Разработка урока по изобразительному искусству по тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
Урок Изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения по модели 1 компьютер – 1 ученик
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: выполнять зарисовки по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица».
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.Личностные: проявляют интерес к новому материалу, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели; учатся договариваться и сотрудничать в группе.
Оборудование для ученика: альбом, простой карандаш, ластик, краски (акварель или гуашь), баночка, кисть, тетрадь по ИЗО, учебник, компьютер
Оборудование для учителя: раздаточный материал (цветовые круги, материал для групповых заданий), детские рисунки на тему «Масленица», учебник, презентация, компьютер, проектор, экранВид работы: индивидуальный,
Технологическая карта урока:
Этап урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формируемые умения (УУД)
1. Организационный момент
(1 мин)
Приветствие учащихся. Настрой на рабочий лад.
Разминка. Определите жанры (слайд 1-6).
На доске: элементы праздника Масленица. На экране: слайд шоу «Масленница в картинах художников» фигуры людей в праздничных народных костюмах ( слайд 7)
Слушают учителя. Внутренний настрой на работу.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Постанов-
ка цели и задачи урока
( 3 мин)
У.: Ребята, обратите внимание на доску. С чем у вас ассоциируются представленные работы? А теперь посмотрите на экран. Давайте всё вместе свяжем и выведем тему нашего урока. ( слайд 8)
У.:Какая тема объединяет эти картины?В каком жанре написанные картины?
Итак, тема нашего урока: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве».
Цель нашего урока: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» (слайд10).
Откройте тетради по ИЗО. Запишите число, тему урока. Слушают учителя. Осмысливают тему и цель урока.
Рассуждают вслух. Представляют различные образы. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Личностные: осознают свои интересы и цели.
3. Изучение нового материала
(11 мин) У.: Откройте учебники на странице 141. Параграф 26. Рубрика «Прими к сведению». Начинаем читать.
- …, читай громко, а все остальные рассматривают репродукции картин великих художников на тему «Масленица».
Просмотр слайдов 11-21
- А теперь детально остановимся на некоторых картинах по теме нашего урока. Внимание, на экран. Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (слайд 22- 27).
- Рассмотрите представленную репродукцию. Что вы видите на переднем плане? В какую одежду одеты люди? Опишите свои впечатления, мысли, чувства о данной картине.
- Художник Суриков позволяет нам ощутить праздничную атмосферу народного праздника. «Взятие снежного городка» ‒ это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье.
- Запишите в тетрадь: Суриков В.И. «Взятие снежного городка».
- Подлинную картину народного гулянья на Масленицу в России наряду с Суриковым воссоздал Борис Михайлович Кустодиев. Внимание, на экран. Художник Кустодиев, картина «Масленица» (слайд ). Запишите в рабочую тетрадь фамилию художника и название его картины.
- Какой сюжет изобразил художник Кустодиев? Что вы видите на картине? Какие цвета использует художник? Художник как – будто бы нам говорит, что жизнь – это праздник. Зритель наблюдает действо, словно с высоты птичьего полета. Показано русское веселье.
- Ещё одну картину с аналогичным названием представил нам тот же художник: Борис Кустодиев. Написана она в 1919 году (слайд. Запишите в тетрадь название картины и год её написания.
- Назовите, пожалуйста, центр полотна и главные сюжетные элементы (тройка лошадей).
- Тройка лошадей – символ народного праздника, русского веселья, широкой русской души. Обратите внимание на передний план картины: кого вы видите? (Двое купцов в богатых шубах, бородатые о чем – то ведут беседу)
- Что еще вы видите на картине? (Передвижной театр, церковь на заднем плане – символ православия русского народа).
- Какие элементы помогают нам ощутить праздничное настроение? (расписные сани, купцы, театр, нарядные одежды)
- Обратите внимание, какие цвета для написания полотна выбирает Кустодиев: яркие для росписи саней, театра, узоров, фасадов домов, но храм изображен светлым и расположен между красивыми ажурными деревьями. Это выражает его отношение к вере.
- В 1922 году Кустодиев создаёт еще одно своё знаменитое произведение «Портрет Шаляпина» (слайд). Запишите название картины и год создания в тетрадь.
- Кто такой Шаляпин? (Выдающийся оперный певец Федор Иванович Шаляпин)
- Каким вы видите образ певца? (человек, достойный поклонения, фигура величественная, в дорогой одежде)
- На фоне чего художник изобразил портрет Шаляпина? (На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.)
- Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным".
- Ребята, вы заметили, что на многих картинах центральное место занимает тройка лошадей. И это не случайно: конь в народном искусстве – слуга солнца, он воин – победитель, он надежный помощник земледельца. Вот поэтому в праздничных торжествах выезд коней был главным событием. Рассматривают репродукции картин художников по теме урока. Высказывают свои мысли, впечатления. Записывают основные понятия в рабочую тетрадь. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Личностные: проявляют познавательную активность.
4. Актуализация знаний
(5 мин) У.Ребята, вы сегодня как настоящие художники создадите коллективный проект «Весёлая Масленица».
Работать вы будете сегодня индивидуально , а следующий урок в группах. Договоритесь, кто у вас будет изображать женскую фигуру в народном костюме, кто мужскую в народном костюме, а кто детскую. До начала творческой работы давайте все вместе вспомним основные особенности изображения человеческого тела. ???Какая проблема встанет у нас перед решение нашей задачи?
Как мы можем решить проблему изображения масс людей?
Внимание, на экран (слайд 24-27).
Посмотрите внимательно на картину и фрагменты картины. Определите каким способом художник и передал глубину пространства ? - Сколько раз, при идеальных пропорциях, размер головы укладывается в общей высоте фигуры?
- Вспоминаем самые важные точки? Что означает точка 4? (геометрический центр фигуры, длина ног – половина общего роста)
- До какой точки доходит опущенная рука? (до середины бедра).
Групповая игра «Проверь себя – исправь ошибки» (работа выполняется в группах, после участники других групп при помощи сигнальных знаков проводят проверку)
- А теперь вспомним основные элементы русского народного костюма. Выполняют задания. Анализируют, контролируют. Строят логические высказывания. Определяют основные элементы русского костюма. Участвуют в групповой творческой работе. Познавательные: самостоятельно ищут способы решения учебной задачи; структурируют знания.
Регулятивные: планируют и организовывают свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: осознают свои интересы и цель.
5. Творческая практическая деятель
ность(15 мин) Организует творческую практическую деятельность. Учитель рисую у доски за мольбертом. Изображаю человека методом мазков , при этом совместно с детьми вспоминаем пропорцию человека и передачу объёма тела законами светотени . Контроль. Коррекция. Выполняют коллективную творческую работу в соответствии с поставленной целью. Создание коллективного панно «Весёлая Масленица». Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
6.
Представ
ление построен
ного проекта
(7 мин) Каждая группа учеников выходит по очереди к доске и представляет свой проект: работы прикреплены к заранее подготовленному ватману.
- Давайте проанализируем представленные проекты. Соответствуют ли данные изображения теме нашего урока? Есть ли грубые ошибки?
Участвуют в подведении итогов творческой работы. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творчески – художественной деятельности. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество со сверстниками; понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения.
Личностные:
Осознают свои эмоции, адекватно их выражают; вырабатывают уважительное отношение к своим одноклассникам
7. Рефлексия
(3 мин) - Выразите своё впечатление от урока при помощи своих знаков – сигналов.
-Давайте продолжим мои предложения:
У меня получилось…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
мне захотелось… Высказывают свои впечатления, мысли. Совместно с учителем выставляют оценки. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
8. Домашнее задание - Представить и изобразить члена своей семьи в русском народном костюме. Обдумать будущую зарисовку.