Методический материал по теме Страны Южной Америки (7 класс)
МБОУ «Первоцепляевская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
УРОК ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: «СТРАНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ»
(7 КЛАСС)
Автор:
Мальцева Ирина Александровна,
учитель географии
МОУ «Первоцепляевская средняя
общеобразовательная школа
Шебекинского района
Белгородской области»
c. Первое Цепляево
Тема урока: Страны Южной Америки
Цели урока:
· сформировать представление о странах Южной Америки;
· углубить знания о зависимости размещения населения и видов хозяйственной деятельности от природных особенностей;
· развивать навыки творческого применения знаний;
· учить пользоваться дополнительной литературой;
· воспитывать интерес к изучению предмета
Оборудование: ПК с мультимедийным проектором (или компьютерный класс), листы оценки презентации, листы сравнительной характеристики, тестовые задания(в распечатанном виде или компьютерный тестер), атласы, политическая карта Ю.Америки или мира, таблички с названием групп, карточки для рефлексии
Ход урока
Организационный момент урока
- Здравствуйте. Я рада видеть сегодня вас на нашем уроке. Тем более нам с вами предстоит увлекательное путешествие по материку Южная Америка. Мы окунемся в атмосферу континента, узнаем о наиболее крупных странах этого материка. Посмотрим на сколько удалось путешествие наших команд и попробуем найти ответ на вопрос: « Почему существуют различия в размещении населения и хозяйственной деятельности человека в странах, находящихся на одном континенте и внутри одной страны».
- Может быть кто-то выдвинет гипотезу, предположение о возможных причинах различий. Думаю, в течении урока проверим правильность наших предположений (или в конце урока мы сформулируем общий вывод)
Надеюсь, что ваша эрудиция, творчество и активность помогут нам продуктивно поработать на уроке. Итак, начинаем.
2.Отчеты творческих групп (презентация)
·Слово учителя. При подготовке к сегодняшнему уроку мы сформировали команды путешественников по различным странам. Слово представителям команд. Задача класса внимательно смотреть и слушать презентацию путешествия по стране, чтобы, во-первых, дать оценку качеству работы одноклассников (ее вы отразите в оценочных листах группы). Во-вторых, вы сделаете пометки в индивидуальных листах сравнительной характеристики для нашей дальнейшей работы.
Начнем с группы, представляющей страну, которую смело можно назвать страной контрастов. Так одни граждане этой страны водят в небесах реактивные самолеты, а другие даже не подозревают существовании колеса, письменности и добывают огонь трением деревянных палочек друг о друга. А еще это самая большая страна на континенте.
- О какой стране идет речь? (Бразилии)
·Дополнительная информация. Европейцы открыли для себя Бразилию в 1500г. Первоначально эти земли не представляли никакого интереса, т.к. леса были практически непроходимы. И только через 30 лет, когда в Бразилию завезли семена сахарного тросника, земля была поделена между плантаторами, которые стали использовать труд индейцев и завезенных чернокожих рабов. А когда на территории страны были обнаружены запасы золота и драгоценных камней, увеличился приток населения в страну.
·Презентация работы группы «Бразилия» (см. электронную версию урока)
· Вопросы команде от других команд
- Покажите на политической карте это государство и его столицу.
- В какой части этой страны выпадает наибольшее количество осадков и почему?
·Вопрос учителя:
- Почему в португальском языке бразильцев много африканских слов и выражений, слов индейского происхождения?
· Слово учителя. Еще одна крупная страна этого материка. Ее «голова» (север) теплее, а «ноги» (юг) в холоде. В ее состав входит 22 провинции, столичный округ и национальная территория Огненная Земля. Наиболее протяженные границы имеет с Чили.
- О какой стране идет речь? (Аргентине)
·Дополнительная информация. Первым европейцем, увидевшим ее берега, стал знаменитый Америго Веспуччи Желание европейцев обладать огромными богатствами, которые скрыты в недрах земли, нашли свое отражение в географических названиях. «Аргентум» в переводе с латинского означает «серебро». Даже реку, протекающую здесь назвали Рио-де-Ла-Плата – «Серебряная река». Однако в стране так и не были обнаружены залежи драгоценных металлов.
·Презентация работы группы «Аргентина» (см. электронную версию урока)
· Вопросы команде от других команд
- В каких природных зонах лежит Аргентина (Природные зоны разнообразны: от тропических лесов на севере до полупустынь на юге. Большая часть территории занята пампой)?
·Вопрос учителя:
-Чем можно объяснить разнообразие климатических условий Аргентины?
·Слово учителя. Эта страна омывается водами Тихого океана. Здесь располагается горные цепи Анд, которые носят название Сьерра. В них находится исток Амазонки – самой многоводной реки мира
- Что это за страна? (Перу)
·Дополнительная информация. 500-600 лет назад на территории Перу проживали индейцы мочика, которые образовали мощное государство Чиму со столицей Чан-Чан – крупнейшим городом мира. Испанская колонизация привела к тому, что практически все население Чиму погибло, а цветущие города и поселения разрушены. Также на территории располагалось государство инков со столицей Куско. Именно золото инков стало причиной гибели этого индейского племени.
·Презентация работы группы «Перу» (см. электронную версию урока)
· Вопросы команде от других команд
- Какими природными богатствами обладает страна? (Цветные металлы, месторождения нефти)
·Вопрос учителя:
- Почему склоны Анд со стороны Тихого океана пустынны, а со стороны Атлантики покрыты влажными вечнозелеными лесами?
·Слово учителя. Эта страна узкой лентой протянулось вдоль побережья. Здесь даже долина имеет название Продольная. В состав государства входят и прибрежные, и отдаленные острова в т.ч. и остров Пасхи
- О какой стране идет речь? ( Чили)
·Дополнительная информация. До прихода европейцев индейские народы вели оседлый образ жизни, занимаясь охотой, рыболовством, разводили лам, шерсть которых шла изготовление теплой одежды.
·Презентация работы группы «Чили»
- Покажите эту страну на карте.
· Вопросы команде от других команд
- Каких птиц мы можем встретить в Чили?
·Вопрос учителя:
- Почему на севере Чили выпадает очень мало осадков, там расположена одна из самых засушливых пустынь Атакама, а на юге Чили, на склонах гор выпадает очень много осадков. Здесь растут высокие деревья, многочисленные папоротники, мхи. Эта область сырых лесов практически безлюдна?
3. Оценивание презентаций. (листы оценивания в приложении)
Группы выставляют свои оценки в листах и предают учителю.
4. Закрепление изученного. ( листы сравнительной характеристики в приложении)
Проанализируем полученные результаты по листу сравнительной характеристики
- какие черты сходства вы можете выделить в характеристиках этих 4 стран? По ГП и климату? По рельефу? По видам хозяйственной деятельности человека? Размещению населения? В своих ответах используйте тематические карты атласа.( находятся на одном материке, Аргентина и Чили находятся в одинаковых климатических поясах – от умеренного до тропического, Бразилия и Перу в субъэкваториальном и экваториальном поясах, Бразилия и Аргентина – страны востока, равнинные страны. Чили и Перу – страны запада, горные страны. Во всех странах крупные города находятся на побережье. Традиционно во всех странах – сельское хозяйство. В Бразилии и Аргентине – растениеводство, животноводство, в Перу – животноводство, рыболовство, в Чили – рыбный промысел.)
_ как вы считаете, почему все крупные города находятся на побережье? (это связано с тем, что при колонизации Ю.Америки европейские переселенцы приплывали через океан и обосновывали города-порты)
- Так какие же причины влияют на размещение населения и хозяйственную деятельность человека? ( природные: ГП, климат и рельеф и исторические).
5. Тестирование (см. приложение или электронную версию урока)
6.Подведение итога урока.
Игра «Кто такой? Что такое?» ( как вариант см. электронную версию урока)
Аконкагуа __________________самая высокая точка материка
Америго Веспуччи____________путешественник
Сельва_____________________экваториальный лес
Инки______________________индейский народ, заселявший территорию Перу
Пампа____________________степь
Гаучо_____________________жители пампы, наездники
Виктория регия____________растение Амазонии
Сьерра___________________часть Анд в Перу
7. Оценивание учащихся и домашнее задание
- оценка работы групп, индивидуальная оценка по результатам тестирования
- подготовиться к итоговому уроку по южным материкам. (стр.201
учебника)
8. Рефлексия урока
Чтобы узнать, на сколько плодотворным и полезным был наш урок я прошу вас посмотреть на карточку и определиться, какой вы человечек: стоящий у подножью горы под названием «Южная Америка», находящийся на середине пути или взобравшийся на вершину. Закончите предложение
Я нахожусь у подножья горы, потому что.
Я нахожусь на середине пути, потому что.
Я нахожусь на вершине горы, потому что.
Лист оценки презентаций
Критерии
Страны
Соответствие работы полученному заданию:
1.Оформление титульного листа
2. Описание ГП и столицы
3.Рельеф и полезные ископаемые
4.Климатические условия
5. Реки и озера
6. Природные зоны
7.Народы и хозяйственная деятельность
8. Интересная информация
Оформление работы:
1. Общее впечатление
2.Специальные вставки(таблицы, иллюстрации, спецэффекты)
Защита работы
Итого
«++» - очень хорошо; «+» - хорошо; «-»- критерий не раскрыт
Лист оценки презентаций
Критерии
Страны
Соответствие работы полученному заданию:
1.Оформление титульного листа
2. Описание ГП и столицы
3.Рельеф и полезные ископаемые
4.Климатические условия
5. Реки и озера
6. Природные зоны
7.Народы и хозяйственная деятельность
8. Интересная информация
Оформление работы:
1. Общее впечатление
2. Специальные вставки(таблицы, иллюстрации, спецэффекты
Защита работы
Итого
«++» - очень хорошо; «+» - хорошо; «-»- критерий не раскрыт
Лист сравнительной характеристики стран
Критерии
Страны
Бразилия
Перу
Чили
Аргентина
1.Географическое положение и климат
2. Рельеф
3.Размещение населения
4.Хозяйственная деятельность людей
Лист сравнительной характеристики стран
Критерии
Страны
Бразилия
Перу
Чили
Аргентина
1.Географическое положение и климат
2. Рельеф
3.Размещение населения
4.Хозяйственная деятельность людей
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Народы и страны
ВАРИАНТ 1
В Южной Америке пампой называют природную зону . . . . .
В Южной Америке находится величайшая равнина земного шара:
а) Ла-Платская низменность; в) Амазонская низменность;
б) Бразильское плоскогорье; г) Плато Колорадо;
3. На хозяйственную деятельность человека оказывает влияние:
А) ГП и климатические условия в) воздушные массы
Б) кто управляет государством г) все перечисленные условия
4.Какие факторы способствуют формированию теплого влажного климата на равнинной части материка?
а) Географическое положение; в) Конфигурация материка;
б) Рельеф материка; г) Господствующие ветры – пассаты.
5. Самбо в Южной Америке – это
6. Назовите столицу самого крупного государства Ю. Америки:
а) Буэнос-Айрес; в) Бразилиа;
б) Рио-де-Жанейро; г) Каракас.
7. 90% населения Бразилии говорит на языке:
а) Испанском; в) Латинском;
б) Бразильском; г) Португальском.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Народы и страны
ВАРИАНТ 2
Самое большое высокогорное озеро мира . . . расположено в горах . . .
В Ю.Америке сельвой называют природную зону . . . . .
Метисами в Ю.Америке называют потомков от браков . . . . .и. . . . .
Коренное население Южной Америки – это:
а)индейцы; в) негры;
б)мулаты; г) метисы.
Население Ю. Америки характеризуется:
а) высокой плотностью; в) концентрацией в центре материка;
Б) концентрацией в прибрежной зоне; г) равномерным размещением по материку.
Бразилия обладает уникальными запасами:
а) нефти; в) бокситов;
б) железной руды; г) серы.
То, что большая часть населения Аргентины говорит на испанском языке связано с:
а) испанской колонизацией территории Аргентины в 16 в.
б) насильственным переселением испанских крестьян в Аргентину в 19 в.
в) массовой миграцией населения из Чили в Аргентину в 20 в.
г) освобождением Аргентины от колониального гнета в 1818г.
Ключ к тестовым заданиям
№ вопроса
1 вариант
2 вариант
1
Степь
Титикака, Анды
2
В
Влажные экваториальные леса
3
Г
Индейцы и европейцы
4
А
А
5
Индейцев и негров
Б
6
В
Б
7
Г
А
Оценивание
«5» - 7 баллов
«4» - 6-5 баллов
«3»- 4 балла
Заголовок 115