Урок по теме Односоставное предложение
Урок: «Односоставные предложения » 8 класс Предмет: Русский язык Цель урока: 1). Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе, совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия: Учебный комплекс под редакцией В.В. БабайцевойИспользуемое оборудование: Презентация "Односоставные предложения"Ход урока: 1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, надеюсь, он будет интересен и полезен для вас.
Стадия вызова.(Как побудить учеников на формулирование вопросов и целей обучения. Как они будут оценивать свои предыдущие знания).
Ребята, как мы будем работать на уроке:
читать – вдумчиво
писать – грамотно
слушать – внимательно
говорить – внятно, доступно
Итак, приступаем.
2.Изучение новой темы.1. Исследовательская работа в группах.- И начнем мы с вами урок с работы по группам.
-Ребята, даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.
1. Я умею читать книги.2. Люблю классическую музыку.3. По радио объявили о посадке самолета.4. Мне не спится.5.Зима!-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы (учитель пишет на доске слово – предложение).- По какому принципу вы их поделили?(Принцип разделения – состав основы предложений).
Выразите это схематически (на доске)Предложение двусоставное и односоставные.)
2. Определение темы урока учениками. - Что мы уже знаем?Двусоставные предложения.
-Какое предложение называется двусоставным?
- Какое из перечисленных предложений двусоставное?-Чем выражены главные члены в этом предложении?Я умею читать книги.Подлежащее выражено местоимением,сказуемое составное глагольное. (Глагол вформе 1 лица, ед. числа + инфинитив)- Чего мы ещё не знаем?(Односоставные предложения.)- Какова же тема нашего урока?(Односоставные предложения.)- А каковы цели? (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных. Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются. Попробуем сами использовать односоставные предложения.)3. Мотивация.- А зачем это нам? (Пригодится в жизни На ГИА знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)4. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?
-Давайте рассмотрим отрывки из художественных текстов русских поэтов.
1. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья.Серебро и колыханье Сонного ручья. (А. Фет)2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин)3. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)
- Какими предложениями по наличию грамматических основ насыщены отрывки ?
Чем выражены главные члены предложения?
-Что можете сказать об этих отрвыках?
- При помощи односоставных предложений художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней.
5. Представление тестовых заданий ГИА.- Давайте, сделаем вывод. Чтобы выполнить эти задания правильно и быстро, надо(- Много тренироваться-Во всём разобраться)6. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений. - Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно разделить на две группы. Какие? (на доске записаны предложения)_1.Люблю классическую музыку.2.По радио объявили о посадкесамолета.3.Мне не спится.4.Зима!-Какие группы у вас получились? (именные и глагольные) подписываем на доске, продолжая начатую схему.-По какому принципу вы разделили предложения?(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)-Чем выражены главные члены в данных предложениях?Какая ночь!(Главный член предложения – существительное в именительном падеже) Люблю классическую музыку.По радио объявили о посадке самолета.Мне не спится.
- В данных предложениях –главный член – сказуемое.
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее. Мне не спится.-Чем выражен главный член предложения?(Главный член предложения – безличный глагол)- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?Люблю классическую музыку.По радио объявили о посадке самолета.- Чем выражен главный член предложения?(Главный член предложения в первом предложении выраженглаголом в форме 1 лица, ед. числа Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа)
7. Итак, обобщимВ 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 - существительным.Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:1). Глагольного типа2). Именного типа8. Введение терминов. Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.Определённо – личноеНеопределённо – личноеБезличноеНазывное
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится!
Зима!
Предложения глагольного типа
определённо – личные
неопределённо – личные
безличные
Предложения именного типа
назывные (дописываем в схеме)
9. Создание алгоритма.
- Давайте, восстановим ход нашего исследования(1. Находим грамматическую основу предложения.2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.3. Смотрим, чем выражен главный член односоставного предложения.4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.5. Определяем, чем выражен главный член предложения.)Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусковАлгоритм определения типов односоставных предложений.
1.Определяем основу предложения.
А) Основа имеет подлежащее + сказуемое= двусоставное предложение.
Б) В предложении один главный член – значит, предложение односоставное.
2. Чем выражен главный член предложения односоставного предложения?
А) Оно подлежащного типа – назывное.
Б) Оно глагольного типа
3. Если глагольного, можно ли вставить подежащее?
А) Да
Б) Нет, значит, безличное.
4. Определям, чем может быть выражен главный член предложения.
А) Если местоимением 1,2 лица ед. и мн.ч –определенно – личное.
Б) Если местоимением 3 лица ед. и мн.ч. – неопределенно – личное.
10. Прочитайте предложения отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.1) Люблю бродить дорожкою лесною ... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Фронт. Война. 6). А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 7) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин).
11. Выполните тест (с самопроверкой). 1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10б). 2в). 3г). 4 2.Какое предложение не является односоставным?а). На морозном воздухе было трудно дышать.б).На востоке синело.в). Дело словом не заменишь.г). Свод неба был тих и чист. 3. Укажите односоставное предложение.а).Наступил вечер.б).Вечереет.в).Вечером мы пойдём в кино.г). Как хороши в России летом вечера! 4. Найдите назывное предложение. а). Светало.б). Утро.в). Наступило зимнее холодное утро.г). В дверь постучали. 5. Укажите определённо-личное предложение.а). Утренний сон сладок.б). Не забуду этой встречи.в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.г). Я люблю Балтийское море.Проверь себя. 1. г). 2. г). 3. б). 4. б). 5. б).12. Итак, ребята, какое предложение называется односоставным?
На какие группы они делятся?13. Синквейн- Составьте синквейн об односоставных предложениях.(ПредложенияЯркие, выразительныеОпределять, применять, составлятьЛюблю великий могучий язык!Наука)14. Информация о домашнем заданииВсем изучить §180. По группам2. Составить рассказ, используя односоставные предложения:
1 группа по теме «Поделюсь рецептом приготовления салата»
2 группа – «Как научиться кататься на коньках». 3. Выполнить в тетрадях упражнение № 19214. РефлексияРефлексия проводится с применением опоры: Сегодня на уроке я узнал В группе работать мне было, потому что Помогал мне Мешал мне ... Больше всего мне понравилось Труднее всего было