национальным героям, чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину.
Предварительная работа: Беседы с детьми по темам: «Моя Родина», «Край, в котором мы живем», «Памятники родного города» и др., чтение художественной литературы: «Моя страна» В. Лебедь – Кумач, «Родина» З. Александрова, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях родного города; оформление стенда на тему: «День народного единства», консультация для родителей «Знакомим детей с достопримечательностями Москвы».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «День народного единства», старинные доспехи, изготовленные из газет, мечи пластмассовые, аудиозаписи музыкального сопровождения: песня «С чего начинается Родина?» (муз.Баснера, сл.Матусовского), песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), запись колокольного звона, фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
(Зал украшен шарами триколор, на экране заставка презентации «День народного единства»).
Звучит в записи песня «С чего начинается Родина?»
(муз.Баснера, сл.Матусовского)
(Дети заходят в зал и садятся на стульчики)
Ведущая. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 Ноября, вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе.)
А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.)
Ребенок читает стихотворение «День народного единства» Н. Майданик.

С историей не спорят, с историей живут,
                                     Она объединяет на подвиг и на труд.
                                     Едино государство, когда един народ,
                                     Когда великой силой он движется вперёд.
                                     Врага он побеждает, встав, как один, на бой,
                                     И Русь освобождает, и жертвует собой.
                                     Во славу тех героев живём одной судьбой,
                                     Сегодня День единства мы празднуем с тобой.
Ведущая. Послушайте, пожалуйста, какие красивые строки о России написала Юлия Друнина:
О, Россия!
С нелёгкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу…
Дети исполняют песню «У моей России»
(муз. Г. Струве сл. Н. Соловьёвой/ДераскинаЛ.).Ребенок : Нет края на свете красивей,
нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия –
что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
-Да тем, что для всех нас Россия,
как мама родная одна!
Ведущая. Ребята, любовь к России у каждого и нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь.
Ребенок : Если скажут слово «Родина» – сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,
У реки – берёзка-скромница и ромашковый бугор.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна! (3.Александрова)
Ведущая: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
Назовите, пожалуйста, главный город нашей страны, столицу России. (Москва.) А как называется город, в котором мы живем? (Калязин.) Правильно, Калязин!
А на какой великой реке стоит наш древний город? (Волга.)
(под русскую народную музыку в зал заходят Алёна и Кузьма в русских народных костюмах).
Алёна. Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству. (2-ой слайд презентации.)
Кузьма. Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
Алёна. А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали, обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота. (3-ий слайд презентации.)
Кузьма. Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Алёна. Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый.
В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца. (4-ый слайд презентации.)
Кузьма. Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение. (5-ый слайд презентации.)
Алёна и Кузьма показывают картину «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» («Воззвание Минина») К. Маковского. (Дети обсуждают увиденное).
Алена: Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско. (6-ой слайд презентации.)
Кузьма. Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили мастера оружие и доспехи.
Звучит в записи песня «Богатырская наша сила»
(муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)
(Выходят мальчики-богатыри в старинных воинских доспехах и демонстрируют их, одновременно показываются слайды презентации)
Кольчуга (показывает) – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (7-ой слайд презентации.)
Шлем (показывает) – старинный металлический защитный воинский головной убор. (8-ой слайд презентации.)
Меч (показывает) – старинное холодное оружие с длинным прямым клинком.
(9-ый слайд презентации.)
(богатыри садятся на место)
Алёна. А народ всё прибывал для защиты святой Руси!
Кузьма. И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву в Москву. (10-ый слайд презентации.) Грянули медью колокола.
(Звучит в записи колокольный звон)
Кузьма. Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. (11-ый слайд презентации.)
Кузьма. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы. (12-ый слайд презентации.)
(Звучит в записи песня «Богатырская наша сила»(муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)
(Дети смотрят презентацию с фрагментами сражений.)
(13-ый-18-ый слайды.)
Алёна. Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. (19-ый слайд).
(Звучит в записи фрагмент хора «Славься»из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки)
Алена. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках. (20-21 слайд).
3-ое детей читают стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской:
1.  Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
2. От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
3.«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военнойСиле необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»
Кузьма. Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России.
Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)
Кто победил врагов? (Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.)
Что помогло победить врага? (Единение народа.)
Ведущая: А сейчас я предлагаю вам, Алёна и Кузьма, нашим гостям, всем ребятам встать и взяться крепко за руки. (Все встают и берутся за руки).
Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю.
И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.
Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хором его «ключевые слова»:
Главное – вместе,
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных не нужно?
Не нужно!
Злобу, обиду прочь гони! 
(Все садятся)
Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.
Ребенок читает стихотворение «Я и Мы» В. Орлова:
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
Дети водят хоровод и исполняют песню «Большой хоровод»
(садятся на места).
Ведущая. Россия - как из песни слово. Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
Алёна. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.
Кузьма. Люблю, всем сердцем понимаю степей таинственную грусть,
Люблю всё то, что называют одним широким словом – Русь.
Ведущая. Дорогие друзья! Наш праздник заканчивается.
Алёна. Мы желаем вам мира, добра и благополучия.
Кузьма. Ещё раз с праздником вас – Днём народного единства!
(Алёна и Кузьма вручают детям подарки - маленькие российские флажки, прощаются с детьми и под звучание русской нар. мелодии уходят из зала).