Методическая разработка «Роль работы над музыкальным произведением»
Методическая разработка
«Роль работы над музыкальным произведением»
педагога дополнительного образования в области музыкального искусства
по классу скрипки МОУ «Гимназия № 10» г. Железногорска Курской области
Анохиной Елены Анатольевны.
Важную роль в процессе музыкального образования, в процессе формирования будущего музыканта-художника призвана играть роль работы над музыкальным произведением.
Ведущая роль художественной литературы в педагогическом процессе обусловливается тем, что благодаря своему содержанию она активнее привлекает внимание учащегося, мобилизует его творческие способности, будит в нем художника, стимулирует развитие его музыкального вкуса и исполнительского мастерства. Музыкантам-педагогам хорошо известно, что развитие музыкальных способностей (в частности, музыкального слуха и ритма, не говоря уже о творческой исполнительской активности) протекает интенсивней при изучении гамм и упражнений, имеющих лишь вспомогательное значение. Известны (хотя и являются недопустимыми) случаи фальшивого интонирования учащимися гамм как таковых и чистого интонирования теми же учащимися гаммообразных последовательностей в художественных произведениях. Особенно заметно описанное явление сказывается в начальном периоде обучения игре на смычковых инструментах. Видный советский методист профессор Б.А. Струве (189 - 1947), говоря об интонации у начинающих скрипачей и виолончелистов, отмечал как нередко наблюдаемое явление "недостаточно чистое (интонационное) исполнение гаммы и безукоризненность интонации в пьесе", причиной этого, по его словам, является "максимальная мобилизация музыкального слуха ребенка в интересующей его пьесе". То же можно сказать и о развитии чувства ритма. Это чувство активнее развивается у учащихся не при изучении схематических упражнений, а при изучении и исполнении пьес с ярко выраженной метроритмической основой, в частности пьес танцевального и маршеобразного характера. То же самое относится и к музыкальной памяти, развитие которой в огромной степени стимулируется интересом учащегося к изучаемой пьесе. Разумеется, изучение именно художественных произведений может способствовать развитию и формированию юного музыканта-исполнителя. Заинтересовывая учащегося и пробуждая его творческие возможности, изучение и последующее исполнение художественных произведений (в классе, на закрытом вечере и в публичном концерте) воспитывает творческую личность.
Отсюда вовсе не вытекает умаление значения инструктивно-технической литературы в педагогическом процессе. Было бы серьезной ошибкой недооценивать роль гамм, упражнений, этюдов в формировании исполнительских навыков учащегося, в развитии его мастерства. Овладение техникой, необходимое в любом виде искусства, является одной из важнейших задач музыканта-исполнителя. Музыкант, не владеющий техникой и исполнительскими средствами выражения, никогда не сможет должным образом воплотить художественное содержание исполняемого произведения, не сможет правдиво и полноценно донести его художественные образы до слушателя. Можно вполне согласиться со следующей мыслью, образно высказанной профессором Г.Г. Нейгаузом (1888 - 1964): "Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, "сокровенного смысла", другими словами, является материей, реальной плотью искусства".
Передовые принципы музыкального образования основаны на единстве художественного и технического развития учащегося; при этом техника исполнителя рассматривается нами как "средство воплощения художественной цели, то есть музыкального содержания. Одностороннее увлечение исполнителя внешней виртуозностью в ущерб идейно-художественному содержанию чуждо настоящему искусству. П.И. Чайковский резко выступал против "виртуозности в тесном смысле", которая сводится к "гимнастике пальцев, примененной к выделыванию пассажей, фиоритур, скачков, следовательно, того элемента музыки, в котором нет мысли, а имеется лишь преодоленная техническая трудность". В любом виде искусства мы особенно ценим ту высокую степень мастерства, когда оно само по себе не бросается в глаза, когда музыкант настолько свободно и естественно владеет им, что оно не отвлекает слушателя от глубокого восприятия исполнения музыки.
Мастерство же в исполнительстве начинается там, где исчезает технический блеск, где мы слушаем только музыку, восхищаемся вдохновенностью игры и забываем о том, как, с помощью каких технических средств достиг музыкант того или иного выразительного эффекта. Так играют, в частности, Э.Гилельс, Д. Ойстрах, С. Рихтер... Характерный штрих, восхищаясь игрой этих замечательных исполнителей, мы почти никогда не говорим о том, какая у них виртуозная техника. А ведь, казалось бы, кто-кто, а уж эти исполнители - бесспорно виртуозы самого высшего класса. Вся богатейшая техника этих великих музыкантов, поистине беспредельный комплекс выразительных средств, которыми они владеют, всегда полностью подчинены задаче возможно более яркого и убедительного воплощения замысла композитора, донесения его до слушателей".
Единство чувства и мысли было свойственно многочисленным представителям русской классической музыкально-исполнительской культуры - Рахманинову, Шаляпину, Неждановой, Собинову, Давыдову и Брандукову; оно присуще и лучшим исполнителям современности.
Обращаясь непосредственно к учебно-исполнительскому процессу следует отметить особое значение рационального составления индивидуального репертуара учащихся и правильного соотношения в них художественной и инструктивно-тренировочной литературы.
Подбор репертуара требует учета особенностей данного ученика (его одаренности, музыкальных и физических данных, продвинутости, школы и т.д.), а также последовательности и постепенности в его художественном и техническом развитии. В индивидуальном развитии учащегося не может быть места как одностороннему увлечению техническим материалом в ущерб музыкальному развитию учащегося, так и игнорированию технического материала в ущерб развитию исполнительской техники.
Выбирая произведения, соответствующие способностям учащегося, задачам данного этапа его развития (художественного и технического), педагог, естественно, должен исходить из музыкального содержания этих произведений, яркости, конкретности и доступности их художественных образов.
Это обстоятельство особенно важно учитывать в начальный период обучения детей. Здесь уместно привести слова крупного русского мыслителя Д.И. Писарева, который более ста лет назад, говоря о влиянии искусства на воспитание, писал: " Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых бы проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие, - музыкальная мелодия должна отличаться простотой; в противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния".
Пониманию содержания музыкального произведения учащимся (особенно в первые годы его обучения) способствует конкретность, ясность и определенность художественных образов - качества, в большей мере присущие программной музыке. Вот почему программные художественные пьесы в наибольшей степени способны привлечь юного музыканта к задаче раскрытия музыкального содержания, возбудить интерес учащегося к решению этой важнейшей для исполнителя задачи. Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки. Например: "Песенка", "Поезд", "Колыбельная для Умки", "Я Коза злющая", "Дюймовочка" и т.д. Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ. Это способствует разностороннему развитию учащегося и его художественного вкуса, развитию так называемого "чувства стиля".
Особо важную роль в формировании юного музыканта играет народное творчество. Народные песни и их обработки, лучшие образцы современных песен представляют собой интонационно наиболее близкий и знакомый учащемуся музыкальный материал. Ведущее место в учебном репертуаре учащегося занимают художественные произведения композиторов-классиков, а также современных авторов. Изучение произведений выдающихся русских и зарубежных композиторов-классиков, произведений, отличающихся своим художественным содержанием, яркими типическими образами, глубоким реализмом, народностью и национальной самобытностью, способствует воспитанию тонкого художественного вкуса и в то же время понимания этой музыки и любви к ней.
Следует учитывать ограниченность объема внимания и выдержки ребенка в первые годы обучения. В связи с этим особое значение приобретают пьесы малой формы. Лишь постепенно, воспитывая выдержку, способность к длительному сосредоточению, можно переходить к изучению и исполнению произведений более крупной формы.
Педагог должен хорошо продумать, какие технические приемы и исполнительские навыки потребуются при исполнении художественного произведения, какие из них еще незнакомы учащемуся или недостаточно усвоены и закреплены им. Подготовка эта может непосредственно предшествовать изучению намечаемого художественного произведения; частично она может быть и заблаговременной. Например, приступая с учащимся к работе над концертом Вивальди, педагог, несомненно, позаботится о том, чтобы подготовить необходимый при исполнении названного концерта штрих detache в различных его оттенках.
Современная музыкальная педагогика исходит из необходимости развития творческой личности. Поэтапного развития учащегося. Поэтому особенно важен выбор такого технического материала, который обладает, по возможности, наибольшими музыкальными достоинствами. Для воспитания музыкально-исполнительских навыков большое значение имеют этюды, обладающие мелодической выразительностью, ясной формой, не быть чрезмерно пространными. Образцами подобных этюдов в классической скрипичной литературе могут служить этюды Роде, Кампаньоли, Паганини, Венявского, Вьетана, Лауба, Львова, Мостраса. Основанием для этого является простота и ясность их формы и языка, естественное использование особенностей инструмента. Своеобразным объединением художественного и технического материала являются отрывки из оркестровой и камерной литературы, имеющие целью также приближение учебного процесса к живой музыкальной практике.
В заключение необходимо отметить следующее обстоятельство, связанное с указанной выше постепенностью музыкального и технического развития учащегося. Развитие это, в сущности, складывается не только из постепенных переходов, но и из ряда "скачков", приводящих к новому качеству в формировании молодого музыканта.
Насколько опасны и нецелесообразны "скачки" случайные, неподготовленные, настолько рациональны, закономерны и эффективны "скачки", продуманные и подготовленные педагогом, тщательно изучившим индивидуальные особенности данного учащегося. Подобные "скачки" так же должны быть предусмотрены вдумчивым педагогом при выборе тех или иных технических и особенно художественных произведений. При этом произведения более сложные должны планироваться для изучения в классе с последующим (в следующем полугодии или году) включением их в программу выступления на вечере или экзамене. В число намечаемых к публичному выступлению произведений рекомендуется включать те из них, которые не представляют для учащихся чрезмерной трудности и не могут привести ни к снижению качества исполнения, ни к перенапряжению ученика, ни к срыву, могущему травмировать юного музыканта. Работа с учебным материалом диктует этапы развития юного исполнителя, а намечаемый педагогом на основе всестороннего учета данных и особенностей ребенка индивидуальный план работы с ним диктует выбор учебного материала.