Урок на тему Особенности природы Австралии
Тема урока: Особенности природы Австралии
Цели урока:
1. Сформировать представление о ФГП Австралии, о рельефе и полезных ископаемых материка Австралии;
2. Продолжить развитие умений работать с картами различной тематики;
3. Развивать логику мышления и выражения устной речи;
4. Способствовать повышению интереса к изучению географии.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник, контурные карты и атласы, тетради.
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (взаимное приветствие со стороны учащихся, демонстрация готовности к уроку)
II. Изучение нового материала
Учитель: Материк, с которым мы сегодня познакомимся, является самым необычным. Да, да!
Это необычный материк,
Хоть и ростом невелик,
Здесь почти безлюдие,
Солёная вода,
Но даже на верблюде я,
Не доберусь туда!
А если до экватора
Подбросит кто – нибудь,
То дальше я и катером
Найду заветный путь.
- О каком материке сегодня пойдёт речь? (Об Австралии)
- Итак, назовите тему нашего урока. (Особенности природы Австралии)
- Запишите тему урока в тетрадь (Особенности природы Австралии)
- Каковы цели нашего урока?
Ученики:
1. Формирование представлений о ФГП Австралии, о рельефе и полезных ископаемых материка Австралии;
2. Развитие умений работать с картами;
3. Развитие логики мышления и выражения устной речи;
4. Повышать интерес к изучению географии.
Совместное открытие знаний.
Учитель: Австралия – самый малый по площади (7,7 млн км2), самый сухой и материк нашей планеты. Почти все население его пришлое - потомки переселенцев из Европы. Материк полностью находится в Южном полушарии (от латинского austral – противоположный, южный). На материке, острове Тасмания и мелких островах расположено только одно государство – Австралийский Союз. Столица – город Канберра.
Итак, работаем по плану.
Географическое положение материка.
- Откройте атласы, опишите географическое положение Австралии (Материк находится в Южном полушарии, омывается водами Индийского и Тихого океанов). Австралия имеет крайние точки, как и любой другой материк.
Север Мыс Йорк
Юг Мыс Юго-Восточный
Восток Мыс Байрон
Запад Мыс Стип-ПойнтИз истории открытия Австралии
В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение ТорресаЕго опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVIII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.
В 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Австралию, доказал, что она представляет собой континент.
В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента.
Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле “Индевор” (“Попытка”) отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В октябре 1769 г. с “Индевора” заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды, следуя на запад. 1 апреля 1770 г. “Индевор” взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван Ботаническим.
До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая “Индевор” вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. “Индевор” очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал Лабиринтом.
В рифах был найден проход, названный Куком проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи
22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Австралии. Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.
Д. Кук был великим мореплавателем VIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой (мучительная болезнь от нехватки витаминов), так как Джеймс Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусты. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов.
Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами.
Рельеф Австралии.
Учитель: (Объяснение темы сопровождается показом географических объектов на карте) Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании лежит Австралийская платформа. На востоке материка расположены невысокие горы древней складчатости – Большой Водораздельный хребет. Вершины имеют куполообразные формы. К западу поверхность понижается и горы переходят в Центральную низменность. Австралия – это единственный материк, где нет действующих вулканов. Пожалуйста, давайте представим информацию об этих формах рельефа.
1. Большой Водораздельный хребет.
2. Центральная низменность.
(Ребята заслушивают сообщения учащихся)
Учитель: Поработали на славу,
Ну – ка станьте быстро в ряд,
Физминутку выполнять!
Игра «Руки, ноги, голова» ( « ФГП Африки»)
Руки: запад-восток, ноги: юг, голова: север.
Учитель: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.
Команды Названия объектов Действия
Голова Бен-Секка1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо;
3-4- поворот головы влево
Руки Альмади- Рас-Хафун1-руки в стороны; 2-руки к плечам
Ноги Игольный 1-присесть; 2- встать
Учитель: Посмотрите на физическую карту Австралии и назовите основные формы рельефа.
Ученики: В основании лежит древняя Австралийская платформа. На востоке расположена область складчатости, так как недалеко граница литосферных плит.
Учитель: Ребята! Австралия по запасам многих полезных ископаемых занимает ведущее место в мире. Тут преобладают рудные полезные ископаемые (золото, цветные металлы, железная руда, урановая руда, каменный уголь, нефть, природный газ)
III Самостоятельное применение новых знаний.
Учитель: Откройте атласы и контурные карты. Нанесите формы рельефа, ГП, полезные ископаемые Австралии.
IV. Подведение итогов урока (рефлексия)
(Учитель хвалит ребят за то, что они справились с задачами урока – умением работать с картами и атласами, анализировать, логически правильно и красиво строить свои ответы. Комментирует оценки. Благодарит за урок)Учитель: Перед вами лежат цветные клеящиеся листочки. Приклейте себе в тетрадь листочек определенного цвета. (Красный – доволен, зелёный – не доволен)
V. Домашнее задание
§ 35 стр.148-150, подготовить сообщение об одном из животных Австралии.