Конспект урока по истории на тему Природа и люди Древней Индии (5 класс)

Тема: «Природа и люди Древней Индии»
Учитель: Колпакова Екатерина Олеговна
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
формирований представлений о географическом положении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока
развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
развитие интереса к истории, мотивации к учению;
формирование навыков учащихся получать информацию из исторической карты.
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии.
4. Подведение итогов
5. Постановка домашнего задания
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2006 г.,
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";
схемы "Индия" для каждого ученика и на доске; таблички с надписями: Индостан, Инд, Ганг, Гималаи, Земледелие, тигры, пантеры, обезьяны, змеи, слоны, коровы, ячмень, пшеница, хлопчатник, рис, чай, сахарный тростник, перец; тексты для ролевой игры;
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предполагаемый результат:
Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
Расширение кругозора.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется Индия. Презентация - слайд №1
II Подготовка к активному усвоению новых знаний
На доске - схема. (Приложение № 1).
– Посмотрите на доску, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня, изучая новую страну? (Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии). Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №3). Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 2)
Местоположение Индии
Климат Индии
Животный и растительный мир Индии
Занятия жителей Древней Индии.
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы нам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы? Итак, начинаем.
III Изучение новой темы:
Для работы нам необходима карта. Откроем учебник на стр.92 (Презентация, слайд № 4). Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.
– Посмотрите на карту, водами какого океана, моря омывается Индия? (Индия омывается водами Индийского океана, Аравийского моря).
Обратимся к нашей схеме. Что мы должны записать? (полуостров Индостан)
Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки.
– Посмотрите на карту и скажите: « Какие реки находятся на территории государства Индия»? (Инд и Ганг.)
В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5).Индийцы считали реки священными, дающими жизнь.
Обратимся к нашей схеме. Что мы должны записать? (реки: Инд и Ганг)
– А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека. ( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 2).
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями:"
– Что мы узнали из этого отрывка? (в Индии есть горы)
– Посмотрите на карту. Как называются эти горы? (Гималаи). (Презентация, слайд №6)
– Какую новую информацию мы узнали и должны записать в нашу схему? (горы Гималаи)
– Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №7).
Возвращаемся к нашему историческому документу.
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода... Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний"
– Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди).
– Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №8).
– Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы).
– Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
– Безопасно ли было человеку в джунглях? Почему? (Нет, т.к. там обитают дикие животные). В джунглях человека подстерегала опасность: (Презентация, слайд №9). Там водится множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте".
– Какое ещё большое животное – помощник обитает в Индии? (слон). (Презентация, слайд №10). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №11). А сейчас заполняем схему самостоятельно той информацией, которую мы узнали сейчас.
Среди джунглей индийцы создавали поселки, деревни. (Презентация, слайд №12). Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью и уважением они относились к корове. (Презентация, слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.
– Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14).
– Какую новую информацию мы узнали и должны записать в нашу схему?
( главное занятие – земледелие)
– А сейчас к нас пришли гости из Древнего мира. Они нам расскажут новую информацию о жизни древних индийцев. А вы, ребята, внимательно слушайте и запоминайте.
Сценка:
Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани.
Учитель: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Учитель: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: (Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. В сундучке находятся рис, чай, сахарны тростник, перец. (Презентация, № 17-20).
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
– Что мы узнали из рассказа путешественников? (в Индии есть сельскохозяйственные культуры: ячмень, пшеница, хлопчатник, рис, чай, сахарный тростник, перец)
– Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой). Самостоятельно заполняем наши схемы полученной новой информацией.
IV Подведение итогов
– Сегодня на уроке бы изучали новую страну – Древнюю Индию. Что мы узнали об этой стране? ( ответы ребят по схеме)
Выставление оценок за работу в классе.
V Постановка домашнего задания
Параграф № 20 прочитать, п.1 – пересказ
Спасибо за урок.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15