Описание инновационного опыта учителя географии


Городской округ город Шахунья
МБОУ Вахтанская СОШ

Описание инновационного опыта
Создание условий для развития познавательной активности высокомотивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Автор Шабалина Людмила Николаевна.
Учитель географии МБОУ Вахтанской СОШ
Вахтан2013 год
Описание инновационного опыта
Создание условий для развития познавательной активности высокомотивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Автор Шабалина Людмила Николаевна.
Учитель географии МБОУ Вахтанской СОШ
1.Самопрезентация носителя опыта
Шабалина Людмила Николаевна, учитель географии и начальных классов МБОУ Вахтанской СОШ, общий педагогический стаж работы 18 лет.
Я считаю, что педагогический процесс во все времена являлся организованным взаимодействием педагогов и воспитанников, направленным на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и учащиеся как субъекты являются главными компонентами педагогического процесса, взаимодействие между которыми своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии.
Смысл моей личностной и профессиональной педагогической позиции можно выразить в следующих словах:
«Педагогическое творчество не есть свойство избранных, овладеть мастерством может каждый. Опыт учителя углубленный и отточенный до профессионального мастерства позволяет создать свою индивидуальную педагогическую систему. Иногда учителя интересует не вообще какой-то сложный вопрос, а комплекс проблем, помогающих пробудить у школьников интерес к познанию. Однако главное — умение вовлечь их в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, педагогу важно стать творческой личностью».
2.Наименование опыта.
Создание условий для развития познавательной активности высокомотивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
3. Исторический контекст возникновения и становления педагогического опыта
3.1 Условия возникновения, становление опыта
Я работаю учителем 18 лет. Всё это время я стремлюсь развивать у своих ребят интерес к изучению предмета, формировать у них положительную мотивацию к учению, используя различные формы и методы работы.
Как учитель я нахожусь в постоянном творческом поиске, Обучаюсь в настоящее время в НГПУ. Изучаю передовой педагогический опыт своих коллег, я в своей практической деятельности стремлюсь использовать такие приемы работы, которые способствуют развитию в детях умения обсуждать те или иные проблемы, искать причины их возникновения, высказывать и отстаивать свои мысли, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. В процессе такой работы выявляются наиболее активные высокомотивированные учащиеся желающие изучать географию на более углубленном уровне не только на уроках, но и во внеурочное время.
3.2 Актуальность
Проблема выявления, обучения высокомотивированных, способных детей и талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений государственной политики России в области образования.
Важнейшей характеристикой успешной деятельности учителя является качество образования, создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся, активизацию их познавательной деятельности, формирование умений действовать в нестандартной ситуации.
3.3 Противоречия как фактор определения путей преобразования обобщаемого педагогического опыта
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Практика показывает, что достижение требуемого образовательного результата есть прямое следствие той или иной обучающей деятельности педагога, в результате которой происходит передача знаний от учителя к ученику, «опыта старших поколений молодому поколению» Однако, знания человека не являются материальным объектом, поэтому не могут быть переданы ему кем бы то ни было. Они могут возникнуть только как естественный результат его собственной деятельности. Поэтому, говоря о деятельности учащегося, нужно говорить о его учебно-познавательной деятельности. В последние годы все больше утверждается не традиционная трансляционная модель обучения, а деятельностная (личностно ориентированная). Термин «деятельностный» подчеркивает, что деятельность учащегося формирует требуемый результат. Значит, на уроке необходимо создать такие условия, при которых будет происходить не просто передача определенной суммы знаний и формирование отдельных географических умений и навыков, а самостоятельная учебная исследовательская деятельность ребят, способствующая глубокому осмыслению ими приобретаемых знаний.
Эти противоречия явились причинами, побудившими меня искать наиболее эффективные методы и формы обучения географии для повышения мотивации к самому процессу получения знаний, активизации познавательной деятельности учащихся для достижения высокомотивированными учениками высоких показателей на различных интеллектуальных конкурсах.
3.4 Формулировка проблемы.
Проблема педагогического опыта заключается в умении сочетать определенные педагогические технологии и методы, которые используются на уроках и внеурочной деятельности и позволяют создать оптимальные условия для развития высокомотивированных учащихся, помогают активизировать их познавательную деятельность.
4. Теоретическое обоснование обобщаемого педагогического опыта.
4.1 Характеристика ведушей идеи, подходов и принципов
Проблема формирования современной, всесторонне развитой личности в условиях гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса актуальна для каждого учреждения образования. Учеными разработан целый ряд педагогических концепций, нацеленных на разработку технологии становления творчески активного, духовно богатого, способного к принятию самостоятельных решений человека. Педагогика рассматривает личностно-ориентированный подход как феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества и диалога. Научное представление о концептуально-понятийной структуре данной образовательной технологии среди ученых имеет разные точки зрения. Так, по утверждению В.В.Сериковой, «личностно-ориентированное образование – это создание условий для полноценного проявления, а также развития личностных функций учащихся».
Основной же целью образования, по мнению Е.В. Бондаревской, становится воспитание человека культуры, что возможно при осуществлении культурологического индивидуально-личностного подхода, суть которого сводится к формированию индивидуальности ученика, активизации его познавательной деятельности, «созданию условий для развития его уникального творческого потенциала» .Проблемы личностно-ориентированного образования и обучения являются также сферой научных интересов И.С. Якиманской, которая считает, что необходимо создать благоприятные условия для раскрытия и последующего целенаправленного развития личностных черт учащегося, «раскрытия индивидуальности каждого ребенка через учение как самостоятельную и значимую для него деятельность в школьный период его возрастного развития».
В ходе обобщения педагогического опыта я придерживалась концепции А.А. Плигина, который разработал технологию целенаправленного развития познавательных стратегий. Для становления всесторонне развитой, творческой личности ученика, по мнению ученого, необходимо учитывать его индивидуальные способности, ценностные ориентации, на основе которых формируется внутренняя модель восприятия человеком окружающего мира, стимулируется познавательная активность ребенка, включающая в себя «высокий уровень мотивации, его осознанную потребность в усвоении знаний и умений, результативность и соответствие социальным нормам». Решение поставленной проблемы требует от учителя не только глубоких знаний по своему предмету, но и умелого, целенаправленного использования в процессе преподавания разнообразных педагогических технологий.
4.2 Цель педагогического опыта.
Создать систему работы для реализации творческого потенциала школьников с учетом их индивидуальных особенностей, активизации познавательной деятельности учащихся, формирования у них умения решать сложные и нестандартные задания.
Задачи:
Адаптировать созданную систему работы к условиям своей практической деятельности.
Используя данную систему работы, повысить количество высокомотивированных учащихся в школе.
5.Технология педагогического опыта.
5.1 Сущность педагогического опыта заключается в создании условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высокомотивированных детей, в оптимальном выборе форм и методов работы с такими детьми для развития их творческих способностей, активизации познавательной деятельности на уроках географии и во внеурочное время. Чтобы определить уровень мотивации, я использую методики, предложенные в приложении. Использование этих методик показало, что уровень высокомотивированных учащихся увеличивается с каждым годом. (смотрите приложение №1)
5.2 Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта
В работе учителя географии особое значение имеет работа с высокомотивированными детьми, которые проявляют интерес к географическим знаниям. Основным направлением работы с учащимися является воспитание социально активной личности, способной к продолжению самообразования, ориентирующейся в обширном потоке информации. Система работы с одарёнными детьми включает несколько этапов:
создание условий для развития у ребят положительной мотивации к изучению географии;
индивидуальная работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению предмета;
реализация потенциальных возможностей высокомотивированных детей через участие в интеллектуальных мероприятиях (результативность).
Для поддержания интереса к изучению географии у детей я считаю необходимым использование в практике преподавания развивающих технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческих способностей через организацию на уроках проблемных ситуаций, требующих от учеников креативного мышления, поиска решения, проведения небольшого исследования в рамках определенной темы, раздела. Для этого я специально подбираю и систематизирую учебный материал, адаптирую его содержание к способностям каждого ученика, использую схемные и знаковые модели учебного материала. Особое внимание уделяю самостоятельным и практическим работам (работа с географической картой, наглядными пособиями, статистическим материалом, дополнительной литературой), выполнение которых способствует более осознанному овладению учащимися знаниями, умениями и навыками.
Практика показывает, что наибольшим интересом у старшеклассников пользуются уроки-конференции (тема «Проблемы и перспективы развития энергетики»), на которых учащиеся выступают в качестве авторов интересных проектов (тема «Европейский дом»), учатся грамотно, аргументировано их, представлять и защищать; попробовать себя в роли оппонентов, задавая вопросы по обсуждаемой в классе проблеме и в коллективной дискуссии (споре) находить пути ее решения. При подобной организации учебной деятельности высокомотивированным учащимся поручаются роли ведущих, которые направляют ход конференции, а также оппонентов, чья задача – находить слабые стороны в аргументации фактами докладчиков, предлагать проблемные вопросы или альтернативные подходы к решению учебной задачи. Это способствует повышению заинтересованности всех учащихся, помогает им проявить свои личностные качества, формирует умение критически воспринимать информацию.
Урок-диспут учит ребят отстаивать свою точку зрения, что обостряет внимание учащихся к поставленной проблеме, активизирует их мыслительную деятельность (урок-диспут по теме «Импортозамещение: плюсы и минусы»). На таком уроке я стараюсь научить ребят следить за ходом мысли соперника, быстро реагировать на изменение ситуации в споре. Это помогает направить учащихся на самостоятельное «открытие новых» знаний, определенных закономерностей, а также приучать ребят к искусству ведения спора, дискуссии, диспута.
Интересной формой проведения урока для учащихся является и заочная экскурсия по странам и континентам, которая способствуют формированию у ребят основных понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимостях.
Я также считаю, что игра является одним из средств повышения качества образовательного процесса. Игровые технологии обеспечивают разнообразные воспитательные и обучающие возможности, развивают у школьников воображение, мышление, волю. Игра способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Несомненным достоинством игровой технологии является возможность для каждого ученика внести свой посильный вклад в победу, так как результат складывается из совместных усилий участников игрового процесса. Учащимся с высокой мотивацией целесообразно отводить ведущие, организационные роли, поскольку их пример окажет положительное влияние на мотивацию остальных участников, поможет полнее реализовать разнообразные способности (например, такие, как хорошая дикция, умение рисовать, чертить, создавать медиапрезентации, находить материалы в сети Интернет и т. п. ).
На мой взгляд, в практике обучения географии возможности игры используются недостаточно, особенно в средних классах. Игра же относится к такому методу воздействия, когда школьник не чувствует себя объектом воздействия учителя, а ощущает участником познавательной деятельности. Игры можно использовать как при изучении нового материала, так и при обобщении и повторении ранее изученного. Такие занятия позволяют полнее реализовывать как индивидуальные способности ребёнка, так и возможности работы ребёнка в коллективе. (Смотрите приложение№2)
На уроках стараюсь создать условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности. Ребята получают задания, для решения которых необходима работа с энциклопедией, поиск информации в Интернете, создание мультимедийной презентации.
В своей работе я часто использую компьютерные технологии, которые позволяют сделать учебный процесс более эффективным; дают возможность учащимся самостоятельно изучать предметный материал, создают условия для творческого самовыражения учащихся и учителя. Мультимедийная презентация позволяет отказаться от остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока. Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет большое поле деятельности для творчества; появляется возможность организации проектной деятельности школьников под руководством учителя.
Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию познавательной деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой и исследовательской работе. Многим учащимся интересен сам процесс познания, поиск ответа на вопрос, а он всегда более ценен, чем сам ответ. Такие дети продолжают работу на факультативных занятиях.
Второй и третий этапы предусматривают работу с высокомотивированными детьми по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков по географии. Эта работа осуществляется во внеурочной деятельности, и, в частности. На таких занятиях я использую технологию индивидуализации обучения, которая позволяет адаптировать содержание, методы и темп обучения к способностям обучаемого.
Ошибки учащихся в учебном процессе должны восприниматься как закономерный процесс их самостоятельного продвижения к знаниям.
Внеурочные занятия проходят по двум направлениям: исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний о явлениях и объектах, и углубленное изучение географии с целью подготовки учащихся к предметной олимпиаде. (смотрите пример олимпиады в приложении №3)
Очень важным этапом в работе с высокомотивированными детьми является включение учащихся в олимпиадное движение. (Результаты участия в олимпиадах смотрите в приложении №4) Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, способствовать развитию определенных навыков – это задача учителя.
Как показывает практика, успешная подготовка - это решение как можно большего числа олимпиадных задач и более углубленное изучение тем школьного курса. Главное – придерживаться следующих принципов.
Ненавязчивость и добровольность. Решение об участии в олимпиаде ребенок должен принять самостоятельно, осознано. Во время подготовки к соревнованиям учащийся должен проявить свои лучшие качества: трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, усердие.
Высокая мотивация обучения. Примером для ребят может стать удачное выступление учащихся старших классов на олимпиадах, акциях, конкурсах.
Продуманность и систематичность занятий. Простой набор олимпиадных задач не подойдет, нужна система. При этом сразу следует начинать подготовку с простых вопросов. За сложностью решения может потеряться суть явления. Задания повышенной сложности необходимо подключить на заключительном этапе подготовки.
Кроме теоретических заданий необходимо особое внимание уделять практическим работам на местности (съемка плана местности, определение направлений, азимутов, высоты и крутизны холма).
А главное, ребята должны помнить: в олимпиаде есть победители, но нет побежденных! Опыт участия в интеллектуальных соревнованиях такого рода позволяет учащимся проверить уровень своих знаний на фоне сверстников. Даже относительно неудачное выступление на олимпиаде может стать хорошим стимулом для активизации учебно-познавательной деятельности.
В своей работе по подготовке школьников к олимпиадам я использую не только классические приемы и методы работы. Интересной и эффективной формой активизации познавательной деятельности учителя и учащихся стала дистанционная обучающая Интернет-викторина по географии «Живая природа»
Такие мероприятия призваны не только поддерживать и развивать интерес школьников к предмету, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учеников при подготовке вопросов по той или иной теме; дистанционные олимпиады удобны и во внеклассной деятельности, они помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. Учитель и учащиеся, вовлеченные в дистанционные формы деятельности, испытывают чувство творческой самореализации на фоне соревновательного сотрудничества с другими ученическими коллективами из разных школ округа.
В системе моей работы с детьми широко используется участие детей в предметных конкурсах разного уровня, требующих от учащихся навыков исследовательской деятельности.
5.3 Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта
Я считаю, что пробуждая интерес ученика к исследованию, учитель содействует становлению его как личности. Исследовательский метод обучения открывает большие возможности для реализации интеллектуального потенциала высокомотивированного ребенка.
6.Диссеминация педагогического опыта
6.1 Диапазон опыта и степень его новизны.
Мой педагогический опыт показал, что у учащихся с каждым годом повышается уровень мотивации учения , школьники лучше овладевают знаниями на уроках географии. А новизна опыта заключается в подготовке высокомотивированных учащихся, будущих граждан современного общества.
6.2 Результативность опыта и достигнутые эффекты
Результативность моей работы с высокомотивированными учащимися представлена в приложении. На внеклассных занятиях по географии занимаюсь подготовкой учащихся к различным конкурсам. (Результаты участия в конкурсах смотрите в приложении №5). Имею грамоты отдела образования Шахунского района, благодарственное письмо от «Русского географического общества за подготовку победителей областной викторины «Природное наследие Нижегородской области», сертификат, выданный детской областной библиотекой за экологическое воспитание учащихся, благодарность Союза охраны птиц России за участие в акциях. Я и учащиеся нашей школы приглашены для дальнейшего сотрудничества в «Русское географическое общество» Союз охраны птиц России и областную детскую библиотеку.
6.3 Адресная направленность
Мой опыт адресован как начинающим, так и опытным учителям, готовым
развивать творческий потенциал каждого учащегося и развиваться творчески самим.
6.4Трудоемкость опыта
Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к географии, я нахожусь в постоянном поиске: изучаю методическую литературу, тематические статьи периодической печати, дополнительную литературу по предмету.
Нахожу новые конкурсы и стараюсь вместе с учениками принимать в них участие.
Создаю банк олимпиадных заданий и классифицирую его с учетом способностей и уровня подготовленности учащихся.
Использование информационных технологий требует знания работы с компьютером. Совершенствую свои умения и навыки.
Изучаю новые формы проведения уроков, позволяющих повысить мотивацию учащихся.
Заключение
Опыт работы показал, что сочетание различных педагогических технологий и методов позволяет создать оптимальные условия для развития высокомотивированных учащихся.
Система работы с учащимися с повышенной мотивацией к учебе должна:
включать изучение широких тем по географии и обсуждение глобальных проблем, актуальных для современного общества, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению предмета;
учитывать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление детей к расширению и углублению своих знаний;
удовлетворять интересы высокомотивированного ребенка и поощрять углубленное изучение выбранных им тем;
поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики индивидуальных способов деятельности;
предусматривать наличие свободного использования разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
способствовать подготовке специальных учебных пособий, организации исследований, созданию «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
Изучение современных образовательных технологий требует терпения, времени, умения внедрять их в каждом классе, применительно к каждому учащемуся.
7.Литература
1. «Психология одаренности детей и подростков»/ под ред. Н.С. Лейтеса. - Москва; 1996.-224с.
2. Дистанционная олимпиада по географии как форма активизации работы учителей и учащихся // «Геаграфiя: праблемы выкладання».- 2008.- №3
3. Школьные технологии обучения и воспитания: учебн.-метод. пособие / Л.В. Пенкрат, А.Р. Борисевич, Л.М. Волкова и др.; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск; БГПУ, 2009.-235с.
4.Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности./ М-во просвещения РСФСР. Науч.-исслед.ин.-т школ.-Москва: 1975.-178 с.
5. Построение модели личностно-ориентированного обучения, под ред. И.С. Якиманской. – М: «КСП+», 2001. – 128 с.
6. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 462 с.
7. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников / А.В. Хуторской. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 319 с.
Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы №507/под ред. А.А. Плигина – М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004. выпуск № 43.
9. Серикова В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании концепции и технологии/ В.В. Серикова. – Волгоград: Перемена, 1994. –152с.
Серикова В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. /В.В. Серикова. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 112с.
8.Приложения
Приложение№1.
Методики определения мотивации учения у учащихся 6-11 классов.
Методика изучения мотивации учения подростков
(для учащихся 6-7-х классов)
Анкета
Дата______ Ф.И.____________Класс___________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания нужны мне для...
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) развития, чтобы быть образованным и интересным человеком;
е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы ...
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не родители;
г) не хотелось учиться;
д) не было интересно;
е) не мысли о будущем;
ж) не школа и долг перед родиной;
з) не хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия, трудолюбие;
в) мои способности;
д) хорошую работу;
г) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II.4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить высшее образование;
б) я пока не знаю;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести добро моей родине.
5.Моя цель на уроке...
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал, понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать;
е) получить пятерку.
6.Когда я планирую свою работу, то...
а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;
б) думаю;
в) анализирую задание, стараюсь понять суть;
г) составляю план своей работы;
д) внимательно читаю задание;
е) стараюсь сделать сразу все;
ж) открываю «готовые домашние задания»;
з) сначала отдыхаю.
III.7.Самое интересное на уроке...
а) разные игры по теме;
б) объяснение учителя;
в) новая тема;
г) устные задания;
д) побольше читать;
е) общаться с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
8.Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) не дают списать;
ж) надо исправить двойку.
9.Мне нравится делать уроки, когда...
а) они легкие и их мало;
б) остается время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) есть «готовые домашние задания»;
е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
Обработка результатов
Вопросы 1, 2, 3, входящие в I содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4, 5, 6 входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
III содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:
внешний мотив (В) - 0 баллов
игровой мотив (И) - 1 балл
получение отметки (О) - 2 балла
позиционный мотив (П) - 3 балла
социальный мотив (С) - 4 балла
учебный мотив (У) - 5 баллов
Ключ для I, II, III показателей мотивации
Варианты
ответов Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие
1 2 3 4 5 6 7 8 9
мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка
а) О 2 В 0 О 2 П3 С 4 П3 И 1 П3 П3
б) У 5 В 0 У 5 В 0 У 5 У 5 С 4 И 1 И 1
в) С 4 В 0 О 2 О 2 У 5 У 5 П3 П3 П3
г) П3 У 5 С 4 У 5 В 0 У 5 П3 П3 П3
д) У 5 П3 У 5 С 4 П3 У 5 У 5 В 0 В 0
е) В 0 С 4 П3 С 4 О 2 П3 И 1 В 0 У 5
ж) - - П3 - - - - - - В 0 П3 О 2 - -
з) - - С 4 - - - - - - И 1 - - - - - -
I II III
Показатели мотивации
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица
Уровень
мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итоговогоуровня мотивации
I II III I 27-29 25-29 20-23 70-81
II 24-26 20-24 16-19 58 - 69
III 18-23 13-19 10-15 39 - 57
IY 10-17 6-12 4-9 18- 38
Y до 9 до 5 до 3 до 17
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 7-го класса:
- очень высокий уровень мотивации учения;
- высокий уровень мотивации учения;
- нормальный (средний) уровень мотивации учения; IY - сниженный уровень мотивации учения;
Y. - низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по первому блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по второму блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
Третий блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.Методика изучения мотивации учения старших подростков
на этапе окончания основной школы (для учащихся 8 - 9-х классов)
Анкета
ДатаФИ.Класс__
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения образования;
б) поступления в вуз;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы ...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в)не родители;
г) не получал знания;
д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за..
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) хорошо знать школу;
в) приносить пользу людям;
г) учение.
5. Моя цель на уроке -
а) усвоить что-то новое;
б) понять тему;
в) слушать и понимать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать, сидеть тихо.
.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее;
б) повторяю, что проходили на уроке;
в) внимательно читаю задание;
г) стараюсь сделать сразу все;
д) открываю «готовые домашние задания»;
е) сначала отдыхаю.
III
7. Самое интересное на уроке -
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) новая тема, отработка материала;
г) объяснение учителя;
д) получать хорошие отметки;е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) не дают списать;
д) надо исправить отметку;
е) стараюсь всегда.
9. Мне нравится делать уроки, когда…
а) тихо и ничто меня не отвлекает;
б) задают мало;
в) остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) я понимаю тему;
д) есть «готовые домашние задания»;
е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
Обработка результатов
Вопросы 1,2,3, входящие в первый содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6, входящие во второй содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
Третий содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:
внешний мотив (В) - 0 баллов - 0 баллов
игровой мотив (И) - 1 балл - 1 балл
получение отметки (О) - 2 балла - 2 балла
позиционный мотив (П) - 3 балла - 3 балла
социальный мотив (С) - 4 балла - 4 балла
учебный мотив (У) - 5 баллов - 5 баллов
Ключ для I, II, III показателей мотивации
Варианты
ответов Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие
1 2 3 4 5 6 7 8 9
мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка
а) У 5 В 0 О 2 П3 У 5 У 5 И 1 П3 В 0
б) С 4 П3 О 2 В 0 И 1 П3 П3 И 1 П3
в) С 4 В 0 У 5 С 4 П3 У 5 У 5 В 0 И 1
г) П3 У 5 О 2 У 5 О 2 П3 С 4 В 0 П3
д) С 4 С 4 У 5 - - В 0 В 0 О 2 О 2 В 0
е) - - - - П3 - - - - И 1 П3 У 5 У 5
I II III
Показатели мотивации
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II , III показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица
Уровень
мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итоговогоуровня мотивации
I II III I 26-28 24-27 22-25 70-80
II 22-25 20-23 17-21 57 - 69
III 18-21 15-19 13-16 44 - 56
IY 15-17 9-14 7-12 29- 43
Y до 14 до 8 до 6 до 28
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 8-9-го классов:
- очень высокий уровень мотивации учения;
- высокий уровень мотивации учения;
- нормальный (средний) уровень мотиваций учения, IY - сниженный уровень мотивации учения;
Y - низкий уровень мотивации учения
Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.Методика изучения мотивации учения старшеклассников
(для учащихся 10-11-х классов)
Анкета
Дата Ф.И.Класс__
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, дальнейшего образования;
в) моего общего развития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не поступление в вуз и будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это надо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учебе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г)способности и ум;
д)трудолюбие и работоспособность;
е)хорошие отметки.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании; д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.5. Моя цель на уроке -...а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше;
г) выбрать для себя необходимое;д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую отметку;
ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее, вникаю в условия;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь сделать все прилежно;
г) выполняю самое сложное сначала;
д) стараюсь сделать ее побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке -...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отметку «5»;
ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен;
б) он мне нужен;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) стараюсь всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9.Мне нравится делать уроки, когда ...
а) их мало и они не трудные;
б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) они мне потребуются;
г) они требуют усердия;
д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;
е) у меня есть настроение;
ж) материал или задание интересны;
з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
Обработка результатов
Вопросы 1,2,3, входящие в I содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6, входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
III содержательный блок анкеты (7,8,9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа в вопросах названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:
внешний мотив (В) - 0 баллов
игровой мотив (И) - 1 балл
получение отметки (О) - 2 балла
позиционный мотив (П) - 3 балла
социальный мотив (С) - 4 балла
учебный мотив (У) - 5 баллов
Ключ для I, П, III показателей мотивации
Варианты
ответов Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие
1 2 3 4 5 6 7 8 9
мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка
а) С 4 В 0 У 5 У 5 П3 У 5 П3 П3 В 0
б) У 5 С 4 О 2 С 4 У 5 И 1 П3 П3 П3
в) У 5 С 4 П3 П3 У 5 В 0 У 5 О 2 П3
г) С 4 У 5 П3 У 5 П3 П3 В 0 У 5 У 5
д) П3 С 4 У 5 П3 В 0 П3 У 5 В 0 П3
е) П3 - - О 2 С 4 О 2 - - О 2 И 1 И 1
ж) П3 - - - - С 4 И 1 - - И 1 - - П3
з) - - - - - - В 0 - - - - - - - - У 5
I II III
Показатели мотивации
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации старшеклассников.
Оценочная таблица
Уровень
мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итоговогоуровня мотивации
I II III I 26-29 24-28 24-28 72-85
II 21-25 18-23 18-23 55 - 71
III 18-20 12-17 14-17 42- 54
IY 15-17 8-11 9-13 30-41
Y до 14 до 7 до 8 до 29
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 11-го класса:
- очень высокий уровень мотивации учения;
- высокий уровень мотивации учения;
- нормальный (средний) уровень мотивации учения; IY - сниженный уровень мотивации учения;
Y - низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1Динамика численности повышения уровня мотивации учения у учащихся 7-8 классов.
Приложение 2
Интеллектуальная игра
«Самый умный»
Цель: Способствовать наиболее яркому проявлению индивидуальных способностей учащихся.
Задачи:
развивать творческий потенциал учащихся;
развивать кругозор учащихся;
способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
Подготовительный этап.
Подготовить компьютерную презентацию игры. Игровое поле состоит из десяти секторов. На каждом из секторов подписана тема, по которой подбираются вопросы для игроков. Один из прямоугольников без темы, под ним скрывается «секрет», т.е. тема неизвестная участникам игры.
Условия игры.
Игра состоит из двух этапов. В первом отборочном туре играет 10 игроков. Устанавливается очередность ответов на вопросы с помощью конкурса «Дешифровщик». Каждому игроку в порядке очереди предстоит выбрать понравившуюся ему тему. Каждый игрок отвечает на десять вопросов, а помощники фиксируют правильные ответы и время, за которое участник справится со своими вопросами.
В финал выходят 3 участников с максимальным количеством баллов. В случае, если у игроков получилось одинаковое количество баллов, им задаются дополнительные вопросы. Трое финалистов продолжают игру. Финалистам предлагается игровое поле, состоящее из 5 тем: «По реке времени», «К литературным источникам», «Вкусная география», «По заповедным местам», «География на колёсах». Победитель игры, он же «Самый умный», определяется максимальным количеством баллов, заработанных в игре.
Ход игры.
Звучит музыка.
Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались здесь с одной целью - узнать, кто же из участников игры - самый умный! На звание «Самого умного» ученика школы в области географии претендуют! (представляет участников игры). А поможет нам сегодня определить «Самого умного» компетентное жюри в составе:... (представляет членов жюри). Ох, и нелегкая задача предстоит сегодня членам жюри и игрокам! Ведь помимо знаний, участникам игры должно сопутствовать везение! Давайте пожелаем игрокам удачи! Прошу участников игры занять свои игровые места.
Согласно конкурсу «Дешифровщик» мы определим очерёдность участников.
Перед вами цепочка цифр (0126266), с помощью которых вы должны определить самую высокую вершину мира (Эверест). Время пошло…
Жюри записывают очерёдность участников)И первому выпало право выбирать тему... (представляет игрока).
Далее участники игры выбирают понравившиеся темы и отвечают на вопросы ведущего.
Предлагаются следующие вопросы по темам:
1.Тема «РЕКИ»
1. Самая длинная река мира? (Нил.)
2. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго.)
3. Самая длинная река России? (Обь с Иртышом.)
4. Какого типа электростанции строятся на реках? (ГЭС)
5. Самая полноводная река мира? (Амазонка)
6. Резкие кратковременные подъемы воды в реке называют? (паводки)
7. Единственная река, вытекающая из озера Байкал (Ангара)
8. На какой реке стоит Санкт-Петербург? (Нева)
9. Ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы называется (половодье)
10. Пересыхающие реки в Австралии называются (крики)
2.Тема «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА»
1. Природные зоны, располагающиеся, как правило, в тропиках (пустыни)
2. Самая северная природная зона России (арктические пустыни)
3. Как называются степи в Южной Америке? (пампа)
4. В районе экватора, в Африке расположена природная зона (влажные экват. леса)
5. Место обитания таких животных как северный олень, лемминг, песец (тундра)
6. Влажные экваториальные леса называют в Южной Америке (сельва)
7. Какая природная зона занимает в России наибольшую площадь? (леса)
8. Где в Африке можно встретить слона и жирафа? (в саванне)
9. Самые плодородные почвы в России встречаются в зоне (степи)
10. Как называют степи в Северной Америке? (прерьи)
3.Тема « ГОРЫ»
1. Высочайшая вершина мира (Эверест, Джомолунгма)
2. Горы, разделяющие Евразию на две части света (Урал)
3. Название этих гор переводится как Медные (Анды)
4. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)
5. Высочайшая вершина Африки (Килиманджаро)
6. Горы, протянувшиеся вдоль всего западного побережья Северной Америки (Кордильеры)
7. Где, по сказкам Бажова, жила Хозяйка Медной горы? (на Урале)
8. Где находиться вулкан Эребус? (в Антарктиде)
9. Высочайшая гора России? (Эльбрус)
10. Через какие горы Суворов совершал свой знаменитый переход? (Альпы)
4.Тема « ЖИВОТНЫЙ МИР»
7. Самое крупное млекопитающее (кит)
2. Где водятся пингвины? (в Антарктиде)
3. Это животное называют другом человека (собака)
4. Самый сильный и крупный из всех известных удавов (анаконда)
5. Самый быстроногий бегун в мире (страус)
6. Маленькая, редчайшая нелетающая птица, обитающая в Новой Зеландии (киви)
7. Самые морозостойкие из животных (утки и гуси)
8. Животное, возводящее на реках плотины (бобр)
9. Птицы, ставшие символом верности (лебеди)
10. Самое быстробегающее животное? (гепард)
5.Тема « РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»
1. Какое дерево самое легкое? (бальса)
2. Название этого дерева на языке индейцев означает «сломай топор» (кебрачо)
3. Самое распространенное дерево в России (лиственница)
4. Что за дерево, о котором арабы говорят « царица оазиса» (финиковая пальма)
5. Типичное растение степей (ковыль)
6. Цветок, названный по имени самовлюбленного юноши (нарцисс)
7. Королева цветов (роза)
8. Название цветка, которое переводится как «звезда» (астра)
9. Водное растение, способное на своих листьях выдерживать вес двухгодовалого ребенка (виктория- регия)
10. Любимое лакомство верблюдов (верблюжья колючка)
6.Тема « МОРЯ И ОКЕАНЫ»
1. Самый большой океан на Земле (Тихий)
2. Самый мелкий океан на Земле (Северный Ледовитый)
3. Сколько морей омывает территорию России? (13)
4. Самое соленое море (Красное)
5. Море, знаменитое пиратами? (Карибское)
6. В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (в Средиземном)7. Глубочайшая впадина в Мировом океане (Марианская)
8. Крупные волны, вызываемые подводными землетрясениями (цунами)
9. Самое мощное теплое течение на Земле (Гольфстрим)
10. Сколько океанов омывает материк Евразию? (4)
7.Тема « ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»
1. Кто открыл Америку? (Колумб)
2. Кто первым из русских путешественников обследовал жизнь и быт папуасов Новой Гвинеи? (Н.Н. Миклухо - Маклай)
3. Кого из путешественников называют «российским Колумбом»? (Г. Шелехов)
4. В честь какого путешественника названа часть света – Америка? (Америго Веспуччи)
5. Кто впервые побывал на Южном полюсе? (Руаль Амундсен)
6. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
7. Первооткрыватели Антарктиды (Беллинсгаузен и Лазарев)
8. Кто из мореплавателей открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)
9. В честь кого названы пролив и море у берегов России и Северной Америки? (В. Беринг)
10. Какой русский путешественник совершил «хождение за три моря»? (Афанасий Никитин)
8.Тема « СТОЛИЦЫ, ГОСУДАРСТВА»
1. Самое большое по площади государство мира? (Россия)
2. Какому государству принадлежит самый большой остров Земли? (Дании)
3. Назовите самое высокогорное государство мира (Непал)
4. Микрогосударство, расположенное в центре города Рима (Ватикан)
5. На каком континенте нет ни одного государства? (Антарктида)
6. Столица Франции (Париж)
7. Столицей какого государства является Варшава? (Польша)
8. Страна, занимающая первое место по численности населения (Китай)
9. Какая страна мира занимает целый континент? (Австралия)
10. Столица Испании (Мадрид)
9.Тема « ПЛАН И КАРТА»
/. Как называется величина, показывающая, во сколько раз все расстояния на карте меньше, чем на местности? (масштаб)
2. Где на земном шаре из четырех основных направлений сторон горизонта имеется только одно? (на полюсах)
3. Куда «Лицом» обращена головка подсолнуха в полдень? (на юг)
4. Имеются ли на земле самая западная и восточная точки? (нет)
5. Кто является создателем первого глобуса? (Бехайм)
6. Угол между направлением на север и направлением на предмет называется (азимут)
7. Как называются значки, с помощью которых изображаются предметы на плане (условные знаки)
8. Можно ли к югу от Экватора наблюдать Полярную звезду? (нет)
9. Уменьшенная модель Земли (глобус)
10. Как еще называется нулевой меридиан? (Гринвичский)
10.Тема «СЕКРЕТ»
(Тему данной карточки определяет учитель. Можно предложить следующую тему: «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ...») 1. Самый большой материк (Евразия)
2. Самый южный материк (Антарктида)
3. Самый сухой материк (Австралия)
4. Самый жаркий материк (Африка)
5. Самый высокий материк (Антарктида)
6. Самый влажный материк (Южная Америка)
7. Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)
8. Самая большая пустыня мира (Сахара)
9. Самая длинная параллель (экватор)
10. Самый большой остров (Гренландия)
Жюри подводит итоги отборочного тура, определяет финалистов игры.
Пока идёт подсчёт баллов игроков и выявление финалистов, можно поиграть с болельщиками в игру «Пятый лишний».
Индия, Китай, Лаос, Алжир, Монголия (Алжир, т.к. расположен в Африке)Ангола, Австралия, Эфиопия, Афганистан, Перу (Австралия – развитая страна, остальные – развивающиеся)
Бельгия, Великобритания, Италия, Швеция, Норвегия (Италия – республика, остальные – констит.монархии)
Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Великобритания, Казахстан (Казахстан расположен на материке, остальные страны – островные государства)Мексика, Франция, США, Германия, Япония (Мексика – не входит в «большую семёрку» стран мира)Ведущий: Слово нашим многоуважаемым членам жюри.
Вот и определились финалисты нашей игры! Теперь предстоит нешуточная борьба за звание самого умного! (еще раз напоминает правила игры в финале).
На табло пять секторов, в которых представлены вопросы не только географические. Они позволят выявить ваши знания и в других областях нашей жизни, а также эрудицию и начитанность.
Сектор «По реке времени»
1. Из какой страны в древности и в средние века начиналась знаменитая караванная дорога Великий шёлковый путь? (из Китая)
2. Эти горы неоднократно являлись театром военных действий: в 218 году до н.э. там был Ганнибал, в 58 году до н.э. – Юлий Цезарь. А кто там был в 1799 году?
(А.Суворов. Речь идёт об Альпах)3. По льду какого озера во время Великой Отечественной войны пролегла легендарная «Дорога жизни»? (Ладожского)
Сектор «К литературным источникам»
1. Какое явление описывал А.С. Пушкин в поэме “Медный Всадник”?
И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.
(Белая ночь)
2. Какому городу посвящены строки Ф.Н. Глинки?
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! (О Москве)
3. В каком российском городе происходило действие сказки К.И. Чуковского “Мойдодыр”?
…И тебе головомойку, Неумытому, дадут – Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут! А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. (Ленинград, ныне Санкт-Петербург)
Сектор «Вкусная география»

1. По названию какого германского города именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург – Гамбургер)
2. Какой деликатес в Италии и Франции отыскивают свиньи? (грибы трюфели)
3. Какова фамилия английского графа, который в 1762 году изобрёл новое блюдо, ныне носящее его имя:
Бутерброд;
Босваш;
Сандвич;
Омлет.
Сектор «По заповедным местам»
1. Какую европейскую столицу спасли гуси? (Рим. Когда галлы решили ночью напасть на этот город, все спали. Не проснулись даже собаки. И только гуси подняли шум и разбудили римлян).2. В Англии её называют птичкой Богородицы, в Германии – жучком Девы Марии, в Голландии – Божьим созданием. Как её называют в России? (Божья коровка)
3. Как уважительно называют в Сибири бурого медведя:
царь зверей;
хозяин тайги;
санитар леса;
начальник Чукотки.
Сектор «География на колёсах»

1. В какой стране в 1913 году была основана фирма «Ниссан»? Она так же участвует в строительстве авиационной и космической технике. (в Японии)
2. Какая тропическая кошка дала название импортной машине? (Ягуар)
3. В каком итальянском городе нет автомобилей? (в Венеции. Посмотрите на картинку: так выглядят улицы этого города, поэтому здесь можно передвигаться только на гондолах.)Итак, закончился финал. Жюри определяет победителя нашей интеллектуальной игры. «Самым умным» стал(а) ……
Награждаем победителя!
Если финалисты набрали одинаковое количество баллов, можно задать устно ещё несколько вопросов разной степени сложности, например:
Вопросы (1 балл)
1. Почему у Дика Занда (героя романа Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан») и его спутников, после того как они увидели в девственных лесах и саваннах жирафа, слона и гиппопотама, а также муху цеце, зародилось сомнение в том, что они высадились на берег Южной Америки? (все эти животные в Южной Америке не водятся)
2. Какой самый распространенный металл в земной коре? (алюминий)
З. Подойти к этому месту можно только с юга. Ветер здесь дует только с юга. Где находится и как называется это место? (Северный полюс)
4. Столица какого государства самая северная из всех столиц мира? (столица Исландии — Рейкьявик)
5. Где на земном шаре день равен ночи круглый год? (на экваторе)
Вопросы (2 балла)
1. Назовите европейское государство, большая часть которого расположена на полуострове, а столица на острове? (Дания)
2. Названия каких государств и их столиц совпадают? (Люксембург, Андорра, Монако, Сан - Марино, Алжир, Тунис, Панама)
3. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки и за что? (выдру и норку, за то, что они истребляют рыбу)
4. На долю какого государства выпадает четверть всех землетрясений в мире? (Япония)
5. Можно ли вернуться во вчерашний день? (да, если пересечь «границу перемены дат». Пересекая эту линию с запада на восток можно снять со счета один день)Вопросы (3 балла)
1. В каких точках земного шара может быть одновременно полдень? (только в точках, лежащих на одном меридиане)
2. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере? (ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики соли долго носятся в воздухе)3. Почему острова между Северной и Южной Америкой называют Вест-Индией? (Такое название Антильским и Багамским островам было дано Х.Колумбом, открывшим их. Он полагал, что находится в Индии. Когда же выяснилось, что это острова новой части света, то в отличие от азиатской Индии - Ост - Индии, эти острова были названы Вест-Индией, т.е. Западной Индией)Карточка «Блиц-опрос» (5 баллов)
1. Пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки (Берингов)
2. Пролив, отделяющий Северную Америку от Южной (Панамский)
3. Пролив, отделяющий Африку от Европы (Гибралтарский)
Ведущий объявляет и награждает победителя.
Приложение 3
Вопросы конкурсного тура
Международной обучающей олимпиады по географии
Вопрос № 1 В двух соседних государствах проживает один и тот же народ. В одном государстве он составляет подавляющее большинство населения и даже дает название государству, а в другом является национальным меньшинством. Однако это «меньшинство» количественно больше, чем «большинство» в соседней стране. О каких странах и о каком народе идет речь? Объясните причины подобного расселения этого народа.
Вопрос №2 Сравнительно непродолжительное время во второй половине XX века в Восточном полушарии существовало 2 государства, состоящих из 2-х частей (не островов!), сопоставимых по размеру, но достаточно удаленных друг от друга. Эти государства распались, и каждая часть провозгласила свою независимость. Назовите эти государства. В какой период времени они существовали? Укажите страны, которые возникли на их месте.
Вопрос №3 Можно выделить два года из последних 60 лет, когда на политической карте мира появилось наибольшее количество независимых государств. Назовите эти  годы. Перечислите образовавшиеся в эти годы государства. Укажите причины, которые привели к возникновению этих государств.
Вопрос № 4 Определите страну, которую характеризуют следующие особенности: 1) В 20 веке как независимое государство  стало существовать после Первой мировой войны. 2) Это – унитарная республика. 3) На протяжении 20 века на территории страны один раз изменилась форма правления и два раза - социально-экономическое устройство. 4) В этой стране нет места, которое было бы удалено от границы более чем на 120 км. 5) Страна не  имеет прямого выхода к морю. Дайте свои комментарии по первому и третьему  пунктам  характеристики страны.
Вопрос №5 На протяжении своей истории в ряде стран изменились столицы. Только в 20  веке столицы менялись более чем в 20 государствах мира. Что являлось причиной изменения столиц? Укажите не менее трех причин, приведите по два примера, иллюстрирующих каждый случай. Оправдались ли ожидания государств, изменивших местоположение столиц?
Вопрос № 6 Для любой страны очень важно ее политико-географическое положение (ПГП). Перечислите факторы, которые определяют ПГП. Какие из них могут меняться во времени и приводить в целом к изменению ПГП страны? Покажите это на примере конкретной страны.
Приложение 4.
Результаты участия в муниципальной олимпиаде по географии, экологии, природоведению.
Учебный год Предмет Фамилия и имя ученика Место в олимпиаде
2010-2011 Природоведение
География Сивохин Роман -5кпасс
Лёвкина Ольга- 6 кпасс3
3
2012-2013 Экология
Юферев Александр- 8класс 2
Приложение №5
Итоги участия школьников в конкурсах географического направления.
Учебный год Название конкурса Участники Класс Место
2011 -2012 учебный год. Районный этап областного исследовательского конкурса
«Эколайф-2011» Ваганова Дарья
Корепова Алёна
Коновалова Екатерина
Коновалова Ирина
Мухамодеева Галина
Семерикова Алёна 7 1
2011 -2012 учебный год Областная викторина
«Природное наследие Нижегородской области» Шабалина Ирина
Васенина Екатерина
9
11 3
2012 -2013 учебный год Областной экологический конкурс «Ты, я и всё вокруг» Дубровин Станислав 8 1
2012 2013 учебный год Интернет-викторина «Живая природа» ЮферевДмитрий 4 1
2012 2013 учебный год Муниципальный этап командного турнира
«Увлекательная экология» Шабалина Ирина
Медведева Евгения
Сенникова Юлия
Пырялина ДолоресПырялина Анна
Попова Надежда
Ярлыкова Ангелина
Урнева Светлана
Гайсина Елена
10
10
10
10
10
8
8
8
8 1
Приложение №6

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2Динамика численности победителей конкурсов географического направления

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 Динамика численности участников конкурсов географического направления