ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА
ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


п/п Характеристики опыта Пояснения
Сведения об авторе
Ф.И.О. ДЕНИСОВА ГАЛИНА
ВИКТОРОВНА
Образование Высшее
Название учебного заведения, год его окончания
Славянский государственный педагогический институт (1996г.)
Специальность по диплому
Учитель физической культуры
Место работы МОУ «ГИМНАЗИЯ № 70
ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Должность Учитель физической культуры
Педагогический стаж 37 лет
Стаж работы в занимаемой должности 25 лет
Квалификация Специалист высшей категории, «учитель-методист», «Отличник образования и науки», МС СССР
2. Тема педагогического опыта Формирование позитивной мотивации к заня-тиям физической культурой и спортом. Внедрение здорового образа жизни в повседнев-ную жизнь учащихся.
3. Условия формирования опыта Мой стаж работы в качестве учителя физичес-кой культуры составляет 25 лет. С 2007 года я работаю по внедрению в практику здоровьесбе-регающих технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.
Возникновение моего опыта обусловлено сле-дующими причинами:
- ухудшение здоровья детей;
- уменьшение двигательной активности;
- снижение мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- слабая материально-техническая база.
В школе в образовательной области «Физичес-кая культура» предусмотрено освоение обучаю-щимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность, как на уроках физи-ческой культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в каникулярные дни, в летний период.
4. Теоретическая база опыта Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, такими как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ре-бенка интерес к учению, т.е. формировать мотив.
Школьный возрас, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-сво-ему содержанию и по всей деятельности – дея-тельность учения. Переход к новому положе-нию, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связа-ны не только с семьей, но и с учебой.
Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоя-тельным и систематическим занятиям физичес-кой культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения уча-щихся к физической культуре, побуждая стать им сильными, хорошо физически развитыми.
Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (наличие аудио- и видеотехники, компьютеров, сотовой связи и т.д.), интенсификация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, по-нижение двигательной активности, все возрас-тающее воздействие на их организм неблагопри-ятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным функциональным изме-нениям в состоянии здоровья детей.
В настоящее время происходит процесс крити-ческого осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательной программы.
Резкое ухудшение здоровья детей связано имен-но со школой и является следствием существу-ющей системы образования, сегодняшних стан-дартов обучения и воспитания. Необходимость определения реальных механизмов, обеспечи-вающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенство-вания физического состояния детей.
5. Актуальность и перспективность опыта Социально-экономические изменения, происхо-дящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанав-ливающихся новых отношений. Особую акту-альность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
Проблема здоровья учащихся актуальна всегда и требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, медицин-ский и педагогический аспекты.
Сущность педагогического образования:
- обеспечении необходимых условий обучения учащихся с соблюдением правил безопасности жизнедеятельности;
- сохранение и укрепление здоровья средствами физической культуры;
- в освоении гигиенических навыков учащимися и умение реализовать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы опре-деляется тем, что в последние десятилетия в нашем регионе значительно увеличивается ко-личество учащихся с отклонениями в состоянии здоровья. Одной из основных проблем ухудше-ния здоровья подростков является большая уче-бная нагрузка и малая двигательная активность.
6. Новизна опыта Сущность технологии, по которой работаю, за-ключается в личностно-ориентированном хара-ктере обучения, индивидуальном подходе к каж-дому ребенку при организации занятий физиче-ской культурой, в формировании осознанной по-требности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это озна-чает, что для обучающихся создана образова-тельная траектория, которая учитывает индиви-дуальный тип телосложения, физическую подго-товленность, состояние здоровья, а также осо-бенности психического развития.
7. Адресность опыта Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в школе ставят вопро-сы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия яв-ляяется то, что здоровье школьников уменьша-ется по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее зна-чительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования
В последнее время опубликовано много работ, посвященных проблеме здорового образа жизни, в которых, к сожалению, не решается проблема его формирования.
В нашей школе в рамках здоровьесберегающего образования особое внимание уделяется обуче-нию учащихся здоровому образу жизни.
Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются среда, генотип человека и его внутренний мир.
Оздоровление ребенка – не разовое мероприя-тие, а целенаправленная работа всего коллек-тива школы и планомерные, постоянные занятия в семье.
Рациональное сочетание всех здоровьесберегаю-щих технологий, уроков физической культуры в школе, спортивных соревнований и активного отдыха на природе позволяет в полной мере реа-лизовать программу сохранения здоровья школьников и развития их физических качеств и способностей.
8. Технология опыта Физическая культура в школе – общеобразовате-льный предмет, и наравне с другими школьны-ми дисциплинами содержание учебного про-цесса складывается из знаний, умений и навы-ков. Сложности возникают с получением теоре-тико-методических знаний учащимися.
Задача учителя – раскрыть учащимся подлин-ный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теорети-ческие знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основ-ной формой которого является урок.
Передо мной стал вопрос: каким должно быть содержание знаний и как методически грамотно внести обучение теоретическим знаниям в урок?
В течение трех лет, наблюдение за учащимися на уроках физической культуры, дают основа-ние полагать, что ведущим мотивом в занятиях все больше становится интеллектуальный инте-рес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний. Причем это свойственно всем классам, в том числе и в нача-льной школе.
Подбирая теоретический материал по физиче-ской культуре, приходится учитывать, что уро-вень знаний учащихся неодинаков: он растет от класса к классу.
9. Результативность опыта * Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
* Активизация внеурочной деятельности школьников
* Сохранение, укрепление здоровья обучающихся,
* Обучение, воспитание, в основе которых лежит культура здоровья
* Восстановление и формирование адаптационных возможностей организма ребенка,
* Обучение навыкам здорового образа жизни
* Коррекция и профилактика здоровья обучающихся
За годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
10. Где и кем принято решение об обобщении опыта Методический совет МОУ «ГИМНАЗИИ № 70 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (протокол №1 от 05.09.16г)
11. Приложение к опыту работы Участие в конкурсах профессионального мастерства:
- член жюри конкурсов (районный этап, област-ной этапы) профессионального мастерства с 2002 по 2014 годы;
- призер конкурса (областной этап) «Учитель года - 2008» и лауреат Республиканского этапа.
Публикации:
1) Учебно-методическое пособие для организации учебно-воспитательной работы по теме «Волейбол» Пособие утверждено научно-методическим советом МОН 2011 год
2) Планы-конспекты на группу уроков по физической культуре в старшей школе Видеоуроки в сети Интернет videouroki.net – 27.03.14г.
3) Материалы по теме «Подвижные и народные игры» Видеоуроки в сети Интернет videouroki.net – 05.04.14г.
4) Планы-конспекты на группу уроков по физической культуре по теме «Гандбол» Видеоуроки в сети Интернет videouroki.net – 02.07.14г.
5) Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в 7-м классе по теме «Футбол» в формате медиапрезентации В журнале «Открытый урок: разработки, технологии, опыт» в № 07/08 2014г.
6) Создание персонального сайта для обмена материалами по предмету. Сертификат о создании сайта в сети интернет multiurok.ru 29.12.14г.
7) Планы-конспекты на группу уроков по темам «Футбол», «Гимнастика», «Туризм» для учащихся 9-х классов. Электронный журнал «Золотые страницы образования» № 9 (49) декабрь 2015г.
8) Методическая разработка «Тестовые задания по основам теоретико-методических знаний в 9-м классе» На сайте infourok.ru 04.01.16г.
9) Методическая разработка «Презентация основ теоретико-методических знаний по теме «Гандбол» для учащихся 5 – 6 классов». На сайте infourok.ru 05.01.16г.
10) Методическая разработка. Презентация по теме «Волейбол». На сайте infourok.ru 05.01.16г.
11) Методическая разработка по теме «Гимнастика». На сайте infourok.ru 05.01.16г.
12) Персональный сайт для обмена опытом. На сайте infourok.ru 05.01.16г.
13) Планы-конспекты на группу уроков по теме «Гимнастика для учащихся 5-8 классов» На сайте kopilkaurokov.ru
28.01.2016г.
14) План-конспект занятий кружка по волейболу Электронный журнал «Золотые страницы образования» № 1 (50) январь 2016 г.