Конспект урока по географии Природные зоны Южной Америки (7 класс)
Открытый урок географии в 7 классе по теме:
«Природные зоны Южной Америки»
Цель:
Формирование знаний о природе материка Южная Америка.
Задачи урока:
Образовательные
Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.
Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации.
Развивающие
Используя метод моделирования в географии, развивать умение создавать зрительный образ территории путём моделирования аппликаций.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование:
Карта природных зон мира, атласы для 7 класса, учебник 7 класса, иллюстрации по теме, электронные презентации, задания для самостоятельной работы (карточки с текстом), путевые листы (карточка – инструкция), листы самооценки.
Ход урока:
Начало урока.1. Организационный момент (5 минут).
Учитель Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный. Урок- путешествие.
Скажите, Вы любите путешествовать? Мы с вами сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Южную Америку. А вы знаете, что для этого не обязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в море знаний.
Что мы уже знаем о материке Южная Америка?
Вопросы:
1.Ю. А. – это самый (какой) материк? (влажный и зелёный)
2.Есть ли там горы? Какие? (Анды)
3.Назовите самую высокую вершину? (Аконкагуа)
4.А какая знаменитая река есть в Ю.А.? (Амазонка)
5.Назовите самый высокий водопад в мире? (Анхель)
Молодцы! А теперь, чтобы начать наш урок-путешествие давайте посмотрим небольшой фильм.
Короткий документальный фильм о Южной Америке (4-5 мин.)
Скажите, что мы будем изучать на ваш взгляд?
Назовите тему урока? ( слайд 1)
Природа Южной Америки. (Природные зоны Южной Америки)
Правильно. Мы будем знакомиться с природными зонами материка. Запишем тему в тетрадь.
2.Целеполагание
Учитель
Что мы должны узнать и чему научиться сегодня на уроке? ( слайд- 2)
Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.
Цели и задачи:
-узнать, какие ПЗ есть на материке?
-узнать какие растения и животные обитают в разных природных зонах?
Учитель
Ещё одна задача, которую мы выполним на уроке – создание портретного образа тех ПЗ, с которыми мы будем знакомиться на уроке, через моделирование. И эту работу вы будете выполнять в группах.
3.Актуализация знаний.- 7 минут
Учитель
Отправляясь в путешествие мы собираем Рюкзак Но самое важное в нашем рюкзаке – это знания, которые мы имеем.
Давайте проверим, всё ли есть необходимое для путешествия с помощью игры
« Занимательные рюкзачки .» Мы работаем по парам. Каждой паре необходимо ответить на 4 вопроса.
Мы приглашаем для выбора вопросов 1 пару.
4. Изучение новых знаний- 10 минут
Учитель
Итак, рюкзак собран ,мы ёще им воспользуемся, но без чего ещё нельзя обойтись в путешествии? ( слайд - 3 )
Какие виды карт будут нам необходимы в путешествии?
Проведём исследование с помощью анализа карты « Природные зоны Южной Америки» ответим на вопросы.
(Работа с картой )
-- Какие ПЗ есть на материке Южная Америка?( слайд- 3)
-- Какие из них занимают наибольшую площадь?
Куда же нам отправится?
Ведь природа материка настолько удивительна и неповторима, что куда не кинь взгляд обязательно какое-то чудо.
-Как называется представленная на слайде природная зона?
1.Влажные вечнозелёные экваториальные леса
-В условиях какого климатического формируется эта зона?
- Каковы условия этих поясов?
- В бассейне какой реки формируется эта ПЗ?
°-Поэтому эту природную зону назвали Амазония.
С.Цвейг « Кто видел Амазонию ,тому хватит красот на всю жизнь.»
- Что же там такого удивительного?
По количеству видов растений и животных она превосходит ПЗ влажных экваториальных лесов Африки.Растений-4000 видов.(сейба-до 80м, гивея, какао,пальмы),виктория – регия.
Животный мир : колибри,тукан, попугаи, ягуар, ленивец, анаконда, капибара.и др.
2.Тут природа монотонна и зависит от сезона . Вот период жарких дней перешёл в сезон дождей. Какая природная зона может иметь такую характеристику?
Саванны и редколесья.
В каких климатических поясах расположена эта ПЗ?(
Субэкваториальный и частично тропический.
Выделяют северную и южную часть саванн.
Растительность: мимоза, бутылочное дерево, сейба)
Животный мир: пума, страус нанду , броненосец, муравьед
3.В переводе с языка индейцев название следующей природной зоны означает пространство лишённое древесной растительности .О какой природной зоне идёт речь?
Зона степей. Пампа.
- В каком климатическом поясе располагается эта ПЗ?
-Субтропическом поясе.
-Почему почвы степей обладают высоким плодородием?
- Много травянистой растительности.( дикое просо, ковыль) Почвы чернозёмовидные и луговые.
Животный мир: Ламы , вискаши, пампасская кошка, пампасский олень
4.-Какая природная зона на материке имеет наименьшую площадь?
Зона пустынь и полупустынь.
-В каких климатических поясах располагается данная природная зона?
- Субтропический и умеренный .
- Влажный материк на западном побережье омывается холодным течением , которое не приносит осадки.
Растительный и животный мир: грызуны ,нутрия , вискаша
Кактусы , дерновидные злаки.
5.Двигаясь на запад куда мы попадаем?
Горы Анды.
-Какие факторы влияют на разнообразие высотных поясов в горах?
- Высота гор
- Широта на которой они находятся.
Участки Анд ,лежащие на разных широтах ,отличаются количеством и составом высотных поясов. Чем выше хребты ,тем ближе они располагаются к экватору, больше наблюдается природных поясов при подъёме от подножий к вершине.( слайд-34,35)
Горные пояса Анд являются родиной :
- картофеля
-томатов
-хлопчатника
5. Физкультминутка- 2 минуты
Настало время отдыха.
Гимнастика для глаз
Учитель А сейчас каждая группа отправляется изучать один из этих природных комплексов.
6. Закрепление нового материала . Работа в группах: 5 минут.
Перед вами лежит папка. В папке 3 файла.
На столе лежит ватман, клей и цветные маркеры для моделирования.
В каждой группе необходимо выбрать начальника экспедиции, который распределяет обязанности и представляет свой ПК.
Каждый работающий в группе изучает свой текст и во время оформления аппликации знакомит с ним всю группу.
ЗАДАЧА: В течении 4 минут познакомиться с природной зоной и создать её образ.
Познакомится с природной зоной.
Создать образ своей природной зоны путём моделирования.
Защитить свою работу.
Защита работ.- 4 минуты
Итак, все готовы представить свою природную зону и объяснить новые для нас понятия.
Работа в тетради - ( запись новых понятий )
6. Итоги урока.-1 минута
Учитель
Природа материка неповторима. В настоящее время человек оказывает на природу разрушающее действие. Поэтому природа Южной Америки нуждается в охране. Наше путешествие я хотела закончить словами:
Любите ребята природу!
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою ,
Навеки родная земля.
7. Рефлексия- 5 минуты
Учитель
А теперь настало время поделиться своими впечатлениями о путешествии по Южной Америки, поможет нам лист самооценки, который есть у каждого из вас. Попрошу вас его заполнить. Не забудьте своё отношение к уроку выразить смайликом, поставив его на листе самооценке.
Работа с листами по самооценке.
7. Домашнее задание
§42, вопросы.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15