Система уроков по теме «Односоставное предложение» в 8 классе
Система уроков по теме
«Односоставное предложение» в 8 классе
Урок-обобщение.
УРОК – ИГРА в восьмом классе по теме «Односоставные предложения».
Урок-зачет (8 класс) по теме «Односоставные предложения».
Контрольная работа.
Тестовая работа.
Урок-обобщение (8класс)
по теме «Односоставные предложения»
Цель урока:
Обобщить изученный материал;
Проверить степень готовности учащихся к уроку-зачету;
Закрепить умение видеть односоставное предложение в составе сложных.
Ход урока.
Проверка домашнего задания (зачетной карточки, образцы карточек прилагаются)
Индивидуальный опрос: у доски готовятся отвечать три ученика.
Один записывает из своей карточки определенно-личные и неопределенно-личные предложения, второй – безличные предложения с пятью способами выражения сказуемого, третий – обобщенно-личные и назывные предложения. Каждому необходимо подготовить (устно) рассказ о виде и особенностях односоставных предложений, которые он запишет на доске. Задания разной трудности, поэтому нужно учесть выбор отвечающих учеников.
Класс в это время занят (под контролем учителя) взаимопроверкой домашнего задания (зачетных карточек).
Подведение итогов проверки на доске и взаимопроверки учащиеся сдают карточки учителю с указанием, кто составил и кто проверил).Работа над односоставными предложениями, входящими в состав сложных.
1. Из упражнения № 207 выбрать и прочитать предложения, соответствующие схемам: [ = ], и [ - = ]. на доске
[ = ], и [ = - ].2. Графический диктант. (Запись только схем предложений)
1) Дорогу занесло снегом, и нам посоветовали переночевать в деревне.
2) Скоро преодолеем еще один горный перевал, и прекрасная картина откроется нашему взору.
3) Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
4) Тихо, и на деревне поют петухи.
5) Отворили дверь в церковь, и оттуда с запахом воска потянуло холодом.
6) Весенний вечер, и в воздухе терпко пахнет черемухой.
Проверка работы, 3 ученика на доске воспроизводят схемы:
[ = ], и [ = ].
[ = ], и [ - =].
[ - = ], а [ = ].
[ = ], и [ = - ].
[ = ], [ = ].
[ - ], и [ = ].
Пока у доски работают, классу выдаются листочки с заданием и разъясняется суть работы.
После проверки схем учащиеся её выполняют.
Работа проводится дифференцированно:
I группе учащихся нужно в предложениях с пропущенными знаками препинания отыскать соответствующие схемы:
[ = ], и [ - = ] или [ = - ] и указать номер предложения
Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянуло тонким ледком. 2. Уеду и сниться мне станут в каком-то привычном кругу далекий в лесу полустанок и сосны в глубоком снегу. 3. Суньте руку в дупло, и ваша рука увязнет в черном меду. 4. Взойдите в гору и вы увидите весь город. 5. Минуя мокрый луг, легко шагаешь к дому, и каждому ты друг. 6. По нивам, по лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме и песнь сама слагается в уме. 7. До войны в нашем колхозе был такой обычай: косцам в луга носили завтрак. 8. Росная вечерняя прохлада, и с удовольствием в такое время вдыхаешь запах травы.
II группе даны предложения с расставленными знаками препинания; предложений всего пять, нужно выписать номера предложений, соответствующих схеме:
[ - = ], и [ = ]. или [ = - ], и [ = ].
Еще не успевшая остыть от дневного зноя земля излучала в воздух тепло, и от этого было душно. 2. Луна зашла лесом, и от огня не стало видно. 3.Небо было темное, и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи. 4. Еще мгновение, и лодка вошла под темные своды деревьев. 5. За дальностью расстояния воды не было видно, и о ней можно было догадаться только по белой кайме. (В. Арсеньев).
III группе даны предложения, которые уже устно прозвучали на уроке и к которым уже составляли схемы. Но теперь даются в другом порядке, нужно указать номер предложения, соответствующего схеме:
[ = ], и [ = ].
Тихо, и на деревне поют петухи. 2. Скоро преодолеем еще один горный перевал, и прекрасная картина откроется нашему взору. 3. Отворили двери в церковь, и оттуда с запахом воска потянуло холодом. 4. Весенний ветер, и в воздухе терпко пахнет черемухой. 5. Ночью буря бушевала, и утром воздух был сырой, тяжелый.
Проверка работы.
I группа II группа III группа
2,3,4,5,6 1,2,3 3
При проверки могут помочь ученики, быстрее всех справившиеся с заданием. Подведение итога.
Диктант «Проверь себя».
Без труда не выловишь и рыбку из пруда, как потопаешь – так и полопаешь…
Наслушаешься этих народных мудростей и заскучаешь: неужто без будничного труда ничего в жизни не добьешься? А вдруг удачу встретишь? В таком настроении обычно и попадаются в ловушки мошенников. Выходят из дома в надежде найти в канаве миллион, пытаются рискнуть – теряют последние копейки. А впрочем, волков бояться – в лес не ходить…
Проверка:
Один ученик у доски объясняет орфограммы и графически обозначает их. 2. Второй ученик объясняет все известные пунктограммы. 3. Третий – подчеркивает грамматическую основу, называя тип односоставного предложения.
Вопрос к классу: о каком способе выражения сказуемого в обобщенно-личном предложении не говорилось на уроке?
Подведение итога урока.
Дается дифференцированное домашнее задание: упражнение № 217или
творческая работа с обязательным включением односоставных предложений.
Поэтическая зарисовка (Мороз и солнце!...Зима. Осень.)Путевые заметки.
Дневниковые записи.
УРОК – ИГРА
в восьмом классе по теме «Односоставные предложения»
Класс, по усмотрению учителя, разбивается на три команды (по желанию ребят можно придумать название команде и эмблему), выбираются капитаны, так как во-первых, в случае спорных моментов они сообща принимают решение, во-вторых, для них проводится «Конкурс капитанов», в-третьих, именно они должны помочь более слабым ученикам подготовиться к игре. Всем участникам заранее сообщают вопросы для устной разминки, учитель напоминает о письменной разминке (по следам словарных диктантов).
Ход урока.
Учитель объявляет о начале урока-игры по теме «Односоставные предложения».
На доске пишутся названия команд и графы для подсчета баллов.
Игра, как обычно, начинается с устной разминки:
-Перечислить все типы односоставных предложений;
- О каком типе предложений говорил А.М. Пешковский: «Действующее лицо намеренно устранено, намерено представляется как неизвестное, неопределенное?" (высказывание уже звучало на предыдущих уроках, теперь нужно только вспомнить);
Назовите способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях;
Верите ли вы, что определенно-личные предложения - это...
односоставные предложения;
предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых достаточно определенно указывают на подлежащее;
предложения, в которых сказуемое выражено в форме 3-ого лица, множественного числа, прошедшего времени или глаголом, указывающим на состояние человека или природы (нездоровится, метет, подморозило);
Какое из предложений является назывным?
1) Рассвет.2) Скорее бы рассветало.
-Назовите безличное предложение:
1. Наступает вечер.2. Свет в домах погасили.3 .На улице моросит.
-Верите ли вы, что сказуемое в безличном предложении может быть выражено:
безличным неизменяемым словом «нет»;
неопределенной формой глагола или глаголом в форме 2 - ого лица;
глаголом в форме 1- ого лица.
Примечание.
Предпочтение дается той команде, в которой больше поднятых рук, то есть больше желающих ответить на вопрос.
Подводим итоги 1-ого конкурса. За каждый правильный ответ - 5 баллов (можно поставить дополнительные баллы за дополнения или уточнения).
Письменная разминка (по следам словарных диктантов).
У доски - представители всех трех команд. Они по очереди записывают слова. Класс должен записать все слова, которые диктует учитель. У записывающих на доске, таким образом, остается время для графического обозначения орфограммы, выделения части слова.
Пейзаж, эксперимент, троллейбус, корреспондент, пьеса, резолюция, комплекс, комплект, витрина, труженик, символ, серебряный, кто-нибудь, как-будто, не с кем, ни о чем, сначала, издалека, снова, насквозь, не увидев, недоумевая, не было, не бывать.У каждого ученика на доске по восемь слов. За правильное написание - 5 баллов.
Подводим итоги.
Схематический диктант (составить схему предложения и указать вид односоставного).
Одна ласточка не делает весны.
После драки кулаками не машут.
Торопливым людям не хватает мудрости.
Дело мастера боится.
Ночь. Темнота.
Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.
На доске, по выбору учителя, ребята (по одному из каждой команды) составляют схемы:
[ - = ].3. [ = ].5. [ - ] [ - ].
[ = ]. 4. [ - = ].6. [ = ].
Подводим итоги. За правильный ответ - 3 балла.
Можно двумя баллами оценить правильный ответ на вопрос: «Какова смысловая особенность этих предложений?» (с 1-4 и 6-ого)
Списать с доски предложения? Указать грамматические основы и типы односоставныхпредложений.
Клин клином вышибают.
Селедка соли не боится.
Сделанное утром проверяй вечером.
Берегись того, что не одобряет твоя совесть.
Правда - воздух, без которого дышать нельзя.
Чтобы ни случилось, не теряй бодрости.
Ребята рассказывают о выполненном задании (можно все обозначить на доске).
Подводим итоги.
Конкурс капитанов.
Творческое задание.
Для капитанов приготовлены тексты и задания на отдельных листочках.
I текст.Вечереет. Уже смеркается, от реки потянуло прохладой, хотя весь день пекло нестерпимо. Вообще-то пора ложиться спать, а то придется отказаться от утреннего похода по малину. Ради этого надо выйти из дома не позже половины пятого. Но кого потянет в кровать, когда на небе и звезд еще не видно.
II текст.Давайте не будем притворяться циниками! Не бойтесь иногда показаться сентиментальными! Закрывай глаза - и назад, в детство!
- Бежим! А то под дождь попадем! - слышу как наяву голос своей старшей сестры.
- Вернемся мокрые - получим от бабы на орехи!III текст.-Говорят, тебя вызывали к начальству?
-Да уж, осчастливили.
-И что тебе пообещали?
Пообещали выгнать с работы, если еще раз услышит, что в моей лаборатории болтают в рабочее время!
-А ведь болтали, будто тебя любят наверху и хотят послать в загранкомандировку...
-Наверху любят, когда работают и не судачат.
Капитаны (на свой выбор, как билет) берут тексты и работают с ними (или у доски, или сидят одни за партой), им нужно указать в тексте односоставные предложения. Дать краткую характеристику предложения, подчеркнуть особенности в употреблении этих предложений.
В то время класс работает над творческим заданием.
Представитель команды вытягивает для команды задание, которое записано учителем на отдельном листочке. Оно может быть таким:
Представьте. Что вы журналист. Вы пишете статью на тему «Берегите природу». Напишите заключительную часть статьи, включив в нее 4-5 односоставных предложений с такими, например, глаголами: относитесь, помните, (не) позволяйте, знайте, (не) думайте и др.Опишите природу (в ближайшую неделю, день) четырьмя - шестью предложениями, включив в них безличные глаголы (светать, подморозило, смеркаться), и личные (пахнуть, тянуть, завывать и др.) в роли безличных.Опишите наш кабинет, используя назывные предложения (7-8 предложений), чтобы получился связный текст.
Работу можно предложить выполнить индивидуально или в группах, если они небольшие.
Затем капитаны читают свои тексты, рассказывают о выполненном задании, получают баллы.
Творческие работы читают вслух, другие команды должны их оценить, назвать, доказывая это, наиболее удачные. Затем каждая команда получает баллы за работу (по пятибалльной системе).
VI. Подведение итогов игры, оценка участников (можно сделать памятные «медали», вручить их команде-победительнице и лучшим игрокам).
Урок-зачет (8 класс)
по теме «Односоставные предложения»
Цель:
Проверить сформированность основных понятий, умений, и навыков по пройденной теме;
Систематизировать и обобщить материал по теме;
Уточнить знания по основным вопросам.
Примечание: Формы проведения зачета можно использовать разные: письменный опрос по карточкам-заданиям; выполнение зачетной работы, комбинированный опрос и т. д. Формы проведения зачеты будут зависеть от содержания, темы. Цели проверки, состава учащихся, но все виды работ должны быть привычными, знакомыми. Проверка теоретических знаний на уроке-зачете проводится выборочно, по усмотрению учителя, в случае если ученик не был опрошен устно на предыдущих уроках. Это может быть, например, такое задание: «Расскажи о неопределенно-личных предложениях», или: «В чем состоит отличие определенно-личных предложений от неопределенно-личных». Для урока-зачета составляю разноуровневую работу. Первый уровень - для наиболее сильных учащихся. Чтобы работа учащихся была максимально самостоятельной, составляю шесть вариантов.
1 Вариант
I. Поставить недостающие знаки препинания. Указать грамматические основы, тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого.
Вы не верите слезам... Но я плачу не для вас: мне просто плачется.
Все следы замело снегом ледяными ветрами осыпало иней с деревьев.
А не махнуть ли нам на море?
На чужой беде счастья не построишь.
Он как тополь между нами: только не расти не цвести ему в нашем саду.
Белая Аравия песок оазисы колючей травы. За два часа испечешься как рак.
Уронили Мишку на пол оторвали Мишке лапу все равно его не брошу потому что он хороший.
Приятно пахнет черемухой слышу соловьиную трель дышу полной грудью весна!
Мне грустно потому что весело тебе.
10.Нам думать не положено выполнять надо.
II. Определи тип предложения.
А - односоставное; Б – двусоставное.
Лед как сахар.
III. В каких предложениях допущена ошибка в выделении грамматической основы.
Открываю окно в воздухе прохладно.
В этих местах не было грибов но зато малина росла в изобилии.
В городе на всех улицах нет электрического освещения.
Половодьем снесло деревянный мост.
IV. Указать, какое из предыдущих предложений соответствует схеме.
[=].
2 Вариант
I. Поставить недостающие знаки препинания. Указать грамматические основы, тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого.
Увидеть это цветущее деревцо можно только в глухом лесу.
О людях вообще жалеть не стоит а обо мне и подавно.
Туман. Река. Клубятся облака.
По широкому лугу иду раздаются шаги мои звонко.
Видно было что нам долго еще придется прожить в Витебске.
В Петровском ставят дом Ганнибалов.
Чужую беду руками разведу а к своей ума не приложу.
Самолет рвануло и резко повело в сторону.
Февраль. Жмут корежат землю холода.
В камень стрелять стрелы терять.
Для каждого из нас время течет по-разному. В молодости медленнее в старости быстрее.
Прим.: № 11 предлагается при условии изучения темы «Неполные предложения».
П. Определите тип предложения.
А - односоставное, Б - двусоставное.
Ш. В каком предложении допущена ошибка в выделении грамматической основы.
Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.
Пройдите по городу на Неве вглядитесь в него.
Ночь улица фонарь аптека. Бессмысленный и тусклый свет.
Помню раннее свежее тихое утро.
IV. Какие предложения из предложенных выше являются односоставными определенно- личными?
Вариант
Поставить недостающие знаки препинания. Указать грамматические основы, тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого.
Но вот выдался солнечный денек. Потом другой третий.
Если бы Никите подарили такую скрипку он отказался бы навсегда от всяких других игрушек.
Берегите душу раздвигайте ее границы расширяйте ее полезную площадь.
Порой светлело порой становилось похоже на сумерки.
Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.
Так и давит сердце.
Умная голова сто голов кормит а худая и себя не прокормит.
Тихая августовская ночь. С поля медленно поднимается туман.
Епишку судили за нарушение общественной тишины и спокойствия.
На утлой лодченке переправляюсь на тот берег.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Прим.: № 11 прилагается при условии изучения темы «Неполные предложения».
П. Определи тип предложения.
А - односоставные, Б - двусоставные.
Дом как крепость.
III. В каких предложениях допущена ошибка в выделении грамматической основы.
1.Мне не хватает нежности твоей тебе моей заботы не хватает.
Кому то не сидится дома в такую погоду.
Потом его в степи без чувств нашли.
Рассвело щебечут птицы под окном моей темницы.
IV. Какое предложение из вышеназванных является неопределенно-личным.
Вариант
Поставить недостающие знаки препинания. Указать грамматические основы, тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого.
Выйду на озеро в синюю гать к сердцу вечерняя льнет благодать.
Не объезжайте старого коня не обижайте новою методой и не брюзжите старого кляня что он в галопе резвости недодал.
А про это не спрашивают делай как велят.
Дали затянуло густым туманом не видно было ни зги.
Можно без лыж идти по хрустящему снежному паркету.
Нет здесь ни объездчиков ни егерей ни лесников.
Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом поросшим мхом.
Без друга жить - самому себе постылым быть.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Хорошо плыть ночью по реке.
П. Определи тип предложения.
А - односоставное, Б - двусоставное.
Наш школьный двор как сад.
Ш. В каком предложении допущена ошибка в выделении грамматической основы.
1. Палатку и кухню отправили на место где Кирилла Петрович должен был обедать.
Веет с поля ночная прохлада.
Утро. Выглядываю в кусочек окна не запущенный морозом и не узнаю леса.
Отмолотились в тот же день рано потому что заходил дождь.
IV. Указать предложения в составе которых есть неопределенно-личные предложения.
Вариант
Поставить недостающие знаки препинания. Указать грамматические основы, тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого.
О гибели Петьки мне написали когда я вернулся в Ленинград.
Иду засохшим ельником бугром а впереди над озером над кручей тяжелые ворочаются тучи.
«Нас выселяют» ответила она просто.
С дождями связано много примет.
На земле надо жить с хорошей и большой любовью.
Путешественнику принявшему предложение не миновать обильного угощения.
Прошлогодняя обсохшая травка. Красное глинистое обнажение земли.
- А фанеру зачем везете?
- Лодку делать будем.
Мальчишек надо приучать к строгости. К полезной работе.
Вроде бы угарно так и давит сердце.
П. Определи тип предложения.
А - односоставное, Б - двусоставное.
Жизнь как сон.
III. В каком предложении допущена ошибка в выделении грамматической основы?
Люблю дымок спаленной жнивы.
Умную голову почитают смолоду.
Только что смерклось я велел казаку нагреть чайник по-походному.
На свете мало говорят мне остается жить.
IV. Какие из приведенных выше предложений имеют обобщающее значение?
Вариант
Поставить недостающие знаки препинания. Указать грамматические основы, тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого.
Однажды унесли Петькиных голубей. Тихо унесли. Запоры не срывали жесть не сдирали досок не выламывали.
Иные места покидаешь и все же думаешь что когда-нибудь сюда вернешься.
В родник откуда воду пьют камень не бросают.
На скалы выбросило два парохода.
Лодку подхватило и понесло в темноту.
Полночь. Мгла и ветер. Холодно и зябко на берегу от ветра
Эх, посидеть бы здесь зорьки две!
В середине августа всегда жарко пахнет нагретыми травами.
Рыбу соломенной сетью не ловят.
Весь день хочется пить и Гуров часто ходил в павильон.
-Я люблю когда ты смеешься...
- А я когда ты подарки обещаешь!
Прим.: № 11 предлагается при условии изучения темы «Неполные предложения».
П. Определи тип предложения.
А - Односоставное, Б - двусоставное.
Ночь как год.
III. В каких предложениях допущена ошибка в выделении грамматической основы.
Пугачев подал знак и меня тотчас развязали и оставили.
Осенний день шуршал межой листвой.
Воздушной волной разрушило несколько здании.
Цыплят по осени считают.
IV. Какие из вышеназванных предложений являются безличными?
II уровень ЗАДАНИЙ рассчитан на средних учеников.Предлагается два варианта.
1 Вариант
Определи вид односоставных предложений, выдели грамматическую основу, способ выражения сказуемого.
Помню, как сладко спала вся усадьба в долгое послеобеденное время.
Изредка выводили медведей под окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями.
Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
He надо спешитъ с ответом, взвесь все и подумай.
Река. От нее тянет сыростью, клубится над самой серединой туман.
II. Найди ошибку в выделении грамматической основы.
1.Помню, как сильно пахли табачки на клумбе
Вам не видать таких сражений.
О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко броситъ им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.
В чугунную доску били без устали.
Укажи безличные предложения, из вышеназванных.
Выполни синтаксический разбор указанного предложения.
2 Вариант
I. Определи вид односоставных предложении, выдели грамматическую основу, способ выражения сказуемого.
1.Приятно пахнет флоксами.
2.Ветер рвал, носил, а дождя не было.
3.Чудесная русская зима Глубокий снег плотно укрыл землю.
4.Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
5.Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6.Дивишься драгоценности нашего языка.
II. Найди ошибку в выделении грамматической основы.
1.Смеркалось. Мне стало холодно.
2.Газеты приносят утром.
3.Непогода, и не хочется выходил, из дома
4.Утро, и растаял туман, как будто его никогда не было.
III. Укажи неопределенно-личное предложение из вышеназванных, запиши.
IV. Выполни синтаксический разбор указанного предложения.
III уровень заданий выполняют наиболее слабые учащиеся, предлагается два варианта работы
Вариант
I.Запиши, определи тип односоставных предложений.Люблю, тебя Петра творенье...
Выходного дня ждешь с нетерпением.
В нашей школе организовали музей.
С утра морозило.
Раннее утро.
Нет конца мелколесью.
Дружно отправляемся в поход.
Хорошо пахнет снегом.
Без труда не вынешь рыбку из труда.
Перестрой односоставные предложения в двусоставные.
Зима.
В школе готовятся к празднику.
Тревожные гудки.
В доме ожидают гостей.
В трубе свистело, ухало, гудело.
III. Замени двусоставное предложение односоставным.
В лесу все затихло.
Я грущу.
Соседи мне рассказали о случившемся.
Вариант
I. Запиши, определи тип односоставных предложений.
1.Люблю грозу в начале мая.
2.Дорожки в поселке посыпали галькой.
3.Слезами горю не поможешь.
4.Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
5.На улице вьюжит.
6.Зима. Вот и снег.
7.На площадке играют в баскетбол.
8.Утром встанешь пораньше, соберешься быстро и в лес побежишь.
9.Осенью почти не было дождей.
10.Сильнее кошки зверя нет.
II. Перестрой односоставные предложения в двусоставные.
1.Ночь.
2.В деревне убирают урожай.
3.Темнота Ветер и дождь.
4.На лугах косят сено.
5.В лесу затихло.
III. Замени двусоставное предложение односоставным.
1.Приятно пахнет черемуха.
2.Я не сплю.
3.Друзья пригласили нас в гости.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме
"Односоставные предложения"
1 вариант2 вариант
I. Чем неопределенно-личные предложения I. Какие односоставные предложения вы отличаются от безличных ?знаете?
II. Определить тип односоставных предложений.
1) Оцепили место в двадцать пять сажен.
Отзвонили вечерню во святых церквах.
И бугор земли сырой- тут насыпали, и кленовый крест тут поставили. 4) Скажи мне, ветка Палестины.. .5)Светись,светись, далекая звезда. 6) Все лучше перед кем-нибудь словами облегчить мне грудь.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Темно. Все спит. 10) Тебе есть в мире что забьггь. 11) Вам не видать таких сражений!.. (Из произв-ий М.Ю.Лермонтова).
1)Живу как. неба властелин - в прекрасном мире, но один. 2) Вам не видать таких сражений.3) Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех. лесов. 4) И вот нашли большое поле. 5) Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули.
Отзвонили вечерню во святых церквах.
Схоронили его* за Москвой-рекой,
О, как мне хочется смутить веселость их
Примите дивное посланье из края дальней сего. 10) Вот смерклось. 11) Вечер. (Из произведений М,Ю.Лермонтова
III.Найти односоставные предложения в тексте, выделить грамматические основы
Ночь. Тишина. Иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: "Как прекрасен мир, посмотрите!" Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. "Пойдем-ка домой, полуночница", - говорит она. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Утро. Я еще в полусне. Чувствую приятна свежесть летнего утра. Е
Вдруг в дверь постучались. На пороге - мои друзья, в руках держат удочки, сачки, и корзинки. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю - день проведем отлично! Поэтому весело!
IV. Выполнить синтаксический разбор.
Светись, светись, далекая звезда.Люблю дымок спаленной жнивы.
V. Указать, чем выражено сказуемое (лицо, число, время, если это глагол).1). Вот он слышит, в сенях дверью 1).Отвечает так Кирибеевич, покачав головою
хлопнули. 2) Его в степи без чувств кудрявою…2). Скажи мне, что средь этих стен
нашли. 3). Но с жизнью жаль расстаться могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой,
мне. но живой. Меж бурным сердцем и грозой?...
ТЕСТОВАЯ РАБОТА
В восьмом классе по теме
«Односоставные предложения»
Найдитеодносоставное предложение
Нарядный- морской вокзал.
Возле бухты вырос крупный город.
На северном берегу Охотского моря . лежит бухта Нагаева.
Построены заводы.
Организован музей.
Найдитедвусоставное предложение (побудительное).
В садах окапывают деревья.
С утра морозило.
Ребята, не опаздывайте на занятия кружка.
Мы с Павлом отбираем из своего имущества только самое необходимое. (Федос.)
Вы внимательно прочитайте "Правше для учащихся".
III. Найдите односоставное нераспространенное предложение.
Наступает утро.
Стемнело.
Мне хочется спать.
На балконе соседней дачи зажгли свет. (Пауст.)
Вечерами работалось осебенно хорошо. ( Ч.)
IU. Найдите односоставное распространенное предложение.
Магистраль.
Масштабы работы поистине грандиозные .На пути трассы находятся семь горных хребтов.
Магисталь прорезает вековую тайгу.
Ее называют стройкой века.
и. Найдите назывное предложение.
Каздое воскресенье мы стараемся * провести интересно.
Выходного дня эедешь с нетерпением.
Так было и на прошлой неделе.
Реннее утро.
Дружно отправляемся в поход.
UI. Найдите определенно-личное предложение.
Ведут ко мне коня. (П.)
Завтра иду с радистом и провод ником в горы. (Федос.)
Сначала подумай, а потом говори. (Посл.)
Все больше заносит снегом окошко. (Есн.)
Апрель двадцать второго года- (П.А.)
UII. Найдите безличное предложение.
Давайте сегодня осмотрим северные склоны. (Федос.)
В дверь постучали. (Л.т.)
3) С утра морозило:
Дело словом не заменишь. (Посл.)
Богато убранный кабинет.
UIII. Найдите неопределенно-личные предложения.
Ребята, будьте внимательны при списывании текста.
В палате еще долго вспоминали его рассказы.( Ю. Герман)
Весной в деревне готовятся к севу.
На селе бьло темно и тихо. (Бун.)
Поля созревающей роки. (Коненк.)
IX. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение.
Ручеек поворачивал направо и струился вдоль большого оврага, сливаясь с другими родниками. (Сол.)
Большая бьша радость, когда расступились последние деревья. (Сол.)
Волны бились о скалы, и байдарка ударилась о камень.
С одного края небо очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. (Бун.)
На небе начинало сереть, и по воде заклубился легкий парок. (Леек.)
X. Найдите сложное предложение, состоящее из двух односоставных предложений.
Чуть брезжилось, когда нас разбудили ...(Акс.)
Отцу моему захотелось узнать, отчего потекла наша лодка. (Акс.)
Когда совсем рассвело, Дерсу разбудил нас. (Арс.)
Светло на улице, и виден сад насквозь. (Твард.)
Туч на небе не бьшо, но солнце не выглядывало. (Леск..)КЛЮЧ:
-1
-5
-2
5
V -4
UI-2
UII-3
UIII-2
-5
-1