Конспект тренинга для классных руководителей Вместе к счастливому будущему
Тема «Вместе к счастливому будущему»
Цель: Повышение профессиональной компетенции классных руководителей
Задачи:
- актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям;
- помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями;
- способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями, развитию эмпатии по отношению к ним.
Ресурсы: мультимедийная презентация, ватман, маркеры, листы цветной бумаги, музыкальные композиции.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть:
Приветствие участников семинара.
«Давайте поздороваемся».
Участники делятся на пары. Предлагается поздороваться друг с другом разными способами: мимикой, ладошкой, кулачком, локтем, спинкой, коленом и словами.
«Сундучок с секретом»
Участникам предлагается взять из сундучка фишку. На фишках прочитывают слова «Счастье», «Радость», «Мечта» и распределяются по соответствующим группам.
- С чем для каждого из вас ассоциируются эти слова? (ответы участников) - Истинное счастье на планете-
Это, без сомненья, наши дети.
Для родителей это собственные чада, а для нас, педагогов – наши ученики. Каждый из нас видит их по-своему, прививает им лучшие на свой взгляд качества, стремиться взрастить в своем ребенке идеал. Давайте сейчас создадим модель идеального ребенка.
Творческая работа в группах: создание модели ребенка, презентация.
Анализ работы в группах. Как вы работали в группе, создавая предложенную модель? Действовали ли вы сообща? Вносил ли каждый из Вас свой вклад в работу? (ответы участников)
Так и в жизни. В становлении личности ребенка играют роль несколько социальных институтов. Антон Семенович Макаренко писал:
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…»
Эффективность учения и воспитания подрастающего поколения существенно зависит от того, насколько тесно и гармонично осуществляется сотрудничество СЕМЬИ и ШКОЛЫ. И девиз этого сотрудничества «ВМЕСТЕ к счастливому будущему», будущему наших детей.
2. Основная часть:
Основными задачами в работе классных руководителей с родителями являются:
- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей: вооружение их не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями воспитательной и образовательной деятельности в рамках семьи;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- формирование у родителей потребности в самообразовании;
- диагностика разнообразных методов семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Спектр форм работы с родителями достаточно широк. На сегодняшний день классные руководители умело используют как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это организация и проведение родительских собраний, конференций, открытых уроков, индивидуальных консультаций, наглядная пропаганда, посещения на дому, переписка с родителями, вовлечение родителей в школьное самоуправление. Всё шире практикуются интерактивные формы – лекции, психологические тренинги, дискуссии, практикумы, родительские вечера, чтения, ринги. Они позволяю т наиболее эффективно вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Предлагаю просмотреть видеопритчу «Плоды».
Просмотр притчи. Обсуждение. Обобщение.
Воспитание ребенка - это кропотливый труд. И педагогам , и родителям необходимо приложить немало совместных усилий для достижения своей цели. А цель одна: всесторонне развитая личность, образованная, здоровая физически и нравственно, умеющая и любящая трудиться.
Практика показывает, что общение учителей с родителями их воспитанников не всегда является идеальным. Предлагаю Вам разыграть несколько ситуаций из школьной жизни.
Инсценировка. (Каждой группе дается задание инсценировать ситуацию, другим группам обсудить увиденное, сделать необходимые выводы)
Ситуация 1.
(участники: учительница, мать, сын)
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать: Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику: Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит, вздыхает.
Учительница: Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик: Да я не ...
Мать: Ну как тебе не стыдно?
Ученик: Да это не я ...
Мать: Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?
Учительница: И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать: Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница: Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю): Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница: Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать: Ну все! Мое терпение закончилось! Пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.
Ситуация 2.
Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учительница: Вы совершенно перестали следить за сыном!
Мать: То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учительница (раздраженно):Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать: А собственно, что натворил сын? Он вообще мне всё рассказывает.
Учительница: Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке музыки, на литературе стрелял из рогатки ...
Мать: Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учительница: Ну, знаете ли, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать: А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках музыки они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок!
Учительница: А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать: А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учительница: В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учительница: Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
Ситуация 3.
После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать (рассерженно, вызывающе): Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель (вежливо): Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать: Да?! Я не знала.
Учитель: Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать: Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель: О чем вы хотите поговорить?
Мать: Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорила: “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?
Учитель: Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.
Мать: Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?
Учитель: В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать: Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель: Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать: Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель: Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.
Мать: Ладно, мне все ясно. Я сделала вывод, что нам просто не повезло с учителем.
СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ:
Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Разминка «Мамочки и детки».
Участники делятся на два круга. Внутренний круг «мамочки», внешний- «детки». «Мамочки» поворачиваются к «деткам». «Детки» двигаются вокруг «мамочек» по часовой стрелке и по сигналу останавливаются. После чего «мамочки» выполняют задания «ведущего».
- поздоровайтесь, покажите как вы рады видеть ребенка
- поиграйте
- потанцуйте
- поссорьтесь
- ребенок обиделся, пожалейте
- помиритесь
- попрощайтесь.
Работа в группах.
Составление памяток «Правила общения»
1-группа: для педагогов с родителями
2-группа: для родителей с педагогами
3-группа: для педагогов с детьми.
Презентация работ групп. Обобщение.
Взаимодействие семьи и школы будет достаточно эффективным тогда, когда оно будет основываться на следующих принципах:
• Ребёнок – главная цель взаимодействия (вся деятельность в интересах ребёнка).
• Умейте слышать и слушать (принцип уважения и доверия).
• Помните! Дети больше похожи на своё время, чем на родителей (принцип соответствия времени).
• Учите не только знать, но и применять (практическая направленность деятельности).
• Сохраняйте спокойствие, гнев никогда не был аргументом (принцип сдерживания).
• Не забывайте о чувстве юмора (принцип позитивности).
• Что посеешь, то и пожнёшь (принцип бумеранга).
Какие три обязательных условия из предложенных вы считаете самыми важными в школьно-семейном воспитании? (отмечают на карточках, выслушиваются ответы каждой группы.)
А сейчас послушайте китайскую притчу «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, хорошо старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго-видно, не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге…
Как вы думаете, какие это были слова? (выслушиваются мнения)
Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.
И в конце листа : сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё?
-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Союз школы, родителей, ребенка это большая семья.
Родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть. Поэтому партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
В течение всей своей практической деятельности мы, педагоги, пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку, а к детям любовь, понимание и терпение.
3.Рефлексия
«Ромашка из ладошек»
На лепестках в виде ладошек детей участники пишут свои пожелания, впечатления от занятия и прикрепляют к доске так, чтобы образовалась ромашка.
И, напоследок, хотелось бы предложить вашему вниманию несколько рекомендаций, соблюдение которых при общении с родителями способствует конструктивному взаимодействию:
Говорите на языке, понятном родителям- без употребления специальной терминологии!
Будьте конкретными, отвечайте непосредственно на поставленные вопросы!
Станьте инициатором диалога с родителями!
Учитывайте эмоциональное состояние родителей!
Откажитесь от поучений, нотаций, высокомерия! Говорите с позиции партнерства!
Будьте доброжелательными!
Защищайте интересы родителей, не становитесь инструментом давления на него со стороны администрации школы!
Сохраняйте конфиденциальность информации, полученной от родителей!