Конспект урока по окружающему миру 2 класс Звездное небо зимой

Конспект урока по окружающему миру на тему «Звездное небо зимой» 2 класс
       Цели урока: обобщить элементарные представления о Вселенной, Солнце, звездах; дать понятие "созвездие", "астрономия",
познакомить с назначением телескопа, учить находить на карте-схеме звёздного неба известные созвездия, развивать творческое воображение, любознательность.
      Оборудование: плакат "Карта звездного неба", выставка книг о Космосе, текст "Созвездие Лебедя", атрибуты для героев сценки, мультимедийная презентация "Звёздное небо".
I. Сообщение темы, цели урока.
    Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен, необозрим.
Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения.
     И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу движутся Солнце и Луна.
     А вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звезд, который всегда привлекал. завораживал человека. Когда-то очень давно один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
     Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому русскому ученому – принадлежат слова, которые идут, кажется, из глубины души каждого из нас, поднявших глаза на звездное небо:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна
 Звездное небо – великая книга Природы. Сегодня на уроке мы попробуем научиться её читать. Мы будем искать ответы на вопросы:
- Сколько звезд на небе?
- Кто придумал названия созвездиям?
-Что такое Зодиак?
II. Вселенная. Солнце. Количество звезд.
     Вселенная Какое красивое, величественное слово. Что оно означает?
                                (Так называют весь мир, который включает в себя  
                        Землю, Солнце, звезды и всё пространство между ними).
         Во Вселенной  бесчисленное множество звезд. Одна из них, самая близкая к нам,- Солнце. А почему днём мы не видим другие звезды? (Ответы детей).
      Днём Солнце "перекрывает" своим ярким светом более слабый свет других.
 далёких звезд, и мы их не видим. Кажется, что нет ничего, кроме Земли с её обитателями, голубого неба и яркого солнышка.
      Но вечером, когда наше дневное светило исчезает за линией горизонта,
небо становится совсем другим. Звёзды так далеки от нас, что кажутся песчинками по сравнению с Солнцем. Но как их много! Всё небо усыпано крошечными светлячками, далёкими солнцами. Сколько же их? Нельзя ли их сосчитать?
Ученик.
    Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, рассматривая и наблюдая звезды, так и называли – звездочёты. Позже их стали называть астрономы ("астр" значит звезда). А наука, которая
 изучает звёзды – астрономия. С помощью современных телескопов
 (приборов для наблюдения за звездами) ученые пришли к выводу: "Звёзд на небе 200 миллионов. Примерно".
    Как видим, даже с помощью новейших телескопов ("теле" - далеко, "скоп"-наблюдаю) учёные не могут дать точное число звезд. Примеры телескопов: космический "Хаббл", радиотелескоп. Обсерватория в ст. Зеленчукской –дом-башня (44 м в высоту), с круглой крышей-куполом.
III. Созвездия. Названия созвездий.
1.
     С древних времен люди наблюдали за звездами на небе и заметили, что в их расположении есть определенный порядок, сохраняющийся постоянно.
Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов. животных. Так появилисьсозвездия – участки звездного неба, где звезды объединены в разнообразные фигуры. Всего на небе 88 созвездий.
      На рисунках и картах для удобства звезды соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на небе нет таких линий. Их нужно проводить мысленно
от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру.
2.
      У каждого созвездия есть свое название. Многие названия были даны
астрономами, которые жили  очень давно в Древней Греции. Древние треки
 думали, что богов – множество. Самый главный из них – Зевс, властелин мира,
 он поддерживает порядок во Вселенной. Истории о жизни и деяниях богов
 назвали "мифы" (сказания, предания). Именно из древнегреческих мифов мы узнаем, почему то или иное созвездие так назвали. Названия созвездий – это имена героев мифов.
3.
      Очертание этого созвездия, похожего на ковш, вам должно быть знакомо. (Ответы детей).
      Да, древние астрономы назвали это созвездие Большая Медведица. А вот как она оказалась на небе нам расскажет, прочитавшая один из древнегреческих мифов.
Ученица.
    В давние -давние времена жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть.
Он навсегда поселил Каллисто-медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.
    Если провести взгляд от стенки ковша Большой Медведицы вверх, найдём Полярную звезду. Это звезда – компас, по которой ориентируются все путешественники: она указывает направление на север. Полярная звезда – это одна из звёзд другого созвездия, тоже похожего на ковш, только меньшего размера.
Да, это созвездие Малой Медведицы, в которую была превращена любимая собака красавицы Каллисто. Так Зевс позаботился о том, чтобы его возлюбленной не было скучно на небе.
  Вот на этой карте-схеме мы можем видеть те созвездия, которые видны на небе в любое время года.
     Давайте попробуем найти известные нам созвездия. (Дети выходят к карте-схеме и показывают Б.Медведицу, Полярную звезду, М.Медведицу).
4.
    Если мысленную линию, с помощью которой мы нашли Полярную звезду, провести дальше, она укажет нам на созвездие Кассиопея. Его главные звезды образуют фигуру, похожую на букву "М". Но только эта буква как будто растянута за "ножки". Созвездие названо по имени царицы Кассиопеи, которая, согласно легенде, когда-то правила в одной из южных стран.
    Между Кассиопеей и малой Медведицей находится созвездие Цефей. Пожалуй, оно похоже на покосившийся домик. Это созвездие названо по имени легендарного царя Цефея – мужа Кассиопеи.
    А неподалеку можно увидеть созвездие Дракон. Тело чудовища изогнулось между Малой и Большой Медведицами. Эти три созвездия связаны между собой красивой легендой, которую вы можете прочитать в древнегреческих мифах.
IV. Физминутка.
Выше к звездам!
Выше к звездам!
Сядем в ракету и улетим!
Мимо Сатурна,
Мимо Урана
Быстро промчимся
И приземлимся!
V. Самое красивое созвездие.    Попробуем дать название созвездию.
1.
     Зимой небо украшает одно из самых замечательных созвездий – Орион. Оно по форме похоже на бант. Посредине цепочка из трех звезд, расположенных по прямой линии. Это, так сказать, пояс Ориона. Кого же можно себе  представить, глядя на яркие звезды? (Ответы детей).
     Название Орион – это имя охотника из древнегреческих мифов. Глядя на звезды, не так уж трудно представить себе могучего охотника, поднявшего вверх тяжелую дубину.
      Самые яркие звезды этого созвездия – Бетельгейзе (что означает "плечо") и Ригель (что означает "пятка").
      Давайте теперь послушаем наших артистов, которые готовы показать вам небольшую сценку, из которой вы узнаете, почему этому созвездию дали название в честь охотника Ориона.

      Давайте посмотрим, какие книги об этой прекрасной птице принесли на выставку ребята.
VI. Проверим себя.  
Выполняются задания в рабочей тетради (с. 15 № 1,2).
Взаимопроверка.
VII. Что такое Зодиак?  Защита проекта "Путешествие по Зодиаку".      
   В  основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное" и "круг". Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных". И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца. Поэтому разные народы связывали Зодиак с образом "небесной дороги".
   Путешествие по Зодиаку принято начинать с созвездия Овна. В нашей книжке-раскладушке мы не только рассказываем о том, как появились такие названия у созвездий Зодиака, но каждый из вас может определить по своему дню рождения к какому знаку Зодиака он относится.
VIII. Итог урока.
  1. Рефлексия. Ученикам предлагается заполнить листок-анкету.
2. Сегодня мы убедились, что в природе столько нераскрытого, непознанного. Познание – это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живём.
Наблюдайте! Узнавайте ! И тогда будет интересно жить!

15