«Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС»

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.

Основной смысл разработки ФГОС заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Технология проблемного диалога и создание проблемных ситуаций, представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Технология проблемного диалога.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий
(Таблица №1, №2)
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.
Для уроков наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?» Или другая проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (обработать низ изделия, обработка горловины). Ученики такие задания предлагают выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его предлагаете выполнить? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» Ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы сможете выполнить это задание? Нет? В чем затруднение? »
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – во фронтальной работе с классом.
При создании проблемной ситуации, есть выбор из двух или более возможностей. Она обеспечивает постоянную активность учащихся, выражается в поиске несоответствий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему. Наша задача создать такое содержание теоретических и практических занятий, которое не навязывало бы ученику чужие решения и ответы, а заставляло его размышлять и находить самому ответы на поставленные вопросы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии способствует их умственному развитию и формированию творческого мышления. Использование отдельных проблемных ситуаций в обучении может в некоторой степени активизировать процесс усвоения материала. Важно чтобы в процессе трудового обучения учащиеся не просто выполняли трудовые задания по готовым образцам, а стремились вносить в них свои, даже самые маленькие изменения. Просто необходимо, чтобы ученик брал под сомнение способ изготовления конструкции изделия. При таком подходе неизбежно начинается мыслительная деятельность.
Обратимся к примерам: Наиболее благоприятная ситуация для создания проблемной ситуации появляется тогда, когда учащийся не знает как выполнять проблемное задание, ответить на вопрос. Проблемная ситуация возникает и потому, что на разных этапах освоения программного материала, получает знания разного уровня. Так при изучении машинных швов в 5 классе выполняя, машинные швы мы главной задачей ставим освоение приёмов работы на машине, но не заостряем внимание на конструкции образования машинного шва, схемах его выполнения. Зато к 7 классу уже ставим вопрос, а как образуется машинный шов, и предлагаем разобрать схему изготовления. Для более сильных учащихся даже можно предложить составить инструкционную карту поэтапного выполнения шва. Решение этой проблемы делают занятия более эффективными. Осваивая приёмы работы на машине, учащиеся в первую очередь сталкиваются с такой проблемой как качество строчки, от чего она зависит. Конечно, можно учащимся предложить и готовую таблицу дефектов и неполадок в работе машины. Но это уже становиться скучно и не интересно, а значить и не эффективно в порядке усвоения материала. А можно построить занятие и по-другому. Чётко закрепив то, какой должна быть качественная машинная строчка, перед ребятами ставиться проблема. Например, что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить, сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу, или использовать др. варианты. Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки. По окончании работы проходит обсуждение и вместе составляется итоговая таблица. Такое задание можно построить и используя бригадный метод работы, когда каждой бригаде даётся отдельная проблема, а потом при обсуждении находится истина. Очень хорошо методику проблемного обучения применять на уроках конструирования и моделирования одежды. При изучении конструкций изделий, стилей.
Например, ставить перед учащимися проблемную задачу. Почему платье определённого фасона нельзя изготавливать из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в одежде поставить задачу подобрать фасон юбки, платья, брюк для нестандартной фигуры с целью скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Каждый из нас обладает определёнными пропорциями в фигуре. Уметь правильно подобрать одежду для того или иного типа фигуры очень важно или правильно выбрать ткань для той или иной модели одежды. Или почему для разных блюд один и тот же продукт нарезают по-разному, или почему для разных блюд подают разные столовые приборы и посуду. На таких занятиях всегда будет интереснее. Решать подобные проблемы ведь приходиться всем в повседневной жизни. При раскладке и раскрое изделий перед учащимися также можно поставить много проблемных ситуаций. Например, что может произойти, если платье раскроить не по долевой, а по поперечной или косой нити и почему некоторые модели кроят именно по косому направлению нитей?
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от учителя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях по технологии широкое применение проблемного обучения невозможно.
Необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.






















Результаты применения технологии:
1.Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная методика не дает полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится все заново объяснять.
2. Метапредметные результаты проблемного диалога – УУД (общеучебные умения), которые делятся на три группы: Познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становлении познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречия и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются приемущественно за счет варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать в парах, и в группах, школьники учатся слышать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель рока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы, эскизы и т.д.
Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные слабо, а регулятивные не развиваются вообще.
3. Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
15