Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
Описание
инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Николаевой Светланы Александровны
1.1Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю «Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников».
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Перспективность опыта.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов в обучении как нельзя лучше решает задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.
Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
1.2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.
Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (Обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником );
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Наше питание» (3 класс, учебник «Окружающий мир » под редакцией А.А.Плешакова) на уроке проводили мини-исследование на тему «Пищевая тарелка». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы. На уроке ИЗО можно продолжить данную работу - предложить творческий проект «Какие продукты укрепляют мое здоровье, а какие разрушают». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Надо заметить, если проекты создаются по проблемам, волнующим самого ребенка, то авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов. Эта работа проводится индивидуально — с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в учебниках УМК «Школа России». В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.
1.3. Теоретическая база опыта
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.
В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).
Теоретическую основу опыта составляют:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
1.4Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Проект - есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся : -индивидуальную,
-парную,
-групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
В ходе выполнения проектов дети учатся:
- реализовывать свой творческий потенциал;
- проводить самостоятельные исследования;
- принимать самостоятельные решения;
- находить и использовать различную информацию;
- работать в команде и отвечать за результаты совместной деятельности.
Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Приобщение детей к проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно решить, строя учебный процесс на основе проектного обучения.
В работе по методу проектов, можно выделить следующие этапы:
- целеполагание;
- разработка проекта;
- выполнение проекта;
- подведение итогов.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1.Формулирует проблему (цель).
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу 1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта
2 этап 1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность.
3.Организует деятельность 1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей
3 этап 1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта 1.Формирование специфических знаний, умений, навыков
4 этап 1.Подготовка к презентации. 2.Презентация 1Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта
Обобщающая таблица позволяет спланировать работу педагога и детей по созданию конкретного проекта.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей
Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя и родителей). Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы творческие проекты. На уроке русского языка выполняли проект «Имя прилагательное в загадках». Учащиеся придумывали загадки, находили в них имена прилагательные, рисовали к загадкам картинки.
В 3 классе на уроке русского языка с учениками выполняли проект «Семья слов».
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”. Во 2 классе дети вместе с родителями выполняли проект «Моя родословная»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. На уроке математики познакомились с японским с искусством «оригами». Дети многие делали фигурки – оригами, некоторые искали информацию.
На уроках окружающего мира учащимися были выполнены проекты: «Школа кулинаров», «Богатства отданные людям», «Красная книга».
Дети с удовольствием выполняли проекты «Деревенский дворик», «Лего», Сочинение «Моя семья», «Письмо Деду Морозу» и другие.
При выполнении проекта «Тайна имени» ребята рассказали о происхождении своего имени, дополняли рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя.
Также на уроках были выполнены проекты:
-«Экономика родного края»
-«Составляем орфографический словарь»
-«Рассказ о слове»
-«Рифма»
-«Профессии»
-«Родной город» и другие.
В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к работе над проектами.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
1.5 Анализ результативности
Итогом проведенной работы является то, что дети учатся самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.
Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.
В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:
-в межшкольной научно- практической конференции «Война глазами детей»;
- в международном проекте «Они защищали Родину», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- в межшкольной научно- практической конференции «История, культура и традиции земли Зубово - Полянской»;
- в муниципальной межшкольной научно – практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
- в конкурсе «Защитим лес» Номинация «Творческая работа»;
- в конкурсах рисунков и сочинений
-в районном конкурсе «Новогодняя открытка» в номинации «Зимняя фантазия»;
- в ХIХ и XX Международном творческом фестивале «Рождественская звезда»;
-в конкурсе детского рисунка «Этот день Победы»
-районный конкурс «Калейдоскоп профессий» в номинации «Конкурс рисунка и плаката»
- районный конкурс «Все краски творчества против наркотиков»
- районный историко – патриотический конкурс, посвящённый памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова «Наш святой»
- Участие в Республиканском конкурсе-проекте «Покорми птиц»
- XI Межрегиональный конкурс творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей XXI века: «Помните! Через века, через года,-помните!...
- II – Всероссийский блиц – турнир «Второклассники в стране знаний»:
-конкурс сочинений «Война в судьбе моей семьи» в рамках заключительного этапа Международного проекта «Они защищали Родину»
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.
1.6Трудности и проблемы при использовании опыта
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.
1.7 Адресные рекомендации по использованию опыта.
С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моих личных сайтах
http://infourok.ru/user/nikolaeva-svetlana-aleksandrovna1
http://multiurok.ru/nikolaevasvetlana-1802-rm/lenta
Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.
В 2008-2009 учебном году участвовала в «Конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство значительный вклад в образование» и вошла в десятку лучших педагогов.
За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.
1.8 Наглядное приложение
1. Конспект открытого урока-проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
2. Видеозапись урока - проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
3. Презентация к уроку по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
4.Конспект открытого интегрированного урока по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».
5.Презентация к интегрированному уроку по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».
6. Презентация «Проекты 3а класс»
21088354480560
Директор гимназии /Балашкина Н.В./