Конспект урока по истории 5 класс Природа и люди древней Индии


Тема урока:       Природа и люди Древней Индии.
1. Организационный момент
СЛАЙД 1
-Здравствуйте мальчики и девочки. Меня зовут Ольга Николаевна.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
-Ребята, вы уже знакомы с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени.
- Сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились.
Работа в парах
Для этого я предлагаю вам задания по выбору.
У вас на столах лежат карточки , прочитайте их внимательно и попытайтесь ответить, о каком государстве в ней рассказано,
( карточка 1.)
1) Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство называется . (ЕГИПЕТ)
2) Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось .(ФИНИКИЯ)
3) Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря. По его территории протекала река Иордан впадающая в Мёртвое море. Среди царей управлявших этим государством наиболее известен царь Соломон, прославившийся своей мудростью. Народ этого государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в Иерусалиме. Это государство называлось (ПАЛЕСТИНА)
4) Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна называлась (ДВУРЕЧЬЕ)
5)Это страна находится в западной части полуострова Малая Азия. На песчанных берегах рек можно было найти крупицы золота. Именно здесь начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Это страна называлась (ЛИДИЯ)
6) Эта страна находится к востоку и северу от Финикии. Местные жители занимались преимущественно кочевым скотоводством и посреднической торговлей. Только в некоторых долинах природные условия способствовали развитию земледелия. Ёе окружали мощные государства, которые всегда стремились к захвату ее богатых торговых городов и природных богатств. Одним из крупнейших был Угарит. Это страна называлась (СИРИЯ)
СЛАЙД 2
У вас на столах есть магические квадраты.( карточка 2)
Найдите названия этих государств.

А теперь определим местоположение этих государств.
9
8
Сирия
Лидия
Двуречье
Палестина
Финикия
Египет
Персидскийзалив
Красное море
Средиземноеморе

История - одна из самых интересных наук в мире, и хотя вами изучена лишь небольшая частичка событий в биографии человечества, вы уже легко можете ответить на многие вопросы. 
СЛАЙД 3-17
Фронтальный опрос
Кроссворд
              5                      
          6                          
                                     
                                     
          3       4                  
                        2            
      1                              
                                     
      7                              
                                     
8                                    
                11                    
                              13      
      9             10                
                                     
                                     
        12                            
                                     
1. Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован…
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен –
Никогда не увидитьОн отчизны просторы ( РАБ)
2. Он «давал деньки в рос» (РОСТОВЩИК)
3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда (МЕДЬ)
4. Стенобитная осадная машина, одно из самых древних средств, разрушения (ТАРАН)
5. Устройство для подъёма воды (ШАДУФ)
6.Две каменные доски, на которых, согласно библейской мифологии, были начертаны 10 заповедей, переданных Моисею Богом (СКРИЖАЛИ)
7. Гроб для мумии фараона (САРКОФАГ)
8. Мелкие предметы, которые защищали от злых духов и несчастий.
(АМУЛЕТЫ)
9. Древняя двухколесная повозка, в которую впрягались лошади, применялась в боевых действиях. (КОЛЕСНИЦА)
10. Длинный лист папируса, сматываемый для хранения в рулон. (СВИТОК)
11. Племена, не имеющие постоянных поселений, они перегоняют скот с одного пастбища на другое. (КОЧЕВНИКИ)
12. Существо с телом льва, головой человека(СФИНКС)
13. Служители храмов (ЖРЕЦ)
2.Изучение нового материала
СЛАЙД 18-19
Учитель.Молодцы. Теперь я вижу, что мы можем отправляться в путешествие. Поплывём мы с вами вот на этом корабле. Но куда? Вы узнаете посмотрев на экран.(индийский танец)
Учитель:Кто, ребята,догадался с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
СЛАЙД 20
(карта Индии)
СЛАЙД 21
Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".
Перед тем, как отправиться в путешествие, нужно продумать маршрут, все спланировать и ничего не забыть
Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
. Посмотрим на план нашего путешествия
СЛАЙД 22
План путешествия:
Местоположение Индии
Природа Индии
Животный и растительный мир Индии
Занятия жителей Древней Индии.
Постановка логического задания:
СЛАЙД 23
Внимание греки называли её страной чудес .А почему, мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Что нам необходимо чтобы мы не заблудились? (Предположение детей)
1.Местоположение Индии
И так нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.97. А у меня на доске. (На доске карта древней Индии без опознавательных знаков.По ходу урока на ней ученики прикрепляют основные географические объекты Индии)
-Давайте определим место положения Индии.
(Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.) -Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждой группы лежит свой текст документа) (Приложение № 3).
2.Природа Индии
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.
1.Прочитайте отрывок.
«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями»
2. Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка? 
Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?
СЛАЙД 24
-Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают страну, от холодных ветров, а также служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на земле – Джомолунгма, чья высота около девяти тысяч метров. Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
2.
1.Прочитайте отрывок.
Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек…
2.Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка?
Назовите крупные реки протекающие в этой стране?
СЛАЙД 25
В стране есть полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни.
3.
1.Прочитайте отрывок.
«Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по двадождливых сезона — один зимний, другой — летний:»
2.Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка?
Какой же был климат полуострова?
-Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.
3.Животный и растительный мир Индии
Давайте прогуляемся по джунглям.(просмотр видео)
СЛАЙД 26
Учитель: 
Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц.
-Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы).
Учитель: Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:?СЛАЙД 27
Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.
Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: Угощайтесь, но нас не трогайте.
СЛАЙД 28
Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. (просмотр видео)
У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.
СЛАЙД 29
С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.
4. Занятия жителей Древней Индии.
Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Чем же занимались местные жители. Давайте составим Кластер. Для этого откроем учебник на стр.
Земледелие
Торговля
Занятия населения


Животноводство
Собирательство

Ремесло

(Кластер на доске)
Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии. в.(слайд №4) Почему греки называли Индиюстраной чудес?
(Ответы учащихся)
3. Закрепление изученного материала
Ну что же наше путешествие подходит к концу, но за бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно восстановить это размытое письмо, у вас на это 3 минуты
СЛАЙД 30
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что
-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
- удивительные растения и животные.
5.Рефлексия
СЛАЙД 31
Ребята, нам пора возвращаться, давайте составим синквейн.
Индия

А теперь поднимем цветные паруса, по одному от каждой группы. Красный парус – если вам было интересно и всё удалось, жёлтыё – было интересно, но что - то не получилось, синий – не узнали ничего интересного.
6.Домашнее задание
1.Прочитать п.20 учебника.
задания на выбор:
Нарисовать рисунок «В джунглях».