Конспект урока по математике на тему Число восемь и соответствующая ему цифра 8
Урок «Число «восемь» и соответствующая ему цифра 8»
Цели: познакомится с числом и цифрой восемь; выработать навык её написания; рассмотреть состав числа восемь.
Планируемые результаты
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к учебному материалу;
- доброжелательное отношение к сверстникам.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи; Обучающийся получит возможность для формирования:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные УУД
У обучающийся научится:
- Производить классификацию по указанному критерию; сравнивать объекты на основе сопоставления и противопоставления.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные.
У обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами; Обучающийся получит возможность для формирования:
- воспринимать мнение других людей и их позицию.
Возможные виды деятельности учащихся Сравнивать множества по количеству элементов. Овладевать правописанием цифры 8. Получать число 8 с помощью счета. Проводить количественное сравнение и на его основании записывать и читать числовые неравенства. Срисовывать узор (ориентирование на бумаге в клетку). Получать число 8 с помощью присчитывания и отсчитывания единицы. Выявлять место числа 8 в ряду натуральных чисел. Сравнивать предметы по разным признакам: сопоставление и противопоставление. Формулировать выводы на основании сравнения. Находить лишний предмет, т.е. предмет, который не обладает признаком, присущим всем другим предметам из данной совокупности. Читать и записывать числовые неравенства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске запись: 3512674.
- Что можете сказать об этой записи? (Цифры, стоят не по порядку…)
-Какие задания можете предложить? (Поставить в порядке возрастания, убывания, составить равенства или неравенства…)
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
- Отгадайте загадки.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Кто, скажи, я… (Осьминог)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк,
Покупайте, мухи шёлк. (Паук)
- Что объединяет эти загадки.
- Что вы знаете о цифре и числе 8?
- Что вы можете ещё узнать о числе и цифре 8? Чему научиться?
Задание 130.
Какое сейчас время года?
Что происходит в природе?
Как называется явление природы, когда падают листья?
Листья, каких деревьев изобразил художник?
Можно ли листики разделить на группы?
Сколько листиков в каждой группе?
По мере ответов детей учитель записывает на доске:
231во7.
- Прочтите записанные числа. Что вы заметили? (Последняя цифра записана неверно.)
- Как называется такая запись? (Ребус)
- Что нужно сделать, чтобы запись стал верной? (Научиться писать цифру 8)
Дети анализируют число 8 и учатся писать её в тетради.
- Кто теперь может исправить запись на доске? (Один ребёнок выходит к доске и записывает число 8)
- Сравните количество берёзовых и кленовых листьев (дубовых и кленовых).
- Как это можно записать? (Составить неравенства)
IV. Работа над новым материалом
Задание 131.
По мере выполнения задания, на доске с помощью кругов жёлтого и зелёного цвета выкладываются все варианты состава числа 8.
- Нарисуйте столько листочков в тетради, сколько кленовых листьев на рисунке.
- Раскрасьте их так, чтобы число жёлтых и зелёных листьев было поровну. Запишите число жёлтых и зелёных листьев.
- Нарисуйте ещё 8 листьев. Закрасьте их по-другому, используя только жёлтый и зелёный карандаши. (Работа в парах) Запишите числа для всех вариантов.
Посмотрите на свои записи. Из каких двух чисел можно составить число 8? Сколько таких вариантов? (Все варианты учитель записывает на доске).
Какие знаки сравнения можно поставить вместо слова «и»? Составьте равенства и неравенства.
Задание 132.
Является ли этот рисунок узором? Докажите это. Из ка- ких элементов состоит узор? Как можно назвать эту линию? (Дети отмечают, что это ломаная.)
Сколько раз повторяется узор? Опишите движение руки при его написании.
Дети комментируют порядок выполнения узора, используя знакомые пространственные понятия: влево, вправо, вверх, вниз.
Поставьте в тетради точку - это начало узора. Какой карандаш нам нужен? Перерисуйте образец и допишите до конца строки самостоятельно.
Выполненный узор проверяется учителем, отмечаются лучшие работы детей.
Задание 77 (Тетрадь №1)
Посмотрите, ребята, на рисунок. Цыпленок отстал от мамы и потерялся. Он нашел выход: подняться на верхнюю ступеньку лестницы и увидеть ее. Но вот беда: художник забыл пронумеровать некоторые ступеньки. Давайте мы поможем цыпленку, ведь он еще такой маленький. (Дети берут в руки карандаши и хором начинают счет: 1, 2, 3, … Пропущенные числа записываются карандашом.)
Какие числа мы вставили? Что происходит с числами при подъеме вверх? (Дети отвечают, что числа увеличиваются на один, и каждое следующее число становится на один больше. Учитель отмечает, что так называется построение чисел в порядке возрастания.)Какое число самое маленькое? Самое большое? Назовите числа, которые являются «соседями» чисел 2, 6, 8.
Знакомство с понятием «порядок убывания»:
Мы помогли цыпленку подняться на верхнюю ступеньку лестницы, и он увидел свою маму. Теперь ему нужно спуститься и встретиться с курочкой. Как он будет спускаться? (Дети считают в обратном порядке.)
Что происходит с числами?
Дети замечают, что при таком счете числа уменьшаются и становятся меньше на единицу. Учитель отмечает, что такое построение чисел называется «порядком убывания»
Задание 134.
- Какой рисунок лишний?
1. Трамвай- так как работает на электричестве, а остальные транспортные средства – на жидком топливе (бензин, керосин).
2. Самосвал – перевозит грузы, а остальные машины – людей.
3. Самолёт – летает в небе, а остальные ездят по земле.
4. автомобиль – маленький, а остальные транспортные средства – большие.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Почему так говорят: «Восьмое чудо света»?
Материал для учителя. Еще в глубокой древности люди называли великолепные, грандиозные сооружения «семью чудесами света». Выражение «восьмое чудо света» также употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и в ироническом смысле.
Дети высказывают свое мнение, можно дать задание: самостоятельно дома или в библиотеке выяснить, что значит это выражение. Приучать детей работать с дополнительной литературой – искать самому ответы на вопросы.
- Что показалось самым интересным на уроке?
- Что было сам?