Подготовка к написанию сочинения по произведению Ф. Абрамова Чистая книга
Фамилия, имя:_______________________________
Дата:______________________________________________________________
Тема урока:__________________________________________________________________
I.О каких терминах, необходимых при работе над сочинением, идёт речь?
- последовательность предложений, объединённых общей темой и идеей и характеризующихся смысловой завершённостью.
- предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём.
- вопрос, задача, которые требуют разрешения.
- ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию. Синонимы: «точка зрения автора», «главная мысль автора».
II.Прочитайте внимательно текст Ф. Абрамова и выполните задания.
1. Сперва усовершенствуй себя, а потом помогай другим. 2. Как можно служить кому-либо другому, не постигнув своего внутреннего я?! 3. Возлюби себя! 4. если будет гореть ваш внутренний огонь, вы сможете помогать другим – иначе служение ваше будет злом. 5. А в мире и так достаточно зла из-за большого количества революционеров, социальных реформаторов, самозваных служителей. 6. Они порождают зло, они порождают хаос, и это естественно, потому что они начали помогать другим, не достигнув своей собственной правды. 7. Когда вы имеете внутри свет, вы можете поделиться своим светом с кем-то другим, но если вы не обладаете светом, как вы можете с ним поделиться? 8. Как можно поделиться тем, чего не имеешь?
1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Человек должен сперва усовершенствовать себя, а потом помогать другим.
2) Если в человеке нет внутреннего огня, он не в силах помочь окружающим.
3) Самозваные служители порождают хаос, так как не достигли собственной правды.
4) Даже не достигнув собственной правды, нужно стараться помогать другим.
Ответ: ______________________________________.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово.
По-видимому
Только
К сожалению
Вряд ли
Ответ: ____________________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОГОНЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в 4 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОГОНЬ, огня, м.
Горящие светящиеся газы высокой температуры. Сгореть в огне.
Боевая стрельба. Открыть огонь.
Перен. Внутреннее горение, страсть. Огонь души.
Свет от осветительных приборов. Огни фонарей.
Ответ: ____________________________________.
4. Из данного текста выпишите слова с лексическим значением « человек, являющийся преобразователем в какой-либо области»
Ответ: ___________________________________________________.
5. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
Ответ: __________________________________.
6. Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль; повествование
2) публицистический стиль; рассуждение
3) художественный стиль; описание
4) разговорный стиль; рассуждение
Ответ: ________________________.
7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру пропущенного термина из списка.
С помощью такого синтаксического средства, как (А) ________(предложения 2, 7, 8) Ф. Абрамов приглашает читателя к совместному размышлению над проблемой. Этой же цели служат (Б) _________ («зло-хаос» в предл. 6, «реформатор – революционер» в предл. 5). Выразительность тексту придают (В) __________(предложения 1, 5), а также (Г) ______ («внутренний огонь» предложение 4, «поделиться светом» предложение 7).
Список терминов:
ряды однородных членов предложения, 2) вопросительные предложения,
3) парцелляция, 4) метафоры, 5)антонимы, 6) контекстные синонимы, 7)сравнительные обороты, 8) градация, 9) фразеологизмы.
Ответ:
А
Б
В
Г