Технологическая карта урока истории в 5 классе Природа и люди Древней Индии


Технологическая карта урока в 5 классе
Тема _________________Природа и люди Древней Индии
___________________________________________________________
Цели:__________ • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации. ________________________________________________________________
Словарь:___________ Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли._____________________________________________________________
Ресурсы: учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013 г.,
• компьютер,
• мультимедийный проектор,
• презентация,
•рабочий лист с заданиями;
• сахар, чай, пряности, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;
________________________________________________________________________
Планируемые результаты обучения:
Предметные:_______ Показывать на исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга;
Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей;
Рассказывать о верованиях индийцев;______________________________________________________________
Метапредметные:______ Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
_______ Работать в группе. Осуществлять самооценку и взаимооценку.____________________________________________________
Личностные:______ Понимать культурное многообразие мира, уважать историю своего и других народов, быть толерантным.
_______________________________________________________________
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Орг. момент - самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей.
Сегодня мы будем изучать удивительную страну. Эту страну многие века считали страной сказочных богатств, необычайной природы туда мечтали попасть мореплаватели из разных стран, она родина мировой религии.
В настоящее время эта страна насчитывает около одного миллиарда жителей. Назовите это государство.
Откройте учебники на с. 93. Исходя из названия параграфа, продумайте те основные вопросы, которые мы будем разбирать сегодня на уроке.
Учащиеся называют Индию
Следуют ответы учащихся:
- Каково географическое положение Древней Индии?
- Каковы природные условия страны?
- Каким образом жили люди Древней Индии?
- Каковы их главные занятия?
3 этап. Актуализация знаний Стадия вызова. Прежде чем приступить к изучению Индии, хотелось бы узнать о ваших представлениях об этой стране из моего рассказа и тех знаний, которые у вас есть.
Учитель читает задания «Верите ли вы?» по теме «Древняя Индия». Предположения по данной теме «ДА»или «Нет»
Индия самая древняя страна и возникла раньше других государств на земле. (нет)
Долину Реки Ганг покрывали джунгли, где даже днём было темно.(да)
Индийцы раскладывали вокруг дома комочки варёного риса, стараясь задобрить змей.(да)
Народы Индии не любили молока, поэтому коров в Индии не было. (нет)
Индийцы по дорогам ходили со специальными метёлочками, чтобы не раздавить на дороге червяка или букашку. (да)
Отшельником в Индии мог стать только самый обездоленный человек. (нет)
Учащиеся должны сказать то, что они считают нужным по данной теме «ДА»или «НЕТ»
По ходу ответов определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
4 этап.
Целеполагание
и планирование
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с учебником. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить маршрутный лист путешественника. Задание понятно? И итогом нашей работы станет репортаж. А для этого я предлагаю вам выступить в роли журналистов. Есть вопросы? Итак, начинаем.
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) - В своих тетрадях запишите сегодняшнюю дату и тему урока.
Учитель: Синдху – так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по её берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены – как инды. Чарующее слово «Индия» перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках.
(Далее идёт работа с картой, в ходе которой определяется географическое положение Древней Индии. Выясняются вопросы: Чем остров отличается от полуострова? Воды какого океана омывают полуостров Индостан?)
Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92 Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого он омывается.
(Продолжается работа с картой)
Учитель: На северо-востоке Индии расположены горы Гималаи. Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Эти горы защищают страну, от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на земле – Джомолунгма, чья высота около девяти тысяч метров. В переводе данное название означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.
Задание классу: на с. 91 учебника в последнем абзаце найдите определение понятия «джунгли».
(Показывается видеофрагмент, связанный с джунглями).
Учитель: Спасибо.
Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни мальчика в джунглях. Как называется эта книга, кто ее автор?
Дети отвечают: "Маугли", автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).(Физминутка:Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайдЯ попрошу вас открыть учебники на стр. 93, прочитать п. 3 и назвать основные занятия индийцев.
Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №).
А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.
(Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, 2 путешественника).
Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Учитель: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Учитель: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: (Презентация, слайд №17). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.
Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 18-21).
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
Историческая задача.
Найдите задачу в «рабочем листе» и давайте решим её.
Задача.
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Учитель: Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.
Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.
Следующая задача урока – познакомиться с религией в Древней Индии
Напомните мне, что такое религия?
Рассмотрите иллюстрацию, с. 94 учебника и пункт 4 параграфа и ответьте на вопрос : кому поклонялись в Древней Индии?
Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с содержанием подпункта «Вера в переселение душ», с. 96, и вы ответите на вопрос: Чем религиозные верования древних индийцев отличались от верований жителей изученных ранее стран?
(Идёт чтение подпункта цепочкой по два предложения).
Работа с учебником стр. 92
(Работа с маршрутным листом – задание 1).
Работа с учебником (чтение пункта 2 первый абзац)
Зачитывается лексическое значение нового положения. Один из учеников выступает с небольшой исторической справкой, получив опережающее задание на предыдущем уроке)Сообщение учащегося: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.
Работа с учебником – п.3
Ответы учащихся
Занимались земледелием
Выращивали рис, хлопчатник и сахарный тростник
Занимались собирательством
Скотоводством
В игре участвуют 2-3 человека
(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)Приблизительные ответы учеников: Вера в сверхъестественные существа и поклонение им.
Змеи, лев, обезьяна, бог Ганеша с головой слона, корова
Приблизительные ответы учеников: Содержанием религиозного учения: кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела и поступки в следующий раз он может родиться четвероногим, насекомым, пресмыкающимся или даже предметом, например, камнем.