Работа над произведением в младших классах ДШИ и ДМШ
Открытый урок Кожевниковой А.С.
на тему: «Работа над произведением в младших классах ДШИ и ДМШ»
22 октября 2014 года
Цель – показ форм и методов работы над произведением в младших классах ДМШ.
Задачи:
Познакомить преподавателей с методами работы над произведением.
Повторение и закрепление ранее выученных произведений.
I. Введение
Нет необходимости объяснять насколько важна работа над произведением в классе. Этот факт очевиден для любого знающего музыканта, ведь работа с преподавателем закладывает основу для самостоятельных занятий.
У каждого преподавателя в определенный момент возникает вопрос: как начать знакомить обучающегося с новым произведением, чтобы свести к минимуму трудности, часто возникающие практически у всех обучающихся на протяжении всей работы с пьесой?
На сегодняшнем открытом уроке я попытаюсь показать свои методы работы над произведением , основанные на личном опыте работы с учащимися.
II. Ход урока
Хантаков Виктор, III класс. Ученик обладает средними музыкальными данными, есть проблемы с координацией движений и чувством ритма. К домашним занятиям не всегда относится добросовестно, на уроках быстро устает, отчего теряет внимание и контроль.
Для начала пройдем теоретическую часть знакомства с произведением. Для этого урока я выбрала пьесу «Ветерок». Нужно определить тональность, в нашем случае это Ля мажор, вспоминаем, что в этой тональности три диеза. Далее обязательно смотрим темповое обозначение. Здесь мы видим темп allegretto, что в переводе значит подвижно, оживленно. Исходя из того, что тональность мажорная и темп подвижный, плюс сопоставив все это с названием, делаем вывод, что характер у произведения легкий и жизнерадостный. После этого переходим к так называемому «зрительному» ознакомлению с нотным текстом, а именно: какие длительности используются в пьесе, какие встречаются сложные ритмические фигуры. Затем переходим непосредственно к специфике исполнения разных длительностей на инструменте, например какими ударами исполняются шестнадцатые (вверх-вниз), четвертные (тремоло), восьмые (удар вниз), четверть с точкой и восьмая (тремоло с ударом вверх на восьмую).
Теперь можно приступить к практической части занятия. Сперва ученик проигрывает произведение целиком в умеренном темпе без концертмейстера. После этого начинается собственно сама работа над произведением. Я предлагаю подключить речевой аппарат, т.е. ребенок должен знать, какие ноты он будет играть. Возьмем для начала первое предложение и просольмизируем под аккомпанемент. После этого совмещаем речевой аппарат с игровым, ученик проигрывает это предложение с проговариванием нот вслух. Здесь я рекомендую обратить внимание на четкость произношения, т.к. я считаю, что язык неразрывно связан с пальцами, т.е. чем четче говорит ребенок, тем четче играет. Это все делается, естественно, в медленном темпе. Таким же образом можно проработать наиболее трудные ритмические моменты. В конце этого этапа работы ученик должен проиграть отработанный фрагмент уже не проговаривая ноты вслух. В этот момент максимально включается слуховой контроль, обучающийся учится слушать не только себя, но и концертмейстера.
И, наконец, последний этап работы над произведением заключается в том, чтобы максимально приблизить темп исполнения к заданному и воспроизведение динамики, указанной в тексте.
После того, как мы показали вам основные этапы работы над новым произведением, мы бы хотели вам показать примерный результат данной работы с другой пьесой. Ее мы разучивали достаточно большое время назад и исполняли на зимнем академическом концерте. Это произведение А.Прибылова «Ехорный напев».
III. Заключение
Сегодня на этом уроке я имела цель ознакомить вас со своими формами работы над произведением именно в младших классах, т.к. в этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно досконально изучить пьесу. Обычно на начальном этапе возникает много трудностей. Это происходит потому, что ребенок пытается одновременно решить сразу несколько задач, т.е. увидеть нотный текст, перенести его на инструмент, воспроизвести динамику и т.п. Я привела вам свой пример работы над пьесой, когда все формы работы над произведением проводятся последовательно, таким образом, у ученика не возникает никакой путаницы, произведение становится понятным и доступным его пониманию.
.