Статья Дорогу осилит идущий
-476259525000Дорогу осилит идущийПо словам великого римского философа Сенеки: «Дорогу осилит идущий». При беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает ее как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном». Это можно сказать и об учителях.
Когда меня направили на курсы по кембриджской системе, я очень боялась, что не справлюсь, что у меня не получиться. Но курсы завлекли нас в водоворот новых понятий, новых открытий. Казалось, что это то, что ты знаешь, но в то же время открываешь это с новой стороны.
Другая трудность – применить это на уроке: получиться или нет, вот в чем вопрос, как у Гамлета: «быть или не быть?». Ведь на курсах все задания выполняют учителя, опытные, которые могут найти выход из заданной ситуации. А как быть на уроке: справятся ли ученики? Но мы зря волновались. Ребятам очень понравились нововведения на уроках. Ученики могут найти выход из любой ситуации. Как было сказано выше: дорогу осилит идущий. Надо все время идти вперед: пробовать, дерзать, не останавливаться на достигнутом. Не получается применить одну из стратегий, не унывай, значит пробуй другую. Так и я. Не все сразу получилось. В некоторых классах даже качество знаний пошло на убыль, но зато дети заинтересовались. Слабые ребята начали подтягиваться за сильными. Сильные почувствовали, что могут повести за собой, а это стимулирует. Как приятно видеть горящие глаза детей. В 6 классе по прочтению С. Щедрина «На барском дворе», дала домашнее задание написать письмо главной героине. Каково же было мое удивление, когда дети прониклись любовью к Наташе и написали ей письма – поддержки. При изучении «Бедной Лизы» Н. Карамзина ребята должны были придумать свой конец повести, стратегия «ИДЕАЛ» . Они с ответственностью подошли к данному заданию. Было очень интересно слушать их произведения. Ими были предложены разные выходы из данной ситуации. Применили критическое мышление. Стратегия «шесть шляп» применима в основном на устных уроках, но я попыталась применить ее на уроке русского языка, и ученики справились. Они говорили свое мнение о части речи причастие. Однажды на свой открытый урок в 8 классе я пригласила двух ребят из 11-го класса. После урока спросила их мнение об уроке. Они не стали кривить душой, как это делают некоторые ученики, заискивая, и указали мне, что уместнее было бы вместо постера дать ученикам задание составить диалог. Это говорит о том, что у нас подрастает думающее поколение, имеющее свое мнение. Очень часто на уроках ребята составляют синквейны. На уроке русского языка по теме «Имя существительное» дала задание составить синквейн на любое существительное. Прочитав полученные сочинения, поняла настроение детей, так как одна девочка написала: собака, злая…, лает кусается и.т.д. В течение урока пыталась уделить ей больше внимания, пошутить. Очень часто даю задание ранжировать (Ранжирование – это процесс упорядочивания информации) понятия, слова или предложения. Также применяю стратегию «постер». На уроке литературы по М.Горькому «На дне» как итог урока было задание: найти пути решения выхода со дна жизни. Ребята блестяще справились. Если на постер уходит много времени, то на декупаж – немного. Также даешь ребятам бумагу и рисунки, которые они должны приклеить на бумагу в соответствии с заданием, как аппликации, ну и конечно защитить его. Неплохо получается составлять толстые и тонкие вопросы. Тонкие вопросы составляют быстро, с толстыми вопросами небольшая заминка, но дети стараются. Иногда персонажей 19 века переносим в наш век. Так было на уроке по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин», когда ребята перенесли сюжет письмо Татьяны к Онегину в нашу современность с сотовыми телефонами, совершенно другой лексикой. Самим ребятам было интересно. Они сравнили свое выступление с пушкинским и пришли к выводу, что Пушкин гениальный поэт, его версия им больше понравилась.
В среднем звене по литературному чтению даю задание составить цветовую гамму персонажей произведения: каким бы цветом вы раскрасили того или иного героя. Это заставляет учеников задуматься. Учить детей критически мыслить, находить выход из ситуации, применить полученные знания в жизни, вот чему сегодня мы должны учить детей. «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»[1]
Одна учительница, прошедшая третий уровень, сказала: оказывается я до того как пройти эти курсы была плохими учителем, я много не дала ученикам, я не заставляла их мыслить, добывать знания самим, а сейчас я вдохновлена, мне нравиться искать какие-то новые стратегии, уроки мои стали оживленные, ребята ищут, у них интересные мысли. Услышав эти слова, стало легко на душе: еще не все потеряно, есть молодые учителя ищущие, идущие вперед. Таким образом, можно приводить много примеров. Итог один: нужно творить, пробовать и результаты не заставят тебя ждать. Конечно, это трудно, но в педагогической деятельности ничего легко не достается.
-3810662305000Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.
Для многих людей проблема саморазвития стала довольно актуальной в последнее время. И это закономерно, поскольку сегодняшний мир очень динамичен, а бурное развитие технологий требует постоянного усвоения новых знаний. Однако процесс обучения и усвоения информации не так прост. Чтобы добиться результата, необходимо большое желание, достаточное количество времени, усидчивость, умение довести начатое до конца и преодолеть все трудности обучения. Это трудно, согласна, но на сегодняшний день есть много способов добывать дополнительную информацию. На это уходит много времени и сил, но это дает результат. Ведь учитель растет до тех пор, пока учиться, - сказал великий педагог К.Ушинский.
[1] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».