Факультатив Интенсив-подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зареченская классическая гимназия Тоцкого района
Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий по русскому языку "Интенсив-подготовка к ГИА (в новой форме). 9-й а класс
/составитель: учитель русского языка МБОУ Зареченская классическая гимназия
Симонова Людмила Викторовна/
с. Тоцкое Второе
2015год
Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий по русскому языку "Интенсив-подготовка к ГИА (в новой форме). 9-й класс
Пиши скорей, не медли, слышишь, Весь мир, весь путь, весь опыт свой, Пойми, ведь то, что ты напишешь, Не может написать другой М.И. Алигер
Пояснительная записка
С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладевать языковой культурой – наша общая задача.
Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное, накопленное веками или возникающее вновь.
Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности - усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ГИА).
Задачами курса является научить:
употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
править написанное;
грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Содержание программы:
№ занятия
Кол-во часов
Дата
Тема занятия
1.
1
О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку.
Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.
2.
1
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.
1
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1. Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.
4.
1
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг.
5.
1
Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа). Тренинг.
6.
1
Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов («Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи. Тренинг.
7.
1
Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг.
8.
1
Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг.
9.
1
Нарушение видо - временных отношений глаголов, подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность.
10.
1
Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг.
11.
1
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг.
12.
Т
Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг.
13.
1
Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг.
14.
1
Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг.
15.
1
Обобщающее повторение.
Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
16.
1
Обобщающее повторение.
Проверенная работа 3, 4. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
Задания на осмысление содержания текста
17.
1
Чтение и аудирование текста . «На экзамене проверяются умения» Виды аудирования. Виды чтения.
18.
1
Как слушать текст, чтобы понять его содержание?
19.
1
Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности.
Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности
20.
1
Определение функционального стиля текста.
21.
1
Определение смыслового типа речи.
22.
1
Определение темы и главной мысли текста.
23.
1
Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный).
24.
1
Составление логической схемы текста.
25.
1
Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса).
26.
1
Работа со средствами, обеспечивающими связность текста.
27.
1
Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности).
28.
1
Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста (текст А, текст Б, текст В).
Создание собственного текста
29.
1
План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения.
30.
1
Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления).
31.
1
Работа над основной частью (1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2. Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение? 4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» «Копилка мудрых мыслей»).
32.
1
Работа над заключением. Приёмы написания заключения.
33.
1
Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным.
34.
1
Примеры написания сочинений.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны владеть навыками сокращения текста;
отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание части З, С.1.): о функциях знаков препинания в тексте, особенностях использования офографического правила, роли определённой части речи в текст;
составлять текст сочинения на социально-нравственную тему (С.2.);
уметь выполнять тестовые задания на основе прочитанного текста (задания с выбором ответа и с открытым ответом) по основным разделам школьного курса русского языка.
Программно-методическое обеспечение
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009.
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.
Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009.
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009.
ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Планирование.
Огромную роль играет повторение и обобщение материала, поэтому к этим видам деятельности необходимо подходить системно. Повторение – это возвращение в процессе работы к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных связей. Повторение обеспечивает прочность усвоения, умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью: повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности. Повторение по русскому языку осуществляется постоянно при грамматическом разборе, при орфографическом комментировании. Повторение осуществляется на отдельных уроках или на специально выделенном фрагменте урока. Оно может проходить в конце изучения каждой темы, предусмотрено в начале и в конце учебного года.
Инструкция по выполнению заданий.
Чтобы «словесные знания», которые существуют как бы сами по себе, для ответа учителю, привели ученика к грамотному письму, необходимо, чтобы у обучающегося на основе правила сформировался умственный прием, обеспечивающий применение правила. Цель учителя при подготовке к ГИА - закрепить те мыслительные операции, которые необходимо провести школьнику для решения грамматической или коммуникативной задачи. Исследования ряда психологов показали, что формированием умственных приемов можно управлять с помощью специальных инструкций. Такие инструкции ученые называют по-разному: ориентировочная основа действия (П.Я.Гальперин), прием-предписание (Г.Г.Граник), алгоритм (Л.Н.Ланда), прием-инструкция (Н.А.Менчинская) и др. Вот одна их рабочих ситуаций, когда необходима инструкция для школьников при подготовке к экзамену. При повторении необходимо учесть и то, как формулируются вопросы в тестовой части ГИА. Так, например, задание В 3 проверяет умение найти слово с приставкой по заданному условию. Ученикам известно, как формулируется правило правописания приставок пре- и при-. Ими это правило воспринимается целостно, как одно, однако в разных вариантах ГИА я встретила 7 формулировок этого одного правила:
1.Задание. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершенного действия, которое выражает эта приставка.
2.Задание. Из предложений () выпишите слово (слова), правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка ПРИ- придает слову значение неполноты действия.
3.Задание. Из предложений () выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописаниеприставки определяется правилом: «Приставка ПРЕ- имеет значение, сходное со значением приставки ПЕРЕ-».
4.Задание. Из предложений () выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если приставка имеет значение высокой степени качества или действия, то в ней пишется буква Е. Это приставка ПРЕ-».
5.Задание. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением присоединения, которое выражает эта приставка.
6.Задание. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, которое выражает эта приставка.
7.Задание. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением близости к месту, где совершается действие, которое выражает эта приставка.
А правило правописания приставок на согласную формулируется 8-ю разными способами. Если ученик психологически (и на практике) не готов к этому, то он может допускать ошибки. Скажем, решение на задание 2 нужно найти в предложениях 7 – 12, где встречаются слова с приставкой при-: приехал, придумал, присел. Если сработает стереотип восприятия правила, то ученик выпишет все три слова, т.к. он нашел ответ на известное ему правило правописания приставок пре- и при-. Следовательно, мы должны подготовить обучающихся к подобной вариативности формулировок. Необходимо проанализировать вопросы ГИА, чтобы четко инструктировать школьников для правильного выполнения задания как в тестовой части, так и в творческой части ГИА.
Максимально использовать учебник. Самая привычная книга, где можно почерпнуть информацию по русскому языку, - это учебник. Надо научить школьника работать с книгой, показать, что в ней можно найти весь материал для подготовки к ГИА. Если обратиться к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой,
Знаки препинания либо разделяют, либо выделяют что-то в тексте.
В конце предложения ставится точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они отделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. Восклицательный знак передает какое-то эмоциональное состояние: восхищение, радость, убежденность в своей правоте. Вопросительный знак передает вопрос или недоумение; многоточие – размышление, раздумье; точка – законченность высказывания.
В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, двоеточие, запятая. Они либо разделяют, например, однородные члены предложения, либо выделяют, например, вводные слова, обращения. Если в простом предложении есть обособленные члены предложения, то в этом случае запятые выделяют их. В неполном предложении тире помогает оформить пропуск слова, чтобы не было его повторения. Тире также ставится между подлежащим и сказуемым на месте опущенной глагольной связки «быть». В этом случае тире разделяет состав подлежащего и сказуемого.
Простые предложения в составе сложного предложения могут отделяться запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Благодаря этому легче воспринимается сложная мысль, выраженная в сложном предложении.
В предложениях с прямой речью двоеточие отделяет слова автора и прямую речь, а кавычки выделяют прямую речь. Если слова автора стоят после прямой речи, то в этом случае они отделяются с помощью тире. Тире также помогает отделить реплики в диалоге.
Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания устанавливают связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильно ее понять.
К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Собственно, это готовое сочинение на лингвистическую тему, стоит только дописать вступление (Бесспорно, знаки препинания нужны) и привести в качестве примеров номера предложений из предложенного для анализа текста.
Использование научно-методической литературы. Однако надо иметь в виду, что конечной целью обучения является выработка навыка грамотного письма. Сформированность навыка проверяется при оформлении пишущим собственного текста. В этих условиях в центре внимания находится порождение текста, тогда как грамотное оформление – лишь средство его записи. Представленные упражнения помогают начать разговор о функциях тех или иных лингвистических явлений. А затем это выльется в подготовку к сочинению на лингвистическую тему. А сама работа выявит достижения школьника в освоении русского языка и поставит перед учителем новые задачи, в решении которых поможет ему не только его собственный опыт, но и те многочисленные и очень качественные публикации, которые сегодня можно найти на страницах методического журнала «Русский язык в школе». Рекомендуем обратить внимание на статью О.В.Зарубиной «Функции языковых явлений» (№№ 1,2,3,4 за 2010 год).
"ђЗаголовок 115