Игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников
"Игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников"
" Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире
сказки, музыки, фантазии, творчества".
В.А. Сухомлинский
Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка, это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации - все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша ,и ребенка постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.
Согласно Л.С. Выготскому, игра - источник развития и создает зону ближайшего развития: "...по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка".
Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Однако чтобы " быть в состоянии играть", считал Д.А. Колодца, он должен предварительно достичь известной ступени с физического и психического развития. Полноценная игра как специфики детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми.
Игра способствует развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставя вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий.
Игра в двойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей, но к сожалению мамы и папы, как показывает опыт редко играют с детьми: одни заняты на работе, другие не знают как играть с ребенком, но есть и родители которые свое свободное время отводят на то, чтобы позаниматься с ними.
Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими зарубежными исследователями ( Д.А. Колоцца, Ж. Пиаже, В.Штерн и др.).
Например, в начале 20 в. Д.Джексон была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период - от 0 до 3 лет -игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающего мозга и тела. Игры этого периода - сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обаняния, температуры; приобретения умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазанье, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование...
Возраст 4-6 лет, т.е во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственны свободное движение ( преимущественно ради самого движения, не ради его результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно сними сделать, а также игра воображения и подражание ( игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню).
В третьем периоде ( возраст детей 7-9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-последования, а также игры строительные, драматические, изобразительные, игры в куклы и др.
Каждая фаза дошкольного периода детского развития характеризуется определенной совокупностью существующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые формирующимся видом игры. " Только этот вид игры на данном этапе развития с полным правом может быть назван ведущей деятельностью, - утверждает Г.Г. Кравцов.
В следующей фазе развития статусом ведущей деятельности обладает уже другой вид игры. Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут.