Урок по химии ««Многообразие спиртов
Многообразие спиртов
(Урок-обобщение на тему «Спирты»: понятие о многоатомных спиртах, других представителях спиртов.)
Цели:
1. Обеспечить в ходе урока закрепление и расширение следующих понятий:
- функциональная группа спиртов;
- водородная связь;
- взаимное влияние атомов в молекуле;
- химические свойства класса спиртов.
2. Обеспечить усвоение нового материала о строении, свойствах и применении этиленгликоля и глицерина; знание качественной реакции на многоатомные спирты.
3. Продолжить формирование умений анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество, сравнивать, устанавливая взаимосвязь между его строением и свойствами.
4. Содействовать в ходе урока формированию основной мировоззренческой идеи о взаимосвязи общего и особенного, о влиянии количественных изменений на изменения качественные – появление новых свойств.
Методы: самостоятельная работа с элементами беседы (обсуждение итогов).
Форма: групповая (в парах), фронтальная.
Ход урока
I Актуализация, обобщение и систематизация уже имеющихся знаний учащихся.
Цель: пошаговая проверка усвоения ранее изученного материала по спиртам, анализ и коррекция ошибок, повторение и закрепление опорных понятий, необходимых для восприятия элементов нового материала.
Самостоятельная работа учащихся - работа по картам – заданиям:
(карты – задания прилагаются - приложение №1).
1.1 Задания а, б, в, г - на узнавание по функциональной группе, знание номенклатуры, изомерии.
1.2. Задание д - развитие понятия о водородной связи, на знание физических свойств спиртов.
1.3. Задание е - на знание химических свойств предельных одноатомных спиртов.
1.4. Задание ж - взаимное влияние атомов в молекуле.
II. Беседа по проделанной работе, подведение итогов, коррекция ошибок, выявление проблем при решении заданий и разрешение их на следующем этапе урока. Работа по картам заданиям (приложение 1)
При выполнении заданий возникли следующие проблемы:
а) появление нескольких групп – ОН;
б) строение радикала - предельный, непредельный, ароматический.
Отсюда вытекает необходимость в дополнительных знаниях.
III. Постановка следующей проблемы - продолжить изучение темы «Спирты» и познакомиться с многообразием спиртов.
3.1. Выделение отдельных задач (частных проблем):
А) понятие о многоатомных спиртах;
Б) понятие о непредельных спиртах;
В) понятие об ароматических спиртах.
3.2. Исследование частных проблем (а, б, в) путем проведения самостоятельного теоретического анализа по предложенному плану и тексту параграфа учебника.
3.3. План теоретического исследования:
А) общая формула многоатомных спиртов;
Б) классификация многоатомных спиртов;
В) номенклатура многоатомных спиртов, изомерия;
Г) гомологический ряд;
Е) представители непредельных и ароматических спиртов;
ж) физические свойства многоатомных спиртов;
з) химические свойства многоатомных спиртов – общие с одноатомными;
- особые (отличительные);
И) применение этиленгликоля и глицерина.
3.3. Выполнение экспериментального задания (лабораторные опыты):
А) Опыт №1. Изучение физических свойств глицерина. Рассмотрите склянку с глицерином, наклоните ее несколько раз в разные стороны, вынув пробку, понюхайте глицерин. Что вы можете сказать о цвете, запахе и вязкости глицерина? К 1 мл воды в пробирке добавьте 4-5 капель глицерина, содержимое взболтайте, прибавьте еще каплю глицерина и взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?
Б) Опыт №2. Взаимодействие глицерина с с гидроксидом меди (II). Полученный раствор глицерина в опыте №1 прилейте к свежеприготовленному осадку гидроксида меди (II), добавьте избыток щелочи, образуется ярко-синий раствор. Эта реакция является качественной реакцией на многоатомные спирты.
3.4 Ответьте на следующие вопросы:
А) Являются ли этиленгликоль и глицерин членами одного гомологического ряда? Ответ поясните.
Б) Объясните причину изменения:
- растворимости многоатомных спиртов (она повышается);
- повышение температуры кипения с увеличением в молекулах спиртов числа гидроксогрупп.
В) Как отличить по физическим и химическим свойствам глицерин и этиловый спирт?
Г) Как определить, в какой из склянок без надписей находятся: глицерин, этиловый спирт, диметиловый эфир, используя сульфат меди (II), натрий металлический, концентрированную серную кислоту. Напишите уравнения соответствующих реакций, назовите вещества.
IV. Формулирование выводов, обобщений.
V. Подведение итогов работы на уроке.
Чечулина Татьяна Николаевна МБОУ СОШ №52
15