Разработка урока Цветная металлургия в России
Тема урока «Цветная металлургия России»
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях получения цветных металлов и географии их размещения.
2.Углубить знания, полученные из курса химии и географии
Задачи:
1. Определить состав цветной металлургии.
2. Дать характеристику цветным металлам на примере алюминия и меди.
3. Определить факторы размещения предприятий цветной металлургии.
4. Выявить географию размещения предприятий цветной металлургии.
5. Рассмотреть проблемы цветной металлургии и выявить пути их решения.
Планируемые результаты:
1. Называть особенности цветных металлов.
2. Описывать особенности цветной металлургии.
3. Объяснять правильность выбора размещения предприятий отрасли.
4. Умение работать с разными источниками информации.
Оборудование:
Коллекция горных пород, коллекция сплавов, настенная карта «Металлургия России», комплекты условных знаков энергопроизводственных циклов, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Во все времена вопрос о том, какие материалы создавать, какие свойства им придавать, был и всегда будет неотделим от вопроса, каким способом это делать.
Н. М. Жаворонков
Сегодня познакомимся с цветной металлургией. Цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности, не ржавеют и др.
Задание: По ходу двух уроков вам необходимо составить сравнительную характеристику двух металлов.
Состав цветной металлургии
1. Лёгкие металлы (алюминий, магний, натрий).
2. Тяжелые металлы (медь, олово, свинец, никель, ртуть).
3. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина).
4. Легирующие металлы (вольфрам, молибден).
5. Редкие металлы (тантал, германий, рений).
Для легкости в сплаве дается,
Мощь самолета создал,
Тягуч и пластичен,
Отлично куется,
Серебряный этот металл
Характеристика алюминия
1.Нахождение в природе (демонстрация образцов горных пород).
Определение по карте месторождений алюминиевых руд.
Потребности российской экономики в алюминии больше, чем запасы алюминиевых руд. Поэтому Россия вынуждена завозить глинозем.
Получение глинозема.
2.Строение алюминия (работа с таблицей Менделеева)
3.Физические свойства алюминия (фронтальная беседа с обучающимися).
4. Химические свойства алюминия, сплавы. Фронтальная беседа, работа у доски и в тетради по химии.
Демонстрация коллекции сплавов.
5.Технологические стадии получения металла. Электролиз.
(демонстрация видеоролика производство алюминия)
6. Применение алюминия (фронтальная беседа с обучающимися).
7.Факторы размещения алюминиевой промышленности.
Работа со статистическими данными (учебник с.272).
8. География размещения производства алюминия.
Рождение алюминиевой промышленности в России 14 мая 1932г Ленинградская область город Волхов.
Определение центров производства по карте атласа «Металлургия России» (индивидуальная работа с атласом).
Показ по настенной карте «Металлургия России» центров размещения предприятий алюминиевой промышленности.
9.Решение проблемного вопроса.
Почему районы производства алюминия не совпадают с местом добычи алюминиевой руды?
Металл красой своей пленил
И первым в топку угодил
Характеристика меди
1. Выступление ученика с презентацией « Медь»
2. Демонстрация горных пород, содержащих медь.
Определение месторождений медной руды в России (работа с атласами и настенной картой).
3.Строение меди (работа с таблицей Менделеева).
4. Химические свойства меди (рассказ учителя химии).
5. Технологические стадии получения металла. Добыча руды - обогащение руды - плавка черновой меди - плавка рафинированной меди - медный прокат (работа с комплектом условных знаков энергопроизводственного цикла меди, демонстрация видеоролика производство меди путем электролиза).
6. Определение факторов размещения медной промышленности.
Работа со статистическими данными (учебник с.272).
7. Определение центров производства по карте атласа «Металлургия России» (индивидуальная работа с атласом).
Показ по настенной карте «Металлургия России» центров размещения предприятий медной промышленности.
8. Решение проблемного вопроса.
В России нет крупных месторождений цветных металлов. Значительный дефицит медных руд. Предложите пути решения данной проблемы (работа со статистическими данными с. 106).
В каких городах возможна передельная металлургия? (работа с атласом)
III. Закрепление
Дайте краткую характеристику алюминия (I вариант) и меди (II вариант). Индивидуальная работа
Перечистите основные этапы технологического процесса производства алюминия и меди. Фронтальный опрос
IV. Домашнее задание (на выбор обучающихся)
Параграф 24. Вопрос 2 письменно
Дать характеристику одного из металлургических предприятий ЦМ по плану.
Блок «Внимание! Проблема!» Предложите свои пути решения данных проблем.
Рефлексия
Закрасьте круг в углу таблицы, насколько вы усвоили материал урока.