Конспект урока по истории на тему Природа и люди Древней Индии (5 класс)
Тема: «Природа и люди Древней Индии»
Учитель: Колпакова Екатерина Олеговна
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
формирований представлений о географическом положении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока
развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
развитие интереса к истории, мотивации к учению;
формирование навыков учащихся получать информацию из исторической карты.
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии.
4. Подведение итогов
5. Постановка домашнего задания
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2006 г.,
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";
схемы "Индия" для каждого ученика и на доске; таблички с надписями: Индостан, Инд, Ганг, Гималаи, Земледелие, тигры, пантеры, обезьяны, змеи, слоны, коровы, ячмень, пшеница, хлопчатник, рис, чай, сахарный тростник, перец; тексты для ролевой игры;
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предполагаемый результат:
Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
Расширение кругозора.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется Индия. Презентация - слайд №1
II Подготовка к активному усвоению новых знаний
На доске - схема. (Приложение № 1).
– Посмотрите на доску, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня, изучая новую страну? (Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии).Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №3). Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 2)
Местоположение Индии
Климат Индии
Животный и растительный мир Индии
Занятия жителей Древней Индии.
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы нам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы? Итак, начинаем.
III Изучение новой темы:
Для работы нам необходима карта. Откроем учебник на стр.92 (Презентация, слайд № 4). Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.
– Посмотрите на карту, водами какого океана, моря омывается Индия? (Индия омывается водами Индийского океана, Аравийского моря).
Обратимся к нашей схеме. Что мы должны записать? (полуостров Индостан)
Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки.
– Посмотрите на карту и скажите: « Какие реки находятся на территории государства Индия»? (Инд и Ганг.)
В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5).Индийцы считали реки священными, дающими жизнь.
Обратимся к нашей схеме. Что мы должны записать? (реки: Инд и Ганг)
– А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека. ( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 2).
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями:"
– Что мы узнали из этого отрывка? (в Индии есть горы)
– Посмотрите на карту. Как называются эти горы? (Гималаи). (Презентация, слайд №6)
– Какую новую информацию мы узнали и должны записать в нашу схему? (горы Гималаи)
– Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №7).
Возвращаемся к нашему историческому документу.
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода... Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний"
– Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди).
– Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №8).
– Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы).
– Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
– Безопасно ли было человеку в джунглях? Почему? (Нет, т.к. там обитают дикие животные). В джунглях человека подстерегала опасность: (Презентация, слайд №9). Там водится множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте".
– Какое ещё большое животное – помощник обитает в Индии? (слон). (Презентация, слайд №10). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №11). А сейчас заполняем схему самостоятельно той информацией, которую мы узнали сейчас.
Среди джунглей индийцы создавали поселки, деревни. (Презентация, слайд №12). Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью и уважением они относились к корове. (Презентация, слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.
– Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14).
– Какую новую информацию мы узнали и должны записать в нашу схему?
( главное занятие – земледелие)
– А сейчас к нас пришли гости из Древнего мира. Они нам расскажут новую информацию о жизни древних индийцев. А вы, ребята, внимательно слушайте и запоминайте.
Сценка:
Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани.
Учитель: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Учитель: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: (Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. В сундучке находятся рис, чай, сахарны тростник, перец. (Презентация, № 17-20).
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
– Что мы узнали из рассказа путешественников? (в Индии есть сельскохозяйственные культуры: ячмень, пшеница, хлопчатник, рис, чай, сахарный тростник, перец)
– Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой). Самостоятельно заполняем наши схемы полученной новой информацией.
IV Подведение итогов
– Сегодня на уроке бы изучали новую страну – Древнюю Индию. Что мы узнали об этой стране? ( ответы ребят по схеме)
Выставление оценок за работу в классе.
V Постановка домашнего задания
Параграф № 20 прочитать, п.1 – пересказ
Спасибо за урок.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15