Урок истории по теме Начало революции 1917 года. Свержение монархии.

Урок истории 9 класс
«Начало революции 1917 года.
Свержение монархии»


Цели урока:

Обучающая
создать у учащихся целостную картину событий Февральской революции;
выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия падения монархии (значение падения самодержавия), выявить случайность или закономерность падения самодержавия

Развивающая:
Формирование навыков работы с источниками, установления причинно-следственных связей,
Формирование навыков изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
развить коммуникативные способности учащихся при общении в группах;
развить навыки самостоятельной работы в группах;
развитие исторического мышления
Формулирование собственной позиции учащихся по изучаемой проблеме.

Воспитательная:
воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины

Основные понятия: альтернатива, Временное правительство, двоевластие, революция, самодержавие, советы.

Оборудование:
компьютер с проектором;
компьютерная презентация «Февральская революция в России.1917 год»;
раздаточный материал (документы, воспоминания современников);
учебник. История России 9 кл Данилов, Косулина, Брандт
.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
1. Определение причин революции.
2. Ход революции.
3. Двоевластие.
Подведение итогов.
Домашнее задание.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Ознакомление с темой и проблемой (СЛ1)
«Февральские события – историческая закономерность или трагическая случайность?»
Что такое революция?
Какой формулой определяется революционная ситуация?
Подвести уч-ся к постановке целей урока (СЛ2)

1.Включаются в урок
Записывают в тетради тему,


отвечают на вопросы.


ставят цели урока


2 Актуализация знаний
Прежде чем мы узнаем, что произошло в России в феврале 1917 года, я
попрошу вас вспомнить, каким было внутреннее и внешнее положение Российской
империи к концу 1916 года.

Отвечают на вопросы.






Какие из перечисленных вами факторов могли бы привести к
революционному взрыву: (СЛ3)



Анализируют, делают выводы
затянувшаяся война
экономические трудности
ухудшение положения народа
падение престижа монархии.


3
Изучение нового



Причины революции
В начале 1917 года ситуация в стране ухудшилась, она стала взрывоопасной.
Во-первых: экономические трудности нарастали, в городах не хватало хлеба, длинные очереди скорее напоминали политические митинги, в рабочих кварталах крупных городов фактически начался голод, процветала спекуляция, неудержимо росли цены. Участились забастовки, погромы лавок и магазинов, демонстрации, на которых звучали не только экономические лозунги, но и призывы к свержению царя и немедленном прекращении войны.
Во-вторых: неудачи двух предыдущих лет войны, просчёты командования, слишком затянувшаяся война являлись причинами крайнего недовольства народа, особенно крестьян. Многие из них ушли на фронт, уже третий год были оторваны от земли и хозяйства. Их семьи голодали, в деревне назревало недовольство, готовое вот – вот вырваться наружу. В армии было неспокойно, солдаты устали, участились неповиновения, братания с противником.
И, наконец, в-третьих: встал законный вопрос – кто виноват?
Безусловно, главная ответственность ложилась на императора. Но, увы, в это трудное время император проявил свою полную несостоятельность. Престиж монарха и его семьи упал. Практически все политические силы заговорили о свержении императора.

Чтобы оценить всю остроту революционной ситуации в России в начале 1917 года; окунёмся в атмосферу тех дней. (СЛ4)
Прослушайте воспоминания очевидца событий, члена монархической партии Василия Витальевича Шульгина, прочитайте документы и ответе на вопросы


Подведение итогов
К чему привели экономические трудности?
Чем были вызваны эти трудности?
Кто мог решить эти проблемы?
Почему не решил - не мог или не хотел? (дискуссия)
Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу:
«Основной причиной революции стал рост недовольства народа властью, по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие» (СЛ5)























Работа с документами



рост недовольства
затяжной войной
император



записывают в тетрадь

Ход революции
Задание: На основе текста заполните таблицу Февральская революция 1917г:
(СЛ6 - 7)



Как реагировал на происходящее в Петрограде Николай II?

Работа с учебником стр. 73


Работа с документом стр. 73

Просмотр фильма


Почему решение императора вернуться в Петроград авторы фильма назвали роковым?
26 февраля Николай распустил ГД. По мнению историков, этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему?

Отвечают на вопросы, дискутируют

Новые
Органы
власти
В стране образовался кризис власти. Правительство арестовано, ГД распущена, сам император, оставив ставку, упустил возможность влиять на события. (СЛ) В этих условиях Бывшие депутаты Государственной думы, собравшиеся в Таврическом дворце, для управления столицей и всем государством создали Временный исполнительный комитет Государственной думы. Одновременно, представители революционных партий создали Петросовет В него вошли рабочие, солдаты, члены социал – демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции.
В ночь на 2 марта эти органы власти договорились о создании Временного правительства СЛ
Так в стране оформилось двоевластие


Запись в тетрадь

Отречение Николая
Просмотр фильма
Работа с документом стр 76 Манифест об отречении Николая


Отвечают на вопросы к документу

Итоги
«Февральские события – историческая закономерность или трагическая случайность?»
Составьте синквейн
Дискуссия








.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15