Методические рекомендации по реализации программы по классу духовых инструментов в ДМШ и ДШИ
Методические рекомендации по реализации программы по классу духовых инструментов в ДМШ и ДШИ
Первые уроки должны быть посвящены усвоению приемов правильной постановки дыхания, способов извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать инструмент. Необходимо также с самого начала ознакомить учащегося с устройством инструмента и научить бережно обращаться с ним.
В течение первого года обучения особое внимание должно быть обращено на усвоение учащимися всех правил рациональной постановки. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, особенно устойчивы и часто служат серьезным препятствием для дальнейшего музыкального образования учащегося. В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности. С первых уроков учащиеся должны внимательно изучать доступные им художественные произведения, точно прочитывать авторский текст, анализировать технические трудности, вслушиваться в свое исполнение, постоянно следить за качеством звука, интонации.
Большое значение в процессе обучения занимает правильный выбор репертуара. Не рекомендуется включать в индивидуальный план учащегося произведения, превышающие его художественно-технические возможности. Работа над такими произведениями приносит большой вред.
Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены произведения композиторов разных эпох, стилей и направлений. С самого начала обучения в ученике надо воспитывать любовь к народной музыке, включая в репертуар обработки народных песен.
При работе над произведением следует органически связывать его художественную и техническую стороны. Работе над техникой необходимо уделить особое внимание. Одним из элементов техники является работа над звуком - его ровностью, устойчивостью, качеством, тембром, интонационной чистотой, динамикой, филировкой. При звукоизвлечении должно быть исключено излишнее мышечное напряжение.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. В работе над гаммами, упражнениями, этюдами рекомендуется применять различные штриховые, динамические и ритмические способы проработки. Но вся работа над пальцевой техникой должна быть предельно осмысленной, лишенной механического проигрывания. Она является лишь средством, а не самоцелью и неизменно подчинена художественным задачам.
Важной целью образовательного процесса является формирование и развитие художественного вкуса учащегося.
Регулярные занятия с концертмейстером формируют вкус учащегося, помогают ему освоить навыки ансамблевой игры, понять содержание, стиль, форму изучаемого произведения, приобрести навыки чистого интонирования и распределения исполнительского дыхания, точной нюансировки и осмысления каждой музыкальной фразы.
В процессе занятий большое внимание должно быть уделено формированию навыков игры в коллективе. Для этого в классе следует знакомить учащихся с ансамблевой игрой (дуэты, трио и т.д.).
Следует поощрять выступления учащихся в концертах на различных площадках: общеобразовательных школ, интернатах, концертных залах различного уровня. Такие выступления воспитывают у учащихся исполнительскую свободу, умение держать себя на сцене, артистичность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наряду с основной формой занятий, каким является урок, преподаватель имеет широкий спектр приемов и методов в организации учебного процесса. К ним можно отнести и исполнение преподавателем произведений изучаемых в классе, что позволит ученику более наглядно понять характер этих произведений, показать ученику на инструменте, как исполняется тот или иной штрих, как лучше освоить тот или иной вид техники.
Большую пользу приносит прослушивание записей и просмотр видео- записей выдающихся исполнителей на различных инструментах.
Большое воспитательное значение имеют классные концерты для родителей. На этих концертах проверяется степень готовности ученика, его эстрадная выдержка и возможность показать себя как исполнителя.
Неоценимое значение имеет форма коллективного музицирования (ансамбль, оркестр). Дети, которые не могут в силу разных обстоятельств, проявить себя как солисты с большим успехом добиваются этого в ансамблях и тем более в оркестре.
Участие учеников в различных фестивалях, смотрах, конкурсах и как солисты, и в составе ансамбля или оркестра неоценимым образом формируют их в настоящих, пусть пока маленьких, музыкантов.
Материально-техническое оснащение
Желательно в каждом классе иметь наглядные пособия и какую-то техническую оснащенность. Под наглядными пособиями можно понимать и схему аппликатуры инструмента, обозначение и способы исполнения штрихов, обозначение темпов и перевод их на русский язык, и другие специфические музыкальные термины.
Под технической оснащенностью подразумевается наличие инструмента, аксессуары для ухода за инструментом. Хорошо иметь в классе аудио и видео аппаратуру, для того чтобы, не только слушали музыку, но и иметь возможность записывать урок или исполнение отдельного произведения, прослушивать и просматривать эти записи, сделать анализ для того, чтобы исправить имеющиеся ошибки и закрепить то хорошее, что было увидено или услышано.