Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Тема: Звёздное небо.
КОНСПЕКТ УРОКА
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский центр образования»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Учитель: Серова Марина Леонидовна
Тема: «Звёздное небо», урок № 1
Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Окружающий мир 2 класс, автор А. А. Плешаков, издательство Просвещение, 2013 г.
Раздаточный материал:
толковые словари С. И. Ожегова (5 шт.), атласы-определители (5 шт.), задания для обучающихся на листах (игра-викторина), 5 букетов осенних листьев, карта звёздного неба, презентация «Звёздное небо», презентация «Знаки Зодиака», презентация «Созвездия», изображения созвездий (5 шт.), задания по знакам Зодиака (5 шт.), сообщение о звёздах (Шевцова Дарья), о знаках Зодиака, колпак для астронома, «кусочки» неба (5 шт.), звёздочки, клей, ножницы,Цель урока: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.
Задачи:
Предметные
Систематизировать и закреплять знания о звёздах, о созвездиях, о Солнце.
Дать новые знания о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака.
Развивать умение ориентироваться по звёздному небу.
Учить применять знания о звёздном небе в повседневной жизни.
МетапредметныеПознавательные УУД:
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
- находить закономерности;
- подробно пересказывать прочитанное;
- составлять простой план;
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словаре С.И.Ожегова;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
2. Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- определять план выполнения заданий на уроке;
- оценка своего задания по следующим параметрам, предложенным учителем.
3. Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебника, словаря;
- понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы.
Личностные
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «красота»,
«природа», «мир».
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения обще-
человеческих норм.
4.Формировать чувство самоуважения у учеников.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, частично-поисковый, словесный, практический.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока:
I.Организационный момент
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать, мечтать,
Можем мы урок начать.
Улыбнёмся мы друг другу!
Я желаю вам успешной и плодотворной работы!
II.Проверка домашнего задания (игра-викторина)
- Сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в незабываемое путешествие, но перед этим давайте проверим, какой багаж знаний мы возьмём с собой в дорогу, проведём игру-викторину. За каждое выполненное задание, вы получите звёзды, которые так необходимы нам сегодня.
(Учитель заранее готовит 5 букетов осенних листьев с разных деревьев).
- Итак, 1 задание: кто быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев собраны эти букеты?
(Ответы детей: рябина, берёза, дуб).
- А что вам помогло справиться с этим заданием?
(Пройденный материал по окружающему миру, экскурсия в осенний лес, на уроке технологии мы работали с природным материалом и повторяли лиственные растения).
(За верные ответы учитель раздаёт каждому звезду).
- Сейчас мы разделимся на две команды. Кому достанется жёлтая звёздочка отправляется за первый стол, кому красная звёздочка - за второй стол.
2 задание: найдите «лишнее» слово, подчеркните и объясните его:
1 команда – лиса, медведь, дятел, заяц (Ответ детей: дятел – птица)
2 команда - комар, жук, синица, бабочка, муха (Ответ детей: синица – птица; комар, жук, бабочка, муха – насекомые)(За верные ответы учитель раздаёт каждому звезду).
3 задание: определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом.
1 команда – ястреб, сокол, синица - ….(Ответ детей: птица)
дождь, снег, град- …(Ответ детей: осадки)
сентябрь, октябрь, ноябрь -….(Ответ детей: осенние месяцы)
2 команда - карась, окунь, акула-….(Ответ детей: рыбы)
ландыши, пионы, георгины-….(Ответ детей: цветы)
январь, февраль, декабрь-….(Ответ детей: зимние месяцы)
(За верные ответы учитель раздаёт каждому звезду. Подведение итогов. Рассаживаемся на свои места).- Ребята, как вы думаете, для чего перед вами лежат звёзды разного цвета: жёлтого, голубого, красного? (Чтобы было интересно на уроке. Мы будем изучать звёзды и другие ответы. По количеству звёзд определится победитель. Меня заинтересовало, почему звёзды разного цвета, наверно, от настроения).-Много вариантов! Спасибо! Действительно, эти звёздочки помогут нам сегодня, но правильно ли вы ответили на вопрос узнаем. Итак, отправляемся в путешествие!
III. Введение в тему урока
- Ребята, посмотрите на экран.
(Звучит космическая музыка, открывается 1 слайд)
- Скажите, что перед вами? (Звёздное небо)
- Почему вы так решили? (На небе много звёзд)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О звёздном небе)
-Верно, сегодня мы поговорим о звёздном небе.
-Чтобы вы хотели узнать о звёздном небе? ( Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце?)-Откройте учебники на странице 40 и прочитайте тему урока и чему мы будем учиться на уроке.
(Соня Кононова читает тему урока и слова друга Муравья. Открывается тема урока на доске, слайд 2).
- Никита, повтори, пожалуйста, чему мы будем учиться на уроке.
(Узнаем новые созвездия. Научимся различать созвездия).- Молодец!
- Разгадайте загадку: из какого ковша
не пьют, не едят,
а только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица. Мы с этим созвездием познакомились в первом классе).- Сколько звёзд в ковше созвездия Большой Медведицы?
(В ковше созвездия Большой Медведицы 7 ярких звёзд).
- Сколько медведиц вы знаете?
(Знаем две медведицы: Большая и Малая).- Откройте ваши атласы – определители с.210-211 и найдите двух медведиц. В северной части неба можно встретить 2-х Медведиц: Большую и Малую.
- Чем примечательно созвездие Малой Медведицы? Прочитаем.
(В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются все путешественники).
- Какое направление она указывает?
(Люди, много лет назад, научились ориентироваться по звездам. В течение всей ночи звёзды на небе изменяют своё положение, так кат Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная. Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования).- Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе?
(Много. Не сосчитать).- Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать.
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть надо чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
(Демонстрация телескопа)
ТЕЛЕСКОП
- Звёзд огромное количество, которое не сосчитать, но можно наблюдать через телескоп. Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - дальновидец. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.
- Как вы думаете, когда звёзды хорошо видны, днём или ночью?
(Ночью звёзды хорошо видны, если небо не затянуто тучами).
- Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6 000 звёзд.
- Опишите звёздное небо, какое оно? (Красивое, манящее, бесконечное, яркое, чудесное).
- Мы сегодня побудем немного волшебниками и попробуем в конце урока сотворить своё звёздное небо, а помогут нам ваши звёздочки. В течение урока вы будете продолжать получать за верные ответы звёзды, которые по волшебству окажутся сначала на вашем «кусочке» неба, а затем и на большом классном звёздном небе.
(Учитель раздаёт каждому «кусочек» неба).
IV.Работа над новой темой
(За верный ответ – звезда).
- Как вы думаете, почему звёзды светятся? (Они горячие).
- А какое ещё небесное тело горячее? (Солнце).
(Слайд 3)
- Вспомните, что такое «Солнце»?
СОЛНЦЕ
(Солнце – это раскаленный шар).
_ Где мы можем найти информацию по данному вопросу? (Посмотреть в интернет, спросить у родителей, прочитать в Толковом словаре)
- Посмотрите в словарь Сергея Ивановича Ожегова, какое определение даётся там, сравним наш ответ.
(Дети смотрят в словарь и зачитывают вслух).
«Солнце - небесное светило (раскалённое плазменное тело) шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты»
- Какое значение жизни Солнца для жизни на Земле? (Огромная температура Солнца позволяет нашей звезде излучать свет и тепло).
(Слайд 4)
- Попробуем сформулировать, что же такое «звезда»? (Учитель вывешивает карточку со словом). (Ответы детей).
ЗВЕЗДА
- Заглянем в словарь, какое определение даётся там.
«Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка».
- Молодцы! Посмотрите на карту звёздного неба. (У каждого ученика карта звёздного неба).
- Рассмотрите звездное небо. Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера).
- И на вашей парте звёзды разного цвета. Как вы думаете, отчего это зависит? (Ответы детей)
- Об этом нам расскажет Шевцова Дарья, которая дома подготовила дополнительный материал.
(Слушаем сообщение Даши)
«С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле у них разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные - сравнительно холодные, жёлтые - горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звёзды в 2.400 раз больше Солнца. В них могла бы поместиться наша Солнечная система до орбиты Сатурна. Самые маленькие - белые карлики. Они - как десятая долька от Солнца. А Солнце - звезда средней величины. Существуют звезды - пульсары, двойные звезды. Двойная звезда - это система двух звёзд, в которой главная звезда - жёлтая, а спутник - белый или голубой».
- Спасибо, Даша, было очень интересно!
- Даша подготовила для вас вопросы. Кто внимательно слушал, тот сразу ответит. Пожалуйста!
- Итак, от чего зависят «наряды» звёзд?
(Наряды звёзд зависят от температуры).
-Найдите в моём ответе ошибку. Жёлтые звёзды - холодные, а красные – горячие.
(Даша, всё перепутала. Красные – холодные, а жёлтые - горячие, например, Солнце).- Молодец! А что вы запомнили про голубые звёзды?
(Самые яркие звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов).
- Отлично поработали. Благодарю Дашу и отвечающих. (За верные ответы - звезда, Даша получает большую звезду).
(Дополнение учителя о звёздах)
«Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нём знаем, тем интереснее путешествовать по звёздному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Одни звёзды яркие, другие менее заметные. Каждая звезда имеет своё название».
- Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).
- Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие.
- В учебнике на странице 40 найдите знакомые созвездия.
СОЗВЕЗДИЕ
(Созвездия: Орион, Лев, Лебедь, Кассиопея, Большая Медведица. С созвездиями Большая Медведица и Лев мы знакомы с первого класса).(Слайд 5)
V.ФизминуткаПролетает звездолёт,С ним отправимся в полёт.Правое крыло отвёл,Посмотрел.Левое крыло отвёл,Посмотрел.Я мотор завожуИ внимательно гляжу.
(ищем глазами по классу разные по цвету звёзды).
Поднимаюсь ввысь, лечу.Возвращаться не хочу. (2 раза).
VI.Работа по новой теме
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с созвездиями: Кассиопея, Лебедь, Орион.
(Слайд 6)
- На странице 41 познакомимся с новым материалом.
София Кононова – читает о созвездии Кассиопеи.
(Слайды 7)
Паша Головашкин – читает о созвездии Орион.
(Слайд 8)
Никита Жемерикин – читает о созвездии Лебедь.
(Слайд 9)
(Учитель раздаёт каждому листы с изображением созвездий)
- Перед вами изображения созвездий, подпишите их названия.
Самостоятельная работа. Проверка: дети обмениваются работами и проверяют друг друга).Зарядка для глаз. Нарисуйте глазками Солнце, Звезду.
- Молодцы, вижу у вас всё получается, и вы готовы отправиться в звёздное путешествие! Мы отправляемся в путешествие по Зодиаку. А что это такое, мы узнаем, когда прилетим туда.
ЗОДИАК
- Встаньте, возьмитесь за руки, закройте глаза, опустите головы, представьте, что мы все вместе плавно по звёздному небу перелетаем в Зодиак…..Откройте глаза. Все долетели? (Да)
- Присаживаемся. Давайте подумаем, что же такое Зодиак?
- Заглянем в наш словарь Сергея Ивановича Ожегова.
«Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».
- Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение дня бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.
- Итак, за время путешествия по Зодиаку, мы должны узнать и запомнить:
1) Что такое зодиак?
2) Сколько созвездий в зодиаке?
3) Сколько гостит Солнце у каждого созвездия?
4) С какого созвездия принято начинать путешествие по зодиаку?
(Слайд 10)
- Рассмотрим в учебнике на странице 42 зодиакальные созвездия и прочитаем их названия. Паша прочитай.
- Подумайте, сколько всего созвездий в Зодиаке? (Созвездий в зодиаке 12).
- Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.
(Дети читают хором)
Овен- телец – близнецы – рак – лев – дева – скорпион – стрелец – козерог –
водолей – рыбы.
- Молодцы! А теперь выполните задание. (Учитель раздаёт листы с заданиями). Перед вами созвездия, пронумеруйте их в порядке их «посещения» Солнцем.
(За верные ответы – звёзды).
- С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. Потом появилась наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия». (Учитель вывешивает карточку со словом).
- В переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия- это наука о звездах.
АСТРОНОМИЯ
- Скажите, а как называют человека, который занимается изучением звёзд? (Астроном)
- Верно, астрономы также наблюдают за движением планет. Аристотель, Коперник, Галилей – эти люди внесли большой вклад в развитие астрономии. Астрономия – это очень серьёзная и удивительная наука.
- Наверное, каждый из вас знает свой знак Зодиака. Поднимите руку, кто знает.
(Все дети знаю свой знак зодиака).
- Один астроном узнал, что мы путешествуем по Зодиаку, решил заглянуть к нам в гости. Но чтобы он появился, мы снова должны закрыть глаза.
(Встаёт Владислав Рахимов и надевает колпак звездочета. Дети открывают глаза). - Здравствуйте, дорогие любители путешествовать! Я- астроном! Вы уже познакомились с созвездиями Зодиака? (Да)
- Молодцы! Послушайте новые знания.
(Слайды 11, 12, 13)
- Спасибо, астроном!
- К сожалению, наше путешествие подходит к концу и чтобы нам вернуться, надо снова встать, взяться за руки, закрыть глаза и сосчитать хором до 5.
(Раз, два, три, четыре, пять)
- Присаживайтесь!
VII. Подведение итогов. Рефлексия
- Теперь мы снова с вами на прежнем месте. Давайте вспомним всё то, что мы сегодня говорили об этом загадочном звёздном небе. Но вопросы вам буду задавать не я, а вы сами будете их задавать друг другу. Вопросы можно задавать, ориентируясь на наши карточки со словами, которые я вывешивала на доску по ходу урока.
ТЕЛЕСКОП
СОЛНЦЕ
ЗВЕЗДА
СОЗВЕЗДИЕ
ЗОДИАК
АСТРОНОМИЯ
Предполагаемые вопросы:
Что такое «Звезда»?
Какие бывают звёзды?
Как звёзды расположены на небе?
Какие созвездия вы запомнили?
Что такое «Зодиак»?
Сколько созвездий в Зодиаке?
Назовите их.
Как называется наука о звёздах?
- Молодцы! Вот вы и сами друг у друга проверили знания, полученные сегодня на уроке. А что бы вы ещё хотели узнать о звёздном небе? (Ответы детей)
- Вижу, что вас эта тема заинтересовала, мы обязательно к ней ещё вернёмся, но на следующих уроках. Возьмите, пожалуйста, «кусочек» своего неба, клей и приклейте ваши звёздочки на ваше небо.
Коллективная творческая работа в группах
- Пока вы творите, я вам прочитаю стихотворение о звёздном небе:
Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.
И рассыпались звезды на тысячи верст
Как манят они и зовут за собой
Что вот ты готов уж идти за звездой.
Они миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б имели мы крылья свои,
Смогли бы тогда улететь от земли.
И сверху увидели б, дух затая,
Как все же прекрасна наша Земля!!!
- Действительно, если присмотреться – мир прекрасен. И надо учиться видеть эту красоту, ценить и беречь её!
- Вижу вы готовы! Давайте соединим ваши «кусочки» неба в одно большое.
(Дети выносят к доске своё небо и как пазлы складывают Звёздное небо).
- Вам нравится? (Да)
- Очень здорово получилось!!! Молодцы!
- А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наш урок.
Если вам было легко и интересно, поднимите жёлтую звёздочку.
Если интересно, но встретили трудности – голубую.
Если вам было очень трудно – красную.
- Я рада, что вы справедливо оценили свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание
1.Узнать легенду одного из созвездий (приготовиться её рассказать).
2.В рабочей тетради стр.15 задание 3.
3. Определить по дате рождения знак зодиака всех членов своей семьи, друзей.
4.Принести пластилин.
(Слайд 14)