Внеклассное мероприятие Зимующие птицы
Внеурочное занятие по теме "Зимующие птицы"
в 1 классе
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ г.Нытва
Соловьева Людмила Алексеевна
Цель: обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах (на примере сороки, воробья, вороны, синицы, поползня)
Задачи:
Познакомить учащихся с происхождением названий некоторых птиц;
Научить узнавать и различать сороку, воробья, ворону, синицу, поползня;
Развивать эстетические чувства, мышление, воображение, память;
Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным местам, птицам;
Научить изготавливать объемную птицу из соленого теста.
Оборудование: Запись птичьих голосов; рисунки, силуэты и контуры птиц; разрезные карточки с названиями птиц, презентация о птицах.
Ход мероприятия
Начинаем мы опять
Творить, думать, размышлять!
Пожелаем всем удачи,
Только так, а не иначе!
Откройте, пожалуйста, конверты на ваших столах. У вас зашифрованы слова, разбитые на слоги, угадайте, что это за слова Молодцы! Найдите на доске тот рисунок, который соответствует зашифрованному слову (ВО-РО-НА, ВО-РО-БЕЙ, СИ-НИ-ЦА, СО-РО-КА) и прикрепите под него название птицы.
Как вы думаете, какая тема нашего занятия сегодня? (ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ)
А чему бы вы хотели научиться и что узнать? (А какую цель мы поставим перед собой?)
А какой бы вы еще задали вопрос? Что бы вы хотели узнать?
А почему одни птицы остаются у нас зимовать, а другие улетают?
Как мы можем помочь птицам зимой?
Молодцы!...
А что вы можете рассказать об этих птицах? Как мы их узнаем на улице?
(дети рассказывают, учитель дополняет)
Сорока – белобока – «лесная сплетница». Ни одно лесное происшествие не обходится без сороки – появится, высмотрит, выяснит и тут же помчится оповещать всю округу.
Сороку называют воровкой – любит ухватить, что плохо лежит.
Сороки – дружные и верные супруги. Они делают очень добрые дела – уничтожают насекомых.
Гнездо спрячут так, что опытный охотник не всегда найдёт. Толстые сучья и ветки скреплены травой и сцементированы глиной. Внутри тонкие веточки, шерсть, мох, сухая трава.
Ворона – «интеллектуальная» птица. Ее можно научить говорить (подражать). Ворону называют «Крылатой крысой», у них не только общие привычки (свалки, отбросы возле жилья), но и острый ум. Вороны защищают своих воронят не жалея жизни.
Гнездо – куча веток и сучьев, но внутри они выстланы мягким пухом, тряпочками или кусочками поролона.
Синица. Синицы издают посвист – син, синь. Самая крупная из живущих у нас синиц – большая. Она лесная птица, но зимой прилетает к людям – голодно в лесу. Зимой синицы становятся всеядными: крошки, крупа, кусочки мяса и сала. Но и личинок и яйца насекомых синички отыскивают и уничтожают круглый год.
Гнездятся в дуплах или других укрытиях. А вот синица-ремез плетет гнездо в форме рукавички.
Воробей. Это умная птица (не поймать). Когда-то эти птицы были обитателями южных стран. Для зимних морозов воробей «одет» легко и ночевать зимой под открытым небом не может.
Устраивается там, где хоть немного теплом веет (щели домов, под крышей сарая, в пустом скворечнике). Никогда, как бы голодно не было, не клюет корм в одиночку.
Посмотрите ребята, на доске у нас еще один рисунок. Кто знает, что это за птица? (ПОПОЛЗЕНЬ)
Поползень. Эта птица имеет голубовато-серую окраску спинки, белое с примесью рыжеватых тонов брюшко. А от клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.
Это шумная птица с большим репертуаром различных громких звуков.
Лучше всех ползают эти птахи по стволам деревьев, и это единственная птица , способная передвигаться по стволу вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек. Питаются жуками, клопами и другими насекомыми, а также семенами и плодами растений (шишки, желуди, орехи, подсолнухи, конопля). Делают запасы впрок.
Гнездо устраивают в дуплах дятлов, искусственных дуплянках. Внутрь приносят многочисленное количество мелких чешуек верхнего слоя коры.
Игра «Кто это?». Узнай по трем подсказкам птицу.
Узнай птицу по силуэту.
Физкультминутка.
Практическая работа «Изготовление объемных птиц из соленого теста».
(ТБ, Правила работы с тестом, строение птиц и особенности изготовления, контуры птиц).
Поставьте, пожалуйста, ваши работы для сушки.
Подведение итогов.
Как можем помочь птицам?
Что расскажем другим ребятам?
Что узнали?
Что понравилось?
В чем были трудности?
Нарисуйте, пожалуйста, на кружочках:
- если вы узнали новые и интересные факты, если вам все понравилось, у вас все получилось и хорошее настроение – улыбку и прикрепите ее на красный лист;
- если вы просто освежили информацию в своей памяти, но на уроке вам было интересно работать – «линию» и прикрепите на зеленый лист.
В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,Накрошите хлеба им на блюдце.Пусть они под вьюжною бедойНе опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,Чтоб они, как только снег растает,Пронеслись над полою водойДо своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,С малыми друзьями, земляками,Если дорожите дружбой тойИ сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,И они отплатят доброй песней.Ну а с песней жить то интересней,До ста лет все будешь молодой
Поделитесь с птицами едой!
Спасибо за занятие, мы продолжим с вами знакомиться с другими птицами на следующих встречах. Всего доброго!
15