Информационная карта инновационного опыта


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
1. Ф.И.О. автора опыта Антонова Наталья Владимировна
2. Адрес с индексом …
3. Номер контактного телефона …
4. Учреждение, в котором работает автор опыта МБДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
5. Должность Учитель-логопед
6. Стаж работы в должности 3 года
II. Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе устранения нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
2. Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики Проблемы:
Увеличение количества дошкольников с речевой патологией.
Недостаточная педагогическая грамотность родителей.
Отсутствие готовности родителей к самостоятельным коррекционным занятиям в домашних условиях.
Недостаточная методическая разработанность проблемы включения разнообразных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями в коррекционный процесс.
3. Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи Цель: обеспечить разнообразие форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, в условиях логопункта.
Задачи:
Формировать правильное отношение к ребёнку с речевой патологией дома, в детском саду, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми.
Привлечь родителей к участию в коррекционном процессе.
Организовать самостоятельную работу вне логопедических занятий.
Добиваться добросовестного и обязательного выполнения заданий и указаний логопеда.
Пополнить информационный материал для родителей.
4. Концепция изменений Родители – самые близкие для ребёнка люди, его первые помощники. Хорошо зная своего ребёнка, они могут влиять на его моторное и познавательное развитие. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей во многом определяет успешность коррекционной работы и способствует быстрому преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отслеживать динамику развития своего ребёнка. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важным условием полноценного развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.
5. Сущность ИПО. Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски Родители играют исключительную роль в жизни ребёнка, на них ложится основная ответственность за его развитие. Необходимым звеном коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача учителя-логопеда обучить родителей способам и приёмам проведения коррекционных занятий с ребёнком, помочь им выбрать оптимальные направления работы и познакомить их с её содержанием.
Специалист грамотно мотивирует родителей на последовательные и систематические занятия в домашних условиях по закреплению приобретённых на логопедических занятиях умений и навыков.
Для реализации ИПО автором была проделана следующая работа:
Сформулированы дидактические условия, с учётом которых строится весь процесс взаимодействия логопеда и родителей:
разнообразие форм и методов работы;
единое понимание логопедом и родителями целей и задач коррекционного воспитания;
установление взаимопонимания с родителями;
создание атмосферы эмоциональной взаимоподдержки;
соблюдение педагогического такта;
систематичность и последовательность консультативно-методической работы.
Разработан проект организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей, сформулирована цель и задачи проекта (см. приложение…).
Составлено перспективное планирование работы с родителями на год (с учётом различных форм взаимодействия).
Проведено анкетирование родителей, которое позволило сформировать представление о консультативно-методической работе логопеда в течение года.
Проведено анкетирование родителей для оценки уровеня их компетентности в вопросах речевого развития детей.
Организована работа «Логопедической почты».
Часто родители не решаются обратиться к учителю-логопеду с каким-либо вопросом или проблемой, в связи с занятостью не находят лишнего времени для решения того или иного вопроса. В этой ситуации автор считает целесообразным организацию в ДОУ «Логопедической почты».
Почтовый ящик предпочтительнее установить в пределах общей досягаемости. Его цель: повышение коррекционно-логопедического процесса. Рядом нужно разместить правила оформления «писем для логопеда»:
Указать дату обращения.
Указать фамилию ребёнка (при необходимости и желании)
Изложить просьбу, заявку.
Оставить свои замечания.
Проследить о принятых мерах.
Еженедельно учитель-логопед знакомится с содержимым «Логопедической почты». Исходя из этого планирует индивидуальные консультации, темы, которых следует коснуться на ближайших родительских собраниях, при индивидуальных беседах, целенаправленно организует коррекционную работу с каждым ребёнком, учитывая пожелания и замечания родителей. Родители, не имеющие возможности встретиться с логопедом, получают ответы на вопросы в письменной форме (в виде ответного письма).
Такая форма работы мотивирует родителей к участию в коррекционном процессе, снимает отрицательный эмоциональный фон у родителей, которые занижают способности своего ребёнка и поэтому не всегда готовы встретиться с логопедом. В свою очередь такая форма взаимодействия с семьями дошкольников организует специалиста.
Риски:
отсутствие системы в работе по рекомендациям логопеда со стороны родителей;
трудность привлечения родителей к участия в мероприятиях ДОУ;
нежелание обращаться за консультативной помощью.
Предупреждение рисков:
систематичность и последовательность консультативно-методической работы
создание условий для взаимодействия логопеда и родителей;
учёт возможностей родителей и детей в ходе коррекционного процесса и консультативно-просветительской работы.
6. Условия реализации изменений Профессиональная компетентность логопеда в области форм консультативно-просветительской работы.
Создание условий, обеспечивающих осознание родителями значимости их участия в коррекционном процессе.
Использование разнообразных форм консультативно-просветительской работы.
Включение механизма рефлексии.
7. Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО Вовлечение родителей в коррекционный процесс.
Осознание родителями, что успех коррекционной работы зависит от тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Ускорение процесса коррекции речевых нарушений.
Профилактика дезадаптации в условиях поступления в школу.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей (см. диаграмму).

Динамика рейтинга педагога среди родителей (см. диаграмму).