Внеклассное мероприятие Зимующие птицы Крыма
МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия»
Разработка мероприятия
на тему
«Зимующие птицы Крыма»
(для учащихся 5-6 классов)
Учитель: Киричок Оксана Валериевна
С. Уютное
2017
Тема: Зимующие птицы Крыма.
Цель: расширить и закрепить знания о природе нашего края, о птицах, их поведении и жизни; прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, наблюдательность.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- дать понятие о зимующих птицах Крыма;
- закрепить знания о птицах, их повадках, внешнем виде;
- обогатить словарь детей новыми словами;
Развивающие:
- развитие памяти, речи, логического мышления.
- воспитательные:
Воспитательные
- воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: выставка кормушек, рисунки детей с изображением зимующих птиц, презентация «Зимующие птицы Крыма».
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать.
2. Мотивация учащихся
2017 год объявлен годом экологии. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Для каждого живого организма характерна своя среда обитания.
- Какие среды обитания вы знаете?
- Чем характеризуется наземно-воздушная среда обитания? Как организмы приспосабливаются к ней зимой? (зимой у растений замедлены жизненные процессы, насекомые погибают или прячутся, многие животные впадают в спячку, птицы улетают в теплые края)
– Посмотрите сколько у нас представителей животного мира: насекомые, птицы, звери. А вот о ком я вам хочу рассказать, сегодня вы догадаетесь, отгадав мои загадки:
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его
(Скворец)
Вот птичка так птичка
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клёст)
- О ком мы сегодня будем говорить?
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая
(Сорока)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой
Все ровно он будет мой
(Дятел)
3. Постановка проблемы.
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах, лесах, садах мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие - меньше. А зимой птиц почти не слышно. Их молчаливость вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь. Трудно птицам зимой.
Как приспосабливаются птицы к суровым зимним условиям? (Улетают в теплые края)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?
(Потому что им трудно найти корм и наступает похолодание).
– А какие птицы улетают в теплые края?
(Соловей, трясогузка скворец, кукушка, лебедь, журавль, утка).
- Все ли птицы улетают в теплые края?
Назовите тех птиц, с которыми вы встречаетесь в нашей местности зимой? Эти птицы всегда живут там, где живет человек – оседлые птицы. Но, есть такие, которые не встречаются у нас на пути, они прячутся, боятся человека. Крым на зимнее время становится для них местом для зимовки. Этих птиц называют зимующими.
– Почему мы их называем «зимующие» птицы?
(Потому им не страшны морозы и они остаются у нас на зиму).
Сегодня мы познакомимся с теми зимующими птицами, которые проживают у нас в Крыму.
(Слайды 1-3)
4. Работа по теме «Знакомство с птицами, зимующими в Крыму»
Просмотр презентации (слайды 13)
Работа в группе.
Учащиеся собирают пазлы с птицами и называют птиц.
5. Инсценированное выступление «Доживем до весны».
Учитель: Зимою птицам холодно,
Тоскливо, очень голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь?
Сценка.
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкамТо снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья: Чик-чирикин!
Что с тобой? Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны:.Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в школьный сад
Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:Нет, не верю все равно
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в школьный сад?
Воробей: Так и быть, я полечу
Я всю зиму есть хочу
Все улетают.
Презентация кормушек.
Слайды(14-16)
Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!Обращается к синичке:Ты со мной согласна?Синичка:Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
6. Рефлексия.
1. Дети по очереди выходят к доске, и вывешивают названия птиц, которых они запомнили (на доске нарисовано дерево).
2. Как ты можешь помочь зимующим птицам? Дети думают. Затем игра с мячиком (кому попадает в руки мяч, тот отвечает)