Информационная карта передового педагогического опыта
Информационная карта
передового педагогического опыта (ППО)
Адрес опыта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Орленок»
Автор опыта Ихсанова Гульнара Юсуповна
Должность воспитатель
Стаж работы в должности 16 лет
Юридический адрес ДОО 462631 город Гай улица Октябрьская, д. 50
Тел. 8(35362 4 – 25 – 33
Е-mail detsad9ovzgai@mail.ruТема ППО Деятельность воспитателя по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста
Сроки изучения и обобщения опыта 2009-2012
Нормативно-правовые основания для обобщения опыта Конвенция ООН о правах ребенка
Концепция непрерывного образования.
Национальная Доктрина развития российского образования до 2021 года.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ президента от 01.06.12 №761).
Закон «Об образовании в РФ» от 21.12.12. № 273 ФЗ.
Федеральные государственные требования (утратили силу в связи с введением ФГОС)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ от 17.09.2003 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». СанПиН 2.4.1.2660-10
Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» 2006 г.
Устав МБДОУ «Детский сад № 9» от 30.06.2011 г.
Программа Развития МБДОУ № 9 от 3.09.11г.
Основная Образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 9" от 30.08.2011 г.
Научно-теоретическая основа опыта Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста уделяется достаточно внимания в педагогике и психологии. Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Г.Я. Трошин, 1915, Л.С. Выготский, 1934, С.Л. Рубинштейн,1936, П.М. Якобсон, 1956, Л. И.Божович 1968 г., А.Н. Леонтьев, 1971; Д.Б. Эльконин, 1978, А.В. Запорожец, 1986 г.
Необходимо отметить также труды И. Изарда (1971, 1972 г.), Г.М.Бреслава (1983, 1984,1996 г.)
Эмоциональное развитие дошкольников исследовали А.В.Запорожец, 1985 г., Кряжева Н. Л. 1996 г., Захаров А.И.1997 г., Абрамян Л. А.1984г, Кошелева А.Д. 1985 г., Широкова Г. А. 2005 г.,
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. 2006 г.
Описание незрелости эмоциональной сферы детей с ОВЗ находят свое отражение в публикациях Е. Е. Дмитриевой 1989 г., Е. Н. Васильевой 1994г., Г. Н. Ефремовой 1997г., М. С. Певзнер и Т. А. Власовой 2001 г.
Современные подходы к изучению эмоций в психологии рассматриваются Миланич Ю.М. 2011г., Кутковой Н.А. и Стефаненко Т.Г.2012 г., Изотовой Е.И. 2013 г.в журналах "Психологические исследования" и «Вопросы психологии».
Творческие находки автора Комплекс эмоционально-стимулирующей гимнастики. Содержит элементы психологических и здоровьесберегающих технологий: элементы самомассажа и логоритмики, упражнения на дыхание и релаксационные упражнения, пальчиковую гимнастику, музыкальную зарядку.
Цикл интегрированных развивающих занятий (НОД). Структурная основа занятий - знакомство с цветом через визуальные ощущения: педагог накрывает детей отрезом шифона, который имеет ценное качество - «прозрачность», в результате взгляд на окружающий мир становится «цветным».
Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми с использованием современных технологий, адаптированных к работе с детьми с ОВЗ: здровьесберегающие, обеспечения социально – эмоцонального благополучия, дифференцированного обучения, ИКТ, игровые.
Проверка результативности и эффективности опыта Разработанная система доказала свою необходимость и эффективность применения на практике.
По степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода в группе выявлено 80% детей с лёгкой степенью (10-15 дней), 20% со средней степенью (месяц). С тяжёлой степенью не выявлено.
Результаты диагностики социальных эмоций (автор Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина) у детей данной группы показали эффективность формирования коммуникативных навыков и развития социальных эмоций. Из 12 детей выявлено: 5 детей - выше среднего уровня (повышение с 25% до 40%), 6 детей - средний уровень (с 17 % до 50 %), 1 ребенок - ниже среднего уровня (понижение с 50 % до.10 %).с низким уровнем не выявлено ( в начале исследования 8%).Уровень тревожности детей снизился с 39% до 20% ("Оценка психоэмоционального состояния и состояния тревожности ребёнка", автор Л.В.Макшанцева).
В работе с родителями использовалась анкета для выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребенка (автор Т. А, Данилина, модификация анкеты Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой). Большинство родителей отметили, что у детей улучшился сон; дети стали менее избирательны в еде, улучшился их аппетит (70 %). Дети с радостью идут в детский сад (80 %), радуются встрече со сверстниками, выражают свое сочувствие близким (70 %), доброжелательны в отношениях со сверстниками (80 %). 20 % родителей замечают некоторые проявления страха, агрессии. Большинство родителей ответили, что благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду (80 %).
Для диагностики детско-родительских отношений была использована анкета на выявление родительской позиции и характера взаимодействия с ребёнком (автор Л.В.Чернецкая), которая показала снижение уровня трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребёнка (с 42 % до 25%).
Теоретическая интерпретация опыта Анализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд специфических, качественных особенностей формирования личности, являющихся необходимыми для всего последующего хода онтогенеза. Включение ребёнка во всё новые формы жизнедеятельности, приводит к трансформации этих особенностей и изменению их места в структуре личности.
Сущность представленного педагогического опыта заключается в системности применения форм, методов и приёмов работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста. Это позволило обеспечить комфортные условия для развития личности ребёнка, его позитивной социализации и индивидуализации, его эмоциональное благополучие.
Динамика достижений. Нам удалось проследить позитивную динамику в сокращении сроков адаптации младших дошкольников, понижении уровня тревожности на 19 %, повышении уровня формирования коммуникативных навыков и развития социальных эмоций на на 15 %, повышение психолого – педагогической компетентности родителей на 17 %
Трудоемкость осуществления педагогического опыта заключается в выявлении проблемы, подборе диагностического инструментария, недостаточности наглядного методического материала, в подборе дидактического материала и пособий для работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию социальных эмоций и формированию коммуникативных навыков, в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов НОД для работы с детьми, организации различных форм работы с родителями, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.
Данный опыт может быть использован при наличии следующих условий:
-педагог должен быть теоретически заинтересован, обладать знаниями по возрастной психологии и развитию эмоций младших дошкольников, владеть современными технологиями образования;
-наличие специально созданной предметно-развивающей среды, предусматривающей наличие различных зон для самостоятельной и организованной деятельности с детьми;
-условие принятия и реализации данной системы работы всеми участниками педагогического процесса.
Основное содержание ППО Разработанная система работы воспитателя по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста включает в себя три основных направления: работа с детьми, организация предметно-развивающей среды и работа с родителями.
В работе с детьми используются современные технологии: дифференцированного (индивидуализированного) обучения, игровые, обеспечения социально - эмоцинального благополучия детей, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Развитие личности, мотивации и способностей детей осуществляется через различные виды деятельности: непосредственно организованная деятельность, самостоятельная деятельность детей (игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, познавательно - исследовательская).
При проведении работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего возраста мы руководствовались следующими основными принципами:
ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка; обеспечением свободы выбора и волеизъявления; учетом направленности интересов ребенка; безоценочным подходом к детям. Большое значение в профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего возраста имеет работа с семьей. В группе организована развивающая среда для различных видов деятельности, способствующая развитию основных воспитательных задач.
Разработанная система доказала свою необходимость и эффективность применения на практике.
Публикации http://detsad9ovz.ucoz.ru/index/konspekty/0-5725 июня 2013 г. «Традиции и новации образовательной системы» (Материалы III Международных педагогических чтений)
http://forum.schoolpress.ru/article/57/1344(сборник пока не опубликован)
http://www.maam.ru/users/1975Gulnaransportal.ru›ikhsanova-gulnara-yusupovnaРешение об обобщенном опыте протокол педсовета ДОУ № 4 от 16.02 2012 г.
Последователи Представленный опыт активно применяется педагогами ДОУ и города. Наличие публикаций в научно-методических сборниках и на Интернет-сайтах предполагает его использование коллегами из других регионов
Экспертное заключение Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия детей способствует социализации детей, помогает корректировать познавательные процессы, способствует улучшению соматического здоровья воспитанников. Педагогам ДОУ будут полезны новации, предложенные автором: эмоционально - стимулирующая гимнастика, цикл интегрированных развивающих занятий, перспективные планы работы с семьёй и детьми.
Наличие обобщенного материала Теоретическая часть исследования (анализ психолого-педагогической литературы), практическая часть (описание работы с детьми и родителями, картотека эмоциональных игр, материально-техническое обеспечение), ИКТ материалы (презентации, фотоматериалы)
Распространение и внедрение опыта (диссеминация) Устная (выступление на педагогических совещаниях на уровне ДОУ и муниципальном уровне), печатная (наличие публикаций в сборниках и в интернете), наглядная пропаганда (для педагогов и родителей) и непосредственный показ своей работы педагогом (на уровне ДОУ и муниципальном уровне)
Поощрения педагога Выдан сертификат об участии в III Международных педагогических чтениях. «Традиции и новации образовательной системы» (Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно - методический центр", 25.06.2013 г.
Автор опыта подпись
Эксперт Заведующий МАДОУ «Детский сад № 9»
Корнева Н.Н.
Научный руководитель