урок географии Природные зоны Южной Америки 7 класс


7 класс
тема «Природные зоны Южной Америки»
Цель: сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки; познакомить с характерными для материка природными зонами.
Оборудование: физическая, климатическая карта Южной Америки, карта природных зон, атласы, презентация
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Изучение нового материала
1.Беседа (просмотр презентации «Интересные сведения о растительном и животном мире Южной Америки»)
Знаете ли вы, что…
- Самое большое водное растение, диаметр листьев которого достигает 2 метра – виктория регия.
-Самая маленькая обезьяна – карликовая игрунка – весом 50-75 г, длиной 30 см
- Самая маленькая птичка, масса которой 1,5 гр – колибри
-Самая большая змея (длина -8,5 м, вес – до 230 кг) –анаконда
-Самый большой грызун – капибара – весом до 100 кг и длиной до 1 м
- Самый большой жук в мире(длина тела 20 см) – геркулес
-Самый большой паук –птицеед- достигает в длину 28 см
-Самая опасная рыба Амазонки – пиранья
-Самое медленное млекопитающее – ленивец. Скорость передвижения – 2,5 м\мин
2 .Работа по группам
Учащиеся делятся на 3 группы и выполняются следующие задания:
Задание для 1 группы:
Рассмотреть карту «Природные зоны» и ответить на следующие вопросы:
Какие природные зоны встречаются в Южной Америке? Какие из них занимают наименьшую площадь и почему?
В пределах каких климатических поясов расположены природные зоны Южной Америки?
Задание для 2 группы:
Сравните природные зоны Южной Америки и Африки. Какие из них есть на обоих материках?
Назовите природные зоны, которые встречаются только в Южной Америке. Почему их нет в Африке?
Задание для 3 группы
Какое влияние оказывает рельеф на климат Южной Америки? Приведите примеры.
Родиной каких культурных растений является Южная Америка? В каких природных зонах они произрастают?
3. Работа с учебником
- Найдите в тексте учебника, что обозначают следующие слова: сельва, льянос, пампа, Патагония.
-Назовите эндемики материка.
4. Практическая работа
Используя текст учебника провести сравнительную характеристику природных зон Южной Америки. Результаты работы оформить в виде таблицы.
Природные условия и компоненты Влажные экваториальные леса Саванны Пампа
Географическое положение Природные условия: рельеф, климат Природные компоненты: почвы, внутренние воды, растительность, животный мир III.Закрепление
В какой природной зоне:
- растет дерево, получившее за свою твердую древесину название «сломай топор»? (кебрачо в саванне)
- растут вечнозеленые, многоярусные леса, которые цветут на протяжении всего года? (влажные экваториальные леса)
- водятся небольшие дикие свиньи? Как их называют? (пекари)
- растет дерево, из сока которого получают каучук? (гевея)
- растут галерейные леса? (вдоль рек, саванны)
- растут ковыль, пампасовая и другие травы? (пампа)
- растут высокие злаки и бобовые растения и лишь кое-где пальмы (саванна)
- водятся броненосцы, пума? (пампа)
- почему у Дика Сэнда (героя романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан») и его спутников, после того как они увидели в лесах и саваннах жирафа, слона, гиппопотама, муху цеце, зародилось сомнение в том, что они действительно высадились на берег Южной Америки?
IV/ Итоги урока
Домашнее задание.
Подготовить сообщения об изменении природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.