Интенсив Кубаночка 2 класс 288 часов
Муниципальное образование Усть-Лабинский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2014 года
протокол № 1
Председатель _______ Ивлева И.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа
« Кубань - моя родная»
/интенсив/
Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 2 классы
Количество часов: 288
Учитель: Чурикова А.А., Липп И.А.
Рабочая программа к курсу «Кубань - моя родная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Пояснительная записка.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности (интенсива) младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся с участием учащихся 2 класса.
Программа является модульной и состоит из 5 автономных модулей (общим объёмом 288 ч), содержание которых предлагается школьникам для избирательного освоения. Школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, в каких мероприятиях модулей программы он будет участвовать (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%).
Программа предполагает возможность организовывать занятия крупными блоками «интенсивами» (8 ч в неделю на ученика). Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного опыта.
Содержание комплексной программы классного руководителя выстраивается исходя из особенностей класса, и должно учитывать комплексы классных мероприятий, годовой цикл общешкольных мероприятий по различным направлениям, участие в районных, краевых мероприятиях, в том числе с учетом региональных особенностей, ученическое самоуправление и детские общественные организации и объединения.
Интеграция вышеназванных компонентов образовательной деятельности образует единую систему работы классного руководителя.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- овладеть учащимся знаниями об Усть-Лабинском районе, в котором проживают;
- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей;
- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории народов Кубани;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
1) Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.
3) Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
5) Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический. Наглядный метод просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии в школьный музей, музей станицы ; наблюдения; экскурсии по станице; целевые прогулки; Словесный метод чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала; работа над загадками; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей.
Предполагаемые формы организации внеурочной деятельности.
Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (внеурочная, внешкольная).
Основные разделы (модули) программы могут быть представлены следующим образом:
Модуль 1. Общекультурное направление (система классных часов).
Модуль 2. Общеинтеллектуальное направление.
Модуль 3. Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин.
Модуль 4. Духовно- нравственное направление «Дорогою добра»
Модуль 5 . Спортивно-оздоровительное направление «Здоровей-ка»
№
Наименование направлений внеурочной деятельности,
Разделов (модулей), тем
Всего часов
Кол-во часов
Ответственный
1.Общекультурное направление
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные
34
21
13
1.1
Единый Всекубанский классный час «Год культуры-история Кубани в лицах»
1
1.2
«Знания, полученные сегодня, будут востребованы в жизни»
1
1.3
Классный час «Мы за здоровый образ жизни»
1
1.4
«Путешествие в страну любимых занятий»
1
1.5
«Что такое мое «Я» и знаю ли я себя?»
1
1.6
ПДД Улицы и движение в населенных пунктах
1
1.7
Здоровье человека и окружающая среда
1
1.8
«Хорошая учеба – это настоящий труд»
1
1.9
Классный час "Мы -за мирное детство!"
1
1.10
ПДД «Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
1
1.11
Классный час «День пожилого человека»
1
1.12
Единый Всекубанский классный час, посвященный Дню Матери
1
1.13
Классный час "День космонавтики".
1
1.14
«Неразлучные друзья - взрослые и дети»
1
1.15
«Что такое сон?»
1
1.16
«Рациональное питание и здоровье»
1
1.17
ПДД «Основные понятия и термины ПДД»
1
1.18
Классный час: «Мама-самый близкий человек»
1
1.19
«Открой дверь в волшебный мир книги»
1
1.20
«Полезны ли полезные привычки?»
1
1.21
ПДД «Элементы улиц и дорог»
1
1.22
«Без привычек вредных жить на свете здорово»
1
1.23
Классный час "Семья и семейные традиции"
1
1.24
Классный час "Будьте добры".
1
1.25
Классный час «Как стать успешным?»
1
1.26
ПДД. Правила безопасности учащихся возле железной дороги».Правила поведения на водоемах в зимний период.
1
1.27
ПДД «От бытовой причины к трагедии на дороге»
1
1.28
ПДД «Правила поведения учащихся на велосипеде и роликовых коньках»
1
1.29
«Люди существуют друг для друга»
1
1.30
«Как зависть душу разъедает?»
1
1.31
«Правила нашей безопасности» Классный час "Безопасная дорога в школу".
1
1.32
Классный час "В здоровом теле – здоровый дух! "
1
1.33
Единый Всекубанский классный час, посвященный Последнему звонку
1
1.34
Беседа на тему: «Вредные привычки»
1
2.Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели»
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные.
86
24
62
2.1
Подготовка и проведение
осенних мероприятий
12
10
2
2.2
Подготовка и проведение зимних мероприятий
6
4
2
2.3
Подготовка и проведение весенних мероприятий
8
4
4
2.4
Подготовка и участие в районных и краевых конкурсах.
12
6
6
2.5
Экскурсии по городу
Экскурсии в осенний парк.
Экскурсии на старую крепость г.Усть-Лабинска
12
12
2.6
Экскурсии по краю г. Кореновск
Посещение храма г. Кореновска
20
20
2.7
Посещение музеев, театров, кинотеатров. Экскурсии в музей школы.
16
16
3.Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин»
Всего
Аудиторные
Внеаудиторн.
84
10
74
3.1
Подготовка органов самоуправления класса. Выбор органов самоуправления класса. Самоподготовка звеньев класса. Подготовка и организация сбора класса
8
4
4
3.2
Акция «Уроки для детей и родителей»
6
6
3.3
« Участие во Всероссийской профилактической акции «Внимание – дети!»
6
6
3.4
Участие в акции «Новый Закон на защите детства»
6
6
3.5
Участие в социальной акции «Ты не один на свете »
6
2
4
3.6
Планирование и участие в экологической акции «Чистые берега»
8
2
6
3.7
Подготовка и участие экологической акции «Мой школьный двор я в нём хозяин»
16
16
3.8
Проведение акции «Зелёная планета»
16
2
14
3.9
Акция « Жизнь дана на добрые дела» Помощь ветеранам. Поздравление с днём освобождения Кубани.
6
6
3.10
Акция «Посылка солдату».
Помощь военнослужащим.
6
6
IV
Духовно- нравственное направление
«Дорогою добра»
Всего
42
Аудиторн.
23
Внеаудиторн.
19
4.1
Акция «Школа против террора» Планирование акции «Школа против террора»
4
1
3
Повторим правила поведения при теракте, правилами эвакуации во время теракта.
4.2
Подготовка и защита проектов: «Роль моей семьи в основании г. Усть-Лабинска»
3
3
4.3.
Вступление в ряды юных Жуковцев
г. Кореновск
Подготовка к вступлению в ряды юных Жуковцев.
3
3
Подбор материала, разучивание гимна
4.4
Работа движения юные Жуковцы
6
3
3
4.5
Всемирный день ребенка. Игра по станциям «Кубань – территория детского права».
5
Подготовка к игре по станциям «Кубань – территория детского права».
2
Посещение библиотеки КДЦ, для сбора информации
Проведение игры по станциям «Кубань – территория детского права».
2
Участие в игре
Анализ игры по станциям «Кубань – территория детского права».
1
Анализ мероприятия. Выставка рисунков о выполнении закона 15/39.
4.6
Игра по станциям «Закону № 15/39 – 5 лет. Знай и выполняй»
2
2
4.7
Встреча с ветеранами Проведение встреч с ветеранами
6
3
3
Участие во встрече с ветераном
4.8
Праздник «Масленица широкая»
4
Подготовка к празднику «Масленица широкая»
2
Подбор информации о празднике, изготовление чучела, приготовление блинов. Презентация.
Проведение праздника «Масленица широкая»
1
Участие в празднике
Анализ праздника «Масленица широкая»
1
Анализ праздника. Выставка рисунков.
4.9
Конкурс инсценированной песни «Служу России».
5
Подготовка к конкурсу инсценированной песни «Служу России».
3
Познакомятся со службой в Армии, научатся инсценировать песни и хоровому пению.
Проведение конкурса инсценированной песни «Служу России».
2
Участие в конкурсе.
4.10
Праздник «Мы победили в 45-м!».
4
Подготовка к празднику «Мы победили в 45-м!».Проведение праздника.
2
2
Подбор материала о Великой Отечественной войне, разучивание стихов.
V
Спортивно-оздоровительное направление
«Здоровей-ка»
42
3
39
5.1
День здоровья. Акция «Спорт –альтернатива пагубным привычкам»
4
4
5.2
День здоровья. «Веселые старты».
6
6
5.3
Спортивные соревнования
24
24
5.4
Всемирный День здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!»
4
4
Участие в дне здоровья.
5.5.
Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»
1
1
5.6.
День Здоровья «Мой товарищ спорт»
2
1
1
5.7
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
1
Итого: 288 ч.
Планируемые результаты реализации программы
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса к изучению материала о малой родине;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, станице;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, станица, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил поведения в школе, на улице, в общественных местах;
- разный вид деятельности: экскурсии, праздники, субботники, викторины, конкурсы, встречи.
- разучивание игр на двигательную активность.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории школы, станицы.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц станицы, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи станицы, школы, к памятникам станицы, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе Краснодаре во время поездки, где они находятся, о современной жизни родной станицы, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение пользоваться картой (в определении границ края, крупных ее городов), рассказывать о родной станице, краевом центре; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории края, станицы; приводить примеры исторических и культурных памятников нашей станицы.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Ученик научится:
Личностные: самоопределение:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Нравственно- этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.
Регулятивные: планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- ставить и формулировать проблемы
Коммуникативные: инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество
планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания.
управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина своей малой Родины и России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Формы контроля.
1. Опрос 2. Наблюдение 3. Диагностика4. Праздники, викторины, конкурсы, встречи, соревнованияСистема отслеживания и оценивания результатов обучения детей: -оформление и защита портфолио; -участие в конкурсах, выставках, праздниках, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях; -разработка проектов.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет»;
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Социометрия;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Методические рекомендации
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).
Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Учебно – методическая литература для учителя
Методики и тесты.
Карта России, Краснодарского края.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия».
Жиренко О.Е., Лапина Е.В. «Я - гражданин России»
Белоножкина О.В. «Инценированные классные часы в начальной школе»
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах М.: «Школа-Пресс»
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического объединения ____________Е.Н.Сидоренко
учителей начальных классов МАОУ СОШ№3 _______________ 2014 года
от___________2014 года №
___________________
15