Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
Хлебиной Елены Николаевны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Формирование гражданско-правовой культуры обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Теньгушево 2016 год
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Процесс формирования гражданско-правовой культуры обучающихся осуществляется в условиях модернизации российского образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в которых воспитанию обучающихся уделяется большое внимание.
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Современный человек ориентирован на социальную успешность на ранних этапах социализации, когда формируются духовно-нравственные ценности, закладываются основы гражданско-правовой компетентности, приводящей к достижению поставленных целей в образовании и личной жизни. Это самый важный период становления личности, во время которого закладываются основы гражданско-правовой культуры, способствующей успешной социализации школьников.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
Гражданско – правовое образование - одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.
Правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством.
Актуальность проблемы формирования правовой культуры обучающихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и вследствие повышенных требований научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция
Я считаю, что учитель должен ученику не только дать правовые знания, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупредить неправомерное поведение.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок, так или иначе, обусловлен правом и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право, как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. И чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.
    Непосредственной целью гражданско-правового образования обучающихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
    Формирование человека, обладающего гражданско-правовой культурой – одна из важнейших граней моей педагогической деятельности. Чтобы понять, зачем юному жителю нашей страны знать правовые понятия и юридические термины, необходимо помочь ему осознать себя гражданином, каковым он является с момента рождения. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем увлекательных урочных и внеурочных видов деятельности.
Задачи гражданского воспитания и образования – это первоочередные задачи уроков истории и обществознания. Связь уроков с жизнью является сильнейшим средством мотивации обучения, убеждения обучающихся в практическом значении общественных наук.
Значимым приоритетом в образовании на современном этапе является обучение и воспитание человека, гражданина, умеющего осуществлять устойчивый ценностный выбор, признающего окружающую данность, которая не подавляет интересов других людей, принимающий на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. В этих условиях важно не только дать знания и научить детей применять их в жизненных ситуациях, но также необходимо научить их думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Этому способствует организация проектно-исследовательской деятельности по истории и обществознанию на уроках и во внеурочное время.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и воспитания.
Ее воплощение – это достижение тех конкретных целей, которые поставлены сегодня нормативными документами перед каждым педагогом-историком и обществоведом. Для убедительности и наглядности сказанного мной необходимо обратиться к тем целям, которые поставлены в Государственных стандартах общего образования перед историей и обществознанием.
Ведущими педагогическими идеями деятельности являются:
- развитие индивидуальности обучающихся;
- стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности обучающихся;
- учет психофизиологических особенностей обучающихся;
- сотрудничество;
-личностно- ориентированная позиция педагога;
- создание максимально благоприятных условий для развития познавательной активности учеников.
Новизна опыта:
Новизна проявляется:
в применении на практике эффективных методик гражданско-правового обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе.
в ориентации на конкретный результат: содержание гражданско-патриотического воспитания направлено на подготовку в воспитательно-образовательном процессе школьников, к формированию гражданских ценностей и компетенций, осознанного отношения к востребованности обществом и государством проявления их гражданских и патриотических качеств.
3. Теоретическая база опыта.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
Закон РФ «Об образовании»;
Подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы
Конвенция ООН «О правах ребенка»
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения  проектной  технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование исследовательской деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно - коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Свою педагогическую работу   я строю на принципах:
Принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, общественное явление)
Принцип научности (материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного события, не должен носить только развлекательный характер)
Принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой обучающихся)
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
Личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание неповторимости, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
Проблемно-поисковому методу обучения, который  способствует обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
Использованию компьютерных технологий на всех этапах деятельности. Они повышают уровень учебной мотивации, развивают навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание обучающихся. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег, собственные, составленные учащимися старших классов.
В организации проектно-исследовательской деятельности использую различные формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся (урок, элективный курс), а так же различные формы учебной работы.
Условия, способствующие эффективному осуществлению процесса гражданско-правового воспитания обучающихся:
1. Интегративный подход:
метапредметная интеграция,
интеграция учебного и воспитательного процесса.
2. Взаимосвязанность и взаимодополнение традиционных и нетрадиционных форм работы.
Основными направлениями деятельности учителя истории и обществознания в гражданско-правовом воспитании являются:
урочная деятельность,
внеурочная деятельность,
работа с родителями.
Свою педагогическую мастерскую по воспитанию гражданственности у обучающихся я могу представить следующей схемой:
Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Себе я отвожу роль тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. А именно:
создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
деятельностный характер обучения, т.е. включение обучающихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
организация продуктивной групповой работы;
обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
усиление практической направленности школьного образования.
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение тем приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. При этом использую шесть правил:
Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Понимание сущности истории и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у обучающихся на уроках истории, обществознания. Обращение к этой теме имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.
С процедурой выборов в нашей стране я познакомила обучающихся на таких уроках обществознания, как «Участие граждан в политической жизни страны», «Что значит жить по правилам». Практическим  решением  стала учебно – деловая игра «Выборы председателя ученического комитета», проводимая с 2014 г. Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение и в становлении полноценного гражданского общества.
Активно вовлекаю обучающихся в научно - исследовательскую деятельность, конкурсное и олимпиадное движения. Ежегодно мои ученики являются участниками школьного, муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предметам «История», «Обществознание». Серьезное место отвожу формированию умения обучающихся создавать и публично представлять творческие продукты – ученические проекты. Работу над проектом организую в несколько этапов.
Помимо развития социальной и коммуникативной компетенций, при организации проектной деятельности делаю акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели работают на формирование у обучающихся ключевых компетенций, на умение предъявлять себя, понимать других, работать в команде. Школьникам предлагаются различные темы проектов:
История одного подвига.
Уроженцы мордовского края на фронтах Великой Отечественной войны.
Учительская династия.
Профессии моих родителей.
Битвы Великой Отечественной войны.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы. Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты по истории, как в старших классах, так и в среднем звене. Например, проект «История моей семьи в Великой Отечественной войне», «Бессмертный полк», которые я реализую с учащимися разных классов каждый год. Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Примокшанье». В процессе работы мы с учениками посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села, работников отдельных организаций.
Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности обучающихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:
умение извлекать пользу из опыта;
умение опрашивать окружающих;
умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
умение сотрудничать в группе;
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
 умение нести ответственность.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. В этом я убедилась при проведении собственных уроков истории и обществознания.
Уроки истории и обществознания имеют большой воспитательный потенциал. Образовательный процесс организуется таким образом, что обучающийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом он проводит фактический анализ и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. Таким образом, учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение.
При организации учебной деятельности с целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых ученик должен осуществить выбор: с помощью каких ценностей дать оценку тому или иному историческому событию (этап актуализации личных ценностей). Например, приступая к изучению эпохи правления И.Сталина, можно обсудить с обучающимися вопросы: как вы отнесетесь к человеку, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? А если этот результат ощутим в масштабах всей страны, создает условия для прогресса во многих областях? Обучающиеся, вероятнее всего, ответят по-разному на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как происходит процесс актуализации личных ценностей.
Обязательным этапом при ценностно-деятельностном подходе является этап коллективной познавательной деятельности, в ходе которого отрабатывается умение самостоятельно формулировать свою позицию, аргументировано защищать и обосновывать ее. При этом ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Причем мнение ученика не всегда совпадает с мнением учителя, происходит так называемый «конфликт ценностей». Учитель, не навязывая своего мнения, корректирует этот процесс на основе деятельности самосознания ученика.
На протяжении нескольких лет обучающиеся принимают участие в муниципальных и республиканских научно-практических конференциях исследовательских работ обучающихся.
Год Название конкурса Уровень Фамилия учащегося класс Результат участия
2013 IV Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина» Всероссийский Хлебина Елизавета 11 «А» Участник
2013 XIII Республиканский конкурс молодежных проектов и творческих работ Калейдоскоп профессий» республиканский Хлебина Анастасия 8 «А» участник
2013 Районный конкурс исследовательских работ по избирательному праву муниципальный Хлебина Елизавета 11 «А» 3 место
2013 Республиканская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди обучающихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск республиканский Шичкина Вероника 7 «А» Участник
2014 Региональный конкурс интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», посвященном 70-летию Великой Победы. республиканский Хлебина Анастасия 9 «А» Участник
2014 Международный проект VIDEOUROKI.NET
«Дистанционная олимпиада по истории 5 класс» Международный Ермакова Анна 5 «Б» Участник
2014 V Республиканская научно-исследовательская конференция школьников
по практическому краеведению
«Историко-культурное и природное наследие родного края» республиканский Ванин Михаил 5«Б» Участник
2014 IV Республиканский конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» Номинация «Презентации и видеоролики о профессиях» республиканский Ванин Михаил 5«Б» Участник
2014 Республиканский конкурс «Я горжусь Великой Россией!» республиканский Хлебина Анастасия 9 «А» Победитель
2014 Международный проект VIDEOUROKI.NET
«Дистанционная олимпиада по истории 5 класс» Международный Пронина Татьяна 5 «Б» Участник
2015 Районный конкурс на лучшую творческую работу по изготовлению приглашений на выборы муниципальный Хлебина Анастасия 10 3 место
2015 I районная научно-практическая конференция школьников «Малая академия юных дарований», посвященной 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне муниципальный Королькова Ирина 7 «А» участник
2015 VI Республиканская научно-исследовательская конференция
школьников
по практическому краеведению
«Историко-культурное и природное наследие родного края» республиканский Королькова Ирина 7«А» победитель
2015 Историко-культурный конкурс «Мой храм 2015», посвященном памяти священника просветителя А.П. Архангельского республиканский Хлебина Анастасия 10 Участник
2015 Республиканская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди обучающихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск республиканский Ермакова Анна 7 «Б» Победитель
2015 Республиканская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди обучающихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск республиканский Королькова Ирина 8 «А» участник
2015 Республиканский конкурс научных и творческих работ среди обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия «Права детей- забота государства» республиканский Хлебина Анастасия 10 Диплом лауреата
2016 Районная игра по избирательному праву среди учащихся средних общеобразовательных школ Теньгушевского муниципального района муниципальный Хлебина Анастасия 10 1 место
2016 Районный конкурс «лучшие макеты «Памятки молодому избирателю» муниципальный Хлебина Анастасия 10 участник
2016 Районный профоиентационный конкурс «Город мастеров» муниципальный Хлебина Анастасия 10 участник
2016 Московский международный форум «Одаренные дети»- 2016 Номинация «Гостеприимство» Республиканский Кононенкова Анастасия 8 «Б» Диплом 1 степени
2016 Московский международный форум «Одаренные дети»- 2016 Номинация «Гостеприимство» Республиканский Балдаева Ирина 8 «А» Диплом участника
2016 Московский международный форум «Одаренные дети»- 2016 Номинация «Гостеприимство» Всероссийский Кононенкова Анастасия 8 «Б» Участник
Обучающиеся являются победителями и призерами муниципального и республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по истории и обществознанию.
Год Ф.И.обучающегося класс Этап олимпиады Результат приказ
2012-2013 Хлебина Елизавета 11 история
муниципальный призер №59 от 21.12.2012г
2012-2013 Хлебина Елизавета 11 обществознание
муниципальный победитель №59 от 21.12.2012г
2012-2013 Хлебина Елизавета 11 обществознание
республиканский Участник (76 баллов) 2012-2013 Хлебина Елизавета 11 право
муниципальный призер №59 от 21.12.2012г
2012-2013 Сергеева Ольга 11 право
муниципальный призер №59 от 21.12.2012г
2015-2016 Усанова Марина 8 обществознание
муниципальный призер №87 от 25.12.2015г
2015-2016 Ершкова Екатерина 8 обществознание
муниципальный призер №87 от 25.12.2015г
2015-2016 Ермакова Анна 7 обществознание
муниципальный призер №87 от 25.12.2015г
2015-2016 Королькова Ирина 8 история
муниципальный победитель №87 от 25.12.2015г
2015-2016 Шичкина вероника 8 история
муниципальный победитель №87 от 25.12.2015г
Мною в 2013 году были разработана и реализована экспериментальная площадка по проблеме: «Формирование гражданско-правовой культуры как эффективное средство социализации школьников», в 2014 году - программа внеурочной деятельности «Азбука права».
В 2016 году разработана программа элективного курса «Практическое обществознание».
Одной из форм моей внеклассной работы является Неделя Знаний о правах человека. Подготовка и участие в Неделе Знаний обогащают обучающихся новыми знаниями, расширяют их кругозор, способствуют формированию навыков творческого исследовательского труда.
Темы Формы
Изучаем права человека
Конвенция о правах ребенка
Права и обязанности обучающихся, закреплённые в Уставе школы»
Гражданин и право Проекты
викторины;
выставки;
конкурсы рисунков, презентаций, сочинений, творческих работ, проектов;
5. Анализ результативности.
Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям:
1.Мотивированность обучающихся на познавательную деятельность.
2.Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
3.Удовлетворенность обучающихся результатами своей деятельности.
В ходе диагностического исследования были применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. Предлагались игровые методики на выбор действий в разных ситуациях. 83 % обучающихся считают себя ответственными, честными, умеющими строить отношения с окружающими, соблюдающими обязанности человека и гражданина. Около 10 % обучающихся не смогли ответить на вопросы по знанию основных правил взаимоотношений в обществе. Более 7 % не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять свое отношение к людям.
Таким образом, у обучающихся подросткового возраста МБОУ «Теньгушевская СОШ» преобладает высокий уровень правовой самоорганизации, что составляет 83 %.
Социологическое исследование, проведенное в 9 классе по методике Л. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 20 опрошенных обучающихся 57,9% считают, что знают предмет в пределах программы и больше, 98% удовлетворены умением учителя донести материал до обучающихся, 75,5% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности обучающихся уроками обществоведческого цикла.
При работе на уроках обучающиеся не боятся высказывать личное мнение, более уверенны в своих знаниях и способностях, умеют размышлять, решая проблему. Они способны анализировать и находить выходы из различных ситуаций. Дети самостоятельно мыслят, выдвигают гипотезы, аргументировано их доказывают, оценивают свои и чужие предположения. Эти дети способны сделать самооценку, проводя рефлексию.
Успеваемость в моих классах составляет 100%, качество знаний по истории - более 64 %, по обществознанию – 75%. Ежегодно увеличивается число учеников, выбирающих ОГЭ по обществоведческим дисциплинам в 2016 году обществознание- 88% обучающихся
В 2012- 2013 учебном году в рамках аккредитации образовательного учреждения обучающиеся 11 классов выполняли срезовую работу по обществознанию, по результатам которых отмечается качественная подготовка по выпускников по истории, уровень усвоения основных знаний и умений больше 50%.
По итогам оценочных процедур в процессе внешнего мониторинга по истории в 2015 году знаний обучающихся в 7 классе составил 71 %.
Своим собственным опытом я делюсь на заседаниях школьного и районного методического объединения учителей истории и обществознания, педагогических советах.

Выступление на школьном МО и педагогическом совете:
Год Тема Название мероприятия
2012-2013 уч. год Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания. Заседание методического объединения
2013-2014 уч. год Современное качество образования и его оценка Заседание методического объединения
2014-2015 уч. год Учебно-исследовательская работа в школе — условие развития познавательной активности школьников. Заседание методического объединения
2015-2016 уч. год Методические основы применения метапредметности на уроках обществознания Заседание методического объединения
2013-2014 уч. год «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС общего образования Заседание педсовета
Выступления на РМО
Дата Тема выступления
Протокол № 1 от 15.08. 2012 Организация группового взаимодействия обучающихся на уроках историиПротокол № 1 от 20.08.2013 Информационные технологии в обучении истории и обществознания
Протокол №1 от 24.08.2014 Проектная методика как одна из эффективных форм обучения обучающихся на уроках истории и обществознания
Протокол №1 от 25.08.2015 Школьное обучение как форма развития
нравственно – патриотического воспитания
(в рамках национального приоритетного проекта «Образование»).
Протокол №1 от 26.08.2016 Развитие ключевых компетентностей обучающихся на уроках истории и обществознания
2013 год - выступление на районной августовской педагогической конференции с докладом на тему: «Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании».
В связи с модернизацией российского образования, введением ФГОС второго поколения перед учителями ставятся цели, ориентирующие его абсолютно новый подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагающие смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Поэтому, в перспективе своей педагогической деятельности я вижу необходимость продолжения работы по использованию технологий формирующих ключевые компетентности в образовании, которые на первое место выдвигают не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях, в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда и т.д.
Сегодня, успешным человеком можно назвать того, кто способен превращать полученные знания в инструмент, умеет их направлять в нужное для себя русло.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
1. Трудоемкость использования данного опыта заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы.
2. Некоторое смещение образовательных приоритетов у современных старшеклассников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал. Обучающиеся, в лучшем случае, перерабатывают продукты цифровой компиляции. В худшем, на репродуктивном уровне, внешне преобразовывают полученные через Интернет материалы, не осмысливая и не оценивая содержание полученной информации. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети реферат по заданной теме.
3.При проведении контроля ученики с большими затруднениями выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. Кроме того, педагогические наблюдения за обучающимися на уроке, показывают, что они испытывают затруднения в процессе создания и предъявления результатов своего труда: стесняются публично выступать, не умеют самостоятельно создать образовательный продукт - проект, презентацию. У учеников не развиты навыки работы в группе. Они не привыкли оценивать свои успехи и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.
Поэтому специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Таким образом, за учебное время, определенное учебным планом на изучение предмета «История» и «Обществознание», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Данный опыт является составной частью воспитательной работы школы и должен помочь учащимся в процессе творческо-поискового познания и активного использования полученных знаний на практике.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
 Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.
http://www.proshkolu.ru/user/ntcnn/Школьный сайт: http://tengushevo.edurm.ru/
Адрес личного сайта: https://infourok.ru/user/hlebina-elena-nikolaevna

Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
2. Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников. Москва,2012
3. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры обучающихся [Текст] / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. – Красноярск: КГУ, 2006. С.30-45.
4. Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско - правовому воспитанию школьников: практическое пособие, М.: АРКТИ, 2006.
5. Информационные технологии в преподавании обществознания. Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003 г.
6. Информационные технологии в преподавании обществознания. Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003 г.
7. Климнеко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность обучающихся//
8. Мачехина В.Н.Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001, №9.