Научная статья Технология проблемного диалога на уроках географии как средство реализации ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС.
Потапова Т.Н. – учитель высшей категории моу гимназии №1 Центрального района г. Волгограда
Во все времена школа боится реформ. Введение ФГОС – это серьёзная проблема для учителей, с которой они боятся столкнуться и даже пытаются сопротивляться. Учителям не очень понятно чего от них хотят и что нужно перестроить в своей деятельности, чтобы получить результаты, которые прописаны в ФГОС. Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.
Технология стоит на трёх китах: психологии мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий, который состоит из отдельных стимулирующих реплик для выработки учащимися творческого подхода к работе – формулирование темы урока, проблемы, выдвижение и проверка гипотезы, подводящий – пошаговая система вопросов и заданий к формулированию темы и логическая цепочка умозаключений, ведущих к новому знанию.
В технологии используется 6 приемов создания проблемной ситуации. 1. Проблемная ситуация создается при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
2. Проблемная ситуация при столкновении мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом.
4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим.
5. Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильных для ученика. Последний вопрос должен содержать обобщение, которое позволяет сформулировать тему урока. Ошибочные ответы учеников принимаются без всяких оценок.
6. Мотивирующий приём – готовая или интригующая информация (приём «яркое пятно») или приём «актуальность».
В некоторых случаях оба приёма можно использовать одновременно. «Ярким пятном» на уроке может быть видеофрагмент, мультфильм, отрывок из фильма, фотография, отрывок из литературного произведения, документа и т.д. На уроках учитель стимулирует к выдвижению и проверке гипотез, делает подсказки или сообщает решающую гипотезу.
Уроки могут быть с одной решающей гипотезой и с несколькими решающими гипотезами. В первом случае могут быть ошибочные гипотезы, во втором учитель должен сделать так, чтобы они не появлялись. Диалог, подводящий к знанию, представляет собой систему заданий и вопросов, формулирующих «открытие» нового знания.
При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему. При выдвижении и проверке гипотез старшие школьники могут выдвигать гипотезы, основываясь на ранее усвоенных знаниях. Проблемно-диалогические методы хорошо сочетаются с фронтальной, парной, групповой и индивидуальной формой обучения. При проблемно-диалогическом обучении в наибольшей степени изменяется роль таких средств обучения как опорные сигналы. Опорным сигналом может быть запись темы урока, схема, таблица, рисунок. Все опорные сигналы ученики должны видеть и фиксировать у себя в тетрадях. Учитель фиксирует на доске.
Технология дает качественные знания, за счёт использования компонентов технологии – постановка проблемы (познавательная мотивация), методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. В становлении познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять проблему, выдвигать и проверять гипотезу.
Подводящий диалог формирует логические умения, сравнивать, анализировать, обобщать. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются за счёт варьирования форм обучения. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии.
Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю. Продуктивные задания стимулируют оценивание.
Технология проблемного диалога способствует личностному развитию школьников. Позиция исследователя – наличие потребности в изучении нового, способность к постановке проблемы и её анализу с разных точек зрения. Внутренняя учебная мотивация – сочетание познавательного интереса обучаемого к содержанию и процессу учения и его желания учиться в школе.
Развитие ответственного поведения и самостоятельности – поручение выполняется в силу признания его необходимости и даже вопреки собственным желаниям. Коммуникативные установки – ценностные ориентации в сфере межличностного общения, представления о желательных и допустимых способах поведения. Рефлексия – способность осознавать себя и свою деятельность. Проблемно-диалогическое обучение способствует формированию целостной непротиворечивой личности, объективно оценивающей свои возможности, желающей и не боящейся учиться новому, толерантной и умеющей взаимодействовать в группе.
Технология проблемного диалога имеет ряд отличий от других технологий:
1. Место проблемного диалога – урок введения нового материала.
2. Проблемный диалог универсален, т.е. реализуем на любом предмете и любой ступени обучения.
3. Проблемный диалог даёт учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
4. Проблемный диалог представляет собой реальную технологию обучения, которая сдаётся учителю «под ключ».