Урок по физике Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества (8 класс)


Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Цели урока:
Образовательные:
Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.
Выяснение сущности процесса электризации тел.
Определение знака заряда наэлектризованного тела.
Сформулировать закон сохранения электрического заряда.
Дать представление проводникам и непроводникам электричества.
Развивающие:
Ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Развитие навыков работы с приборами.
Развитие навыков работы с учебником.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в парах.
Воспитание любознательности.
Воспитание творческих способностей.
умение преодолевать трудности в учении, показать связь изучаемого с жизнью.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Методы урока: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа
Форма урока: парная.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, электрофорная машина, электроскоп,электрометр,приборы необходимые для опыта.
Межпредметная связь: иностранный язык, история, русский язык.
Ход урока:
1.Оргмомент: Приветствие на разных языках(с гостями на казахском, друг с другом как с другом, с учителем на английском, учитель на французском «бонжюр»). Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Психологический настрой.
2. Актуализация знаний: Верите ли вы в волшебство? А какие фильмы о волшебстве и волшебниках вы смотрели? (Гарри Потер) Я хочу вам показать фрагмент мультфильма, который смотрят многие дети (видеофрагмент «Смешарики»)
Ребята, это волшебство или этому есть научное объяснение? (Научное объяснение- это электризация) Итак, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? Давайте сформулируем тему нашего урока.(дети формулируют) .
Откроем тетради и запишем тему урока. (слайд) У нас есть тема, а чего нам не хватает, чтобы начать урок? (Цели) Давайте вместе сформулируем цель. Молодцы! (слайд) Как вы уже поняли сегодня у нас урок волшебства. Повернитесь друг к другу, кого вы видите? (соседа по парте)Сегодня оценивать будите в паре . В конце урока вы поставите своему соседу ту оценку, которую по вашему мнению он заслужил. Вы ученики школы Хогрвартс. Каждая пара учеников учится на разных факультетах: 1 Грифендор 2 Слизерин 3 Пуффендуй. Ребята, из какого это фильма? (Гарри Потер) .Правильно. В конце урока самый активный ученик получит приз от Гарри Потера. Ребята, давайте вспомним золотое правило работы в группах( не перебивать, работать в группе, правило поднятой руки) Молодцы! (слайд)
Ребята, изобразите на бумаге всё, что вы знаете об электризации. Как вы думаете этого достаточно знать, чтобы достичь цель нашего урока? (Нет) Тогда вперёд, к новым открытиям!
А теперь давайте посмотрим продолжение мультфильма.(янтарь.)
3.Изучение материала:
Из отрывка мультфильма, попробуйте самостоятельно сформулировать понятие электризации тел. (ответ детей)
Электризацией называется явление длительное время притягивать к себе мелкие тела (слайд)
Запишите в тетрадь.
Электризация наблюдается при контакте скольких тел? (двух) Что происходит между волшебной палочкой и конфетти? (Они взаимодействуют) Какой вид взаимодействия? (электрическое) Какие силы заставляют конфетти прилипать к палочке? (электрические) Какой физической величиной характеризуется свойство электрического взаимодействия? Откройте стр. учебника и найдите ответ на мой вопрос. (Электрическим зарядом)
Свойство тел при электризации вступать в электрическое взаимодействие, характеризуется физической величиной, называемой электрическим зарядом. (слайд) Из чего сделана волшебная палочка у Кар карыча из мультфильма. (янтарь). Как вы считаете, только лишь янтарь может наэлектризовыватся? (Нет) Давайте проверим.
Задание№1: Волшебная палочка. Возьмите волшебную палочку из эбонита, затем из оргстекла. Проверьте её действие на различных предметах. Натрите шерстью эбонитовую палочку, запишите как она взаимодействует с пёрышком, конфети. Затем палочку из оргстекла потрите о шёлк, запишите как она взаимодействует с пёрышком и конфети.
Дети заполняют таблицу. Обясняют полученный результат. Ребята, только янтарь может к себе притягивать другие тела? (Нет) Давайте обратимся к истории(Уильям Гильберд).
Каким способом Кар-карыч наэлектризовал палочку? (трением)
А как ещё можно наэлектризовать тело? Ответьте на мой проблемный вопрос, выполнив 2 задание.
Задание №2 Необыкновенный шланг .
Возмите шланг в руку.Резким движением ударьте шлангом о парту . Приблизьте шланг к конфети. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. (Электризация наблюдается при ударе.)
Электризация тел может осуществляться разными способами(трение, разрыв, удар), простейшим из которых является электризация трением. При трении увеличивается поверхность контакта соприкасающихся тел, и небольшая часть электронов переходит с одного из них на другое.
Используя текст учебника, ответьте на мой следующий проблемный вопрос: Какие виды зарядов существуют? Подсказываю их два. Схему запишите в тетрадь.(слайд) А также приведите примеры в каких телах в каких телах возникают какие заряды.
Существует два разных рода электрических зарядов. (слайд)
Условно они названы " положительным" зарядом и " отрицательным" зарядом .
положительный заряд (так заряжается стекло, потертое о шелк; шерсть, потертая об эбонит).
отрицательный заряд (заряд шелка при трении о стекло; заряд эбонита при трении о шерсть).
Учитель:При электризации два тела заряжаются равными по модулю и противоположными по знаку зарядами. Благодаря контакту одно тело теряет электроны, а другое их же приобретает.
Поэтому на одном теле появляется избыток электронов (отрицательный заряд), а на другом - недостаток (положительный заряд).
Вывод: Тело заряжено отрицательно - у тела имеется избыток электронов . Тело заряжено положительно - у тела имеется недостаток электронов.
Историческая справка (слайд)
А теперь выясним характер взаимодействия заряженных тел.
Задание №3: Заколдованная гильзочка
Поднесите к гильзе волшебную палочку из эбонита и пронаблюдайте как ведёт себя гильзочка.Затем поднесите к гильзе наэлектризованную палочку из оргстекла? Почему она в некоторых случаях пратягивается, а в некоторых отталкивается? Сделайте соответствующий вывод используя текст учебника и рис. №.
Вывод:Одноимённые заряды отталкиваются, разноимённые притягиваются. (запишите в тетрадь)
Физминутка: Класс это тело, а вы частички (+, -). Частички двигаются. Девочки -положительные заряды, а мальчики - отрицательные. Сколько положительно заряженых частиц? Сколько отрицательных? А в сумме? (6) Частички двигаются . Мальчики –положительные заряды, а девочки -отрицательные. Сколько положительно заряженых частиц? Сколько отрицательных? А в сумме? (6) Что вы заметили?(Заряд тела остаётся неизменным). А если класс будет открыть может частичка покинуть класс? (Да). Какой должна быть система, для того чтобы сохранила свой заряд? (замкнутой, изолированной.) Молодцы, садитесь.Используя текст учебника найдите понятие замкнутой системы. Попробуйте сформулировать закон сохранения электрического заряда.
Закон сохранения электрического заряда: Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохраняется.(слайд)
Ребята, а как вы думаете, все тела могут перемещать электрический заряд? (Нет)
Как называются тела , которые проводят электричество?(проводники)
Закончите предложение. Н-р: Электричество проводит…
:металлы, тело человека и животного, графит, раствор солей и кислот в воде.
Значит непроводники или диэлектрики это…? (вещества, в которых нет свободных заряженных частиц. Закончите предложение. Н-р, к диэлектрикам относится… фарфор, эбонит,оргстекло,янтарь,резина,ткани,керосин, масло,воздух,газы)Задание 4:Загадочный прибор: Каждый факультет расскажет об устройстве и принципе работы того прибора, который вам дан. (Выступления учеников)
4.Рефлексия. Ребята, а теперь в течении 1 мин. Дорисуем красным фломастером, всё, что нового вы узнали на урока по нашей теме.( Выслушиваем выступление) Как вы считаете, цели нашего урока достигнуты? (Да)
5.Итоги урока. Выставление оценок за урок. Ребята ставят оценки соседу по парте. Ребята, у меня и вас есть стикеры. Отдайте этот стикер тому ученику, который на ваш взгляд был самым активным на уроке. Награждение победителя.
6.Домашнее задание: §28,29 А кто хочет стать настоящим волшебником приготовьте творческое задание.
Возможно мы с вами больше не увидимся,
Поэтому я даю вам установку почаще находится в области «отрицательных» зарядов, которые будут притягивать к вам «положительных»людей. В общении с которыми , вы получите положительное настроение и положительные эмоции, такие, которые я приобрела при общении с вами. Сегодня вы поработали очень хорошо. Желаю удачи на следующих уроках. До свидания!
Творческое задание : Попробуйте свое волшебство в действии: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Выдуй несколько мыльных пузырей и посади их на сухую шерстяную материю.Не бойся, они не лопнут!Сухой лист плотной бумаги натри щеткой, чтобы наэлектризовать.Если поднести наэлектризованный лист к пузырю, он вытягивается и превращается в яйцо!Если поднести шар еще ближе, пузырь оторвется от стола и подлетит вверх!Действуя листом бумаги, можно заставить пузыри танцевать смешной электрический танец.
Творческое задание: Изготовьте простейший электроскоп и
С его помощью исследуйте явление электризации тел. ДЭЗ №5
Творческое задание: 1.Возьмите голову.
2.Оденьте на нее волосы из листков тонкой папиросной бумаги.
3.Потрите свою волшебную палочку и
Поднесите к голове Ника.
Объясните увиденное
Творческое задание: Приготовьте сообщение на тему: «Молния»
Творческое задание : Попробуйте свое волшебство в действии: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Выдуй несколько мыльных пузырей и посади их на сухую шерстяную материю.Не бойся, они не лопнут!Сухой лист плотной бумаги натри щеткой, чтобы наэлектризовать.Если поднести наэлектризованный лист к пузырю, он вытягивается и превращается в яйцо!Если поднести шар еще ближе, пузырь оторвется от стола и подлетит вверх!Действуя листом бумаги, можно заставить пузыри танцевать смешной электрический танец.
Творческое задание: Изготовьте простейший электроскоп и
С его помощью исследуйте явление электризации тел. ДЭЗ №5
Утверждаю: Согласованно:
Директор Зам. Директора по УВР
Р.А.Мултыкбаева Ж.П.ИсаеваОткрытый урок по физике
В 8 «б» классе на тему:
«Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества»
Подготовила:

учитель физики: Садыкова Н.С.
Алимбетовская средняя школа- детский сад
2015-2016 учебный год.
Задание №1
Заклина-
ние Эбонитовая палочка оргстекло Разоблачение
«Перышко, лети» «Конфети, лети» Задание №2:
Вывод: Электризация наблюдается при____________________
Задание №3: Почему она в некоторых случаях пратягивается, а в некоторых отталкивается?
Сотворите капризную гильзочку Нарисуйте, как взаимодействуют гильзочки, заколдованные разными палочками Разоблачение
«Притянись» «Оттолкнись»