Урок по окружающему миру Чёрное море и его обитатели (4 класс)
4 класс, урок №5
Тема. Чёрное море и его обитатели.
Цель: способствовать повышению у учащихся интереса к изучению родной природы, ознакомление с животным миром Черного моря.
Задачи:
Обучающая: способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, об обитателях морей.
Воспитательная: формировать у детей гражданское, сознательное и бережное отношение к природе, умение замечать красоту морских обитателей.
Развивающая:
способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса
формирование умения работать в группе сверстников
способствовать развитию творческих способностей младших школьников
Оборудование: презентация, тетрадь по севастополеведению, раздаточный материал в виде опросников, карточки с изображением жителей моря, карта Чёного моря и Крымского полуострова, сообщения детей, карандаши цветные для индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент
Посмотри: до горизонтаВсе вода, вода, водаЗдесь гуляют на простореКорабли и катера.Разгулялся ветер на его просторе,И поднялись волныИ проснулось…( море).
-Как вы думаете, почему я прочитала именно этот отрывок, о море?
(Мы будем говорить о море)
-Да, сегодня мы с вами будем говорить не только о море , но и отправимся в необычное путешествие. Мы будем исследовать морские глубины, чтобы получше узнать, какие опасности таят эти чудесные воды. А опустится нам поможет удивительный аппарат, который называется батискаф.
-Ребята, кто знает, что такое Батискаф?
Батискаф- это стальной шар. Окна в нём из твёрдого стекла. В шар через дверь люк залезает человек. Для того , чтобы батискаф опустился на глубину, его нагружают дробью, она и тянет его на дно.
А мы будем с вами загружать батискаф информацией.
- Говорить мы будем с вами об обитателях морей, узнаем кто живёт в морских глубинах.
2.Актуализация знаний.
-Мы живём на берегу прекрасного моря. Как оно называется?
(Чёрное море)
-Посмотрите на карту, найдите Крымский полуостров и Чёрное море?
-Покажите Чёрное море на карте.
( у доски ребёнок находит и показывает Чёрное море )- Знаете, почему это море называют Черным?(Во время шторма вода темнеет). -Чёрное море, на берегу которого мы с вами живём, в переводе с древнегреческого обозначало - негостеприимное море. Предполагается, что море было названо так из-за трудностей с навигацией. Позднее, после удачного освоения берегов греческими мореплавателями, море стало называться Гостеприимное море!-Черное море очень теплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время холодов на море очень часто бывает шторм и могут появляться смерчи.
- Ребята, а чем отличается морская вода от любой другой? (В море она соленая, а в реке пресная.)
-Итак, наш батискаф загружен и мы начинаем медленно опускаться.
3.Знакомство с новым материалом (работа по тетради стр.21-22)
Море сказок и загадок
Море Чёрное хранит!
Аромат легенд так сладок,
Волшебство легенд – манит! (Д.Румата)
-Прочитайте начало легенды «Тайна Чёрного моря» (читают подготовленные учащиеся) и придумайте её продолжение.
(выслушать ответы детей)
4.Физминутка
-Я вижу вы немножко устали. Встали и давайте представим, что мы у моря.
К морю быстро мы спустилисьНаклонились и умылись.1, 2, 3, 4Вот как славно освежились.А теперь поплыли дружноДелать так руками нужно.
Вместо раз-это брасс.Одной рукой -это кроль.Дно морское изучаемИ награды получаем.
5. К новым открытиям.
- Необыкновенно красивое и любимое с детства Черное море! Давайте познакомимся с этим уголком природы поближе. Животный мир Чёрного моря в окрестностях Севастополя разнообразен. - Верхний слой моря менее соленый, нижний - более. Животный мир сосредоточен в основном на глубине 150-200 метров. В нашем теплом море водится свыше 1000 видов животных. Среди них - удивительные и красивые млекопитающие, они плавают часто парами, тройками или целыми стайками, сопровождающими корабли. Как вы думаете, о ком идет речь? (О дельфинах!)
- Сейчас мы посмотрим с вами на два вида дельфинов, которые обитают в Черном море. 1-й вид – это дельфин-белобочка 2-й вид – это дельфин – афалина. Именно этих дельфинов мы можем наблюдать в дельфинарии.
В море примерно 170 видов рыб, из них 40 промысловые: сельдь, скумбрия, ставрида , кефаль, белуга, осетр, севрюга, хамса, шпрот, тюлька, барабуля, камбала, пеламида, тунец.
(дети подготовили сообщения и рассказывают об обитателях моря при показе слайдов)
На дне Черного моря обитают мидии, устрицы и моллюск — хищник рапана, занесённый с кораблями с Дальнего Востока. Теперь он заполонил все побережье . Рапана съедобна. Из нее можно приготовить вкусный суп, а мясо ее напоминает осетрину. Рапана - хищник, причем объектом ее охоты служат мидии и устрицы.
Среди планктонных водорослей, обитающих в Чёрном море, есть очень необычный вид — ночесветка. Она обладает возможностью фосфоресцировать, и именно из-за нее в августе Черное море иногда светится. Тех самых точек, которые и вызывают это свечение, так просто не увидишь. Нужен хороший микроскоп. Достаточно поместить на предметное стекло каплю морской воды, и вот она тут – виновница чарующих Черноморских ночей – одноклеточная водоросль ночесветка или ноктилука.
На Черном море встречаются и крабы. Всего 18 видов. Здесь они не достигают крупных размеров. Самый крупный - краснокорый. Но даже он редко достигает размера более 20 см в диаметре.
Единственная массовая акула, обитающая в Чёрном море, — это колючая акула катран. Он боится людей и редко подходит к берегу. Единственную опасность для человека представляют спинные плавники катрана, которые снабжены крупными ядовитыми шипами.
Самая опасная рыба Чёрного моря — это морской дракончик. Колючки его спинного плавника и жаберных крышек содержат сильный яд.
Также опасны черноморские скорпены и скат-хвостокол с ядовитыми шипами на хвосте. Его называют рыбой-котом.
Медузу корнерот легко отличить по мясистому, похожему на колокол, купол и тяжёлой бороде под ним. На этих кружевных лопастях и находятся ядовитые клетки. Старайтесь оплывать их стороной; но вообще то обычная крапива обжигает сильнее, чем корнерот.
-Вот мы и познакомились с вами с обитателями морей и нашего Чёрного моря.
Если вы внимательно смотрели и слушали своих одноклассников, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.
6.Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
(работа в тетради стр.23)
1)Решение задач.
-В Чёрном море обитают дельфины, 3 вида медуз,210 видов моллюсков, 180 видов рыб и другие морские животные. Во сколько раз моллюсков и рыб больше, чем медуз? (210+180):3=130
-На сколько видов рыб меньше, чем моллюсков? 210-180=30
-В Чёрном море водится 3 вида дельфинов. Самый крупный – афалина, поменьше – белобочка и самый маленький дельфин – морская свинья (пыхтун, азовка, чумка). Белобочка плывёт со скоростью 50 км/час, а афалина за час может проплыть 40 км. Сколько километров проплывёт каждый дельфин за 1,5 часа? Кто придёт к финишу первым?
50*1,5=75(км) – белобочка
40*1,5=60(км) - афалин
К финишу первым придёт дельфин белобочка.
2)Рассмотрите рисунки. Знаешь ли ты какие животные обитают в Чёрном море?
4. Индивидуальная работа
(раздаются карточки-опросники для индивидуальной работы и взаимопроверки)
5. Работа в группах (дети разбиты на группы до начала урока)
-У каждой группы лежат карточки с изображением морских жителей. Вам нужно выбрать только те карточки , где изображены жители наших морей, среди них найти опасных животных Чёрного моря и прикрепить к карте на доске.
-Вот мы и на самом дне. Но пора заканчивать наше путешествие, устремляется вверх.
6. Итог урока.
Микрофон (Ученики продолжают предложения)
Я узнал.... Я посоветую людям..... Хотелось бы....
-Сегодня на уроке, вы все работали замечательно. И вам на память, хочу раздать фигурки морских звёзд. ( Раздаются фигурки ученикам всего класса)
(Выставление оценок за работу на уроке.)
7.Домашнее задание - тетрадь стр.24
- Разгадывание головоломки «Золотая рыбка»
-Разгадывание загадок.
Приложение 1
Карточка – опросник
Соедините стрелкой названия морских обитателей с местом их обитания
Скорпена
Осьминог
Трепанг Чёрное море
Скат –хвостоколМорская – черепаха
Краб
Медузы Другие моря
Лангуст
Морж
Морской дракончик
Катран
Дельфин
Морской конёк