Методический материалОрганизация работы с одаренными детьми. Методы урочного обучения одаренных детей
Организация работы с одаренными детьми.
Методы урочного обучения одаренных детей
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС, подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий. Согласно ФГОС развиваются ценностно - смысловые установки на образование, социальные компетентности, личностные качества. Используется новая система оценки достижений планируемых результатов у одаренных детей.
Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития, учащегося как субъекта творческой деятельности в условиях введения ФГОС приобретает важное значение.
Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися на уроке.
Проблемный метод.
Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Формы проблемного обучения:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;
- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.
Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.
Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Поисковый метод.
Поисковый метод один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Выделяются следующие типы поисковой учебной деятельности:
- исследовательская (теоретически-познавательная деятельность или учебное исследование);
- дискуссионная;
- и моделирующая.
Эвристический метод.
Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.
«Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» (Андрей Викторович Хуторской).
Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:
- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
Исследовательский метод.
Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Главная цель исследовательского метода формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Такая учебная деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.
Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:
- глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
- свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
- отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
- знакомить учащихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса;
- применять инновационные приемы и стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, которые позволят им достичь наивысшего результата.
Проектный метод.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Метод творческих и нестандартных заданий.
Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.
Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:
- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;
- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;
- развивают логическое мышления, аналитические способности.
Метод развития критического мышления.
Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Мозговой штурм.
Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Метод позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
-творческое усвоение школьниками учебного материала;
-связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Кластер как метод.
Кластер переводится с английского как кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Кластер - это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.
Основной этап работы – это чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками и проведение линий соединения. Одаренные дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень. Одаренные дети более подробно рассматривают отдельные смысловые блоки, используют ключевые слова как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации. Таким образом, кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы, что особенно важно и интересно одаренным детям.
Кластер – опора для пересказа научных текстов.
Кластер - один из способов реализации учебного исследования.
Кластер – графическое оформление исследуемого материала.
Метод кейсов.
В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней. Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.
Информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ – это система методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе информационные технологии напрямую взаимосвязаны с компьютером и являются компьютерными технологиями.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Следует отметить, что основной задачей, которая стоит перед внедрением данной технологии, является адаптация учащегося к жизни в информационном обществе.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который ученик будет использовать не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебную деятельность позволяет готовить одаренных детей, способных полноценно жить и работать в информационном мире нового века. В условиях существования множества источников информации учителю отводится координирующая, направляющая роль.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: формирование способности быть автором, творцом своей жизни, развитие умения ставить цель и искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Литература.
1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.
2. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М: Велби, 2007.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.
5.Социально-педагогическая поддержка одаренных детей.
http://festival.1september.ru/articles/581671/]6.Одаренные дети и педагогические условия их развития.
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih