Конспект открытого урока по фортепеиано Заключительный этап работы над музыкальным произведением

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа№1»
г. Тайшета


КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФОРТЕПИАНО
преподавателя по классу фортепиано
Головизиной Ольги Владимировны
с учащейся 3 класса Шимко Елизаветой
Тема:
«Заключительный этап работы над музыкальным
произведением в процессе подготовки учащегося
к публичному выступлению»


















12 февраля 2016г.
Тема урока: «Заключительный этап работы над музыкальным произведением в процессе подготовки учащегося к публичному выступлению».
Тип урока: индивидуальный.
Цели урока:
- Методические:
Использование фортепианной методики обучения для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации. Показ практического применения методов работы над музыкальными произведениями и их фрагментами.
- Обучающие:
Обучение основным приемам музыкальной выразительности, необходимые для воплощения художественного образа музыкальных произведений. Развитие навыков перспективного слухового мышления, умения играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, образно, со слуховым контролем. Достижение целостности исполнения произведения, объединение выученных деталей в цельный организм. Формирование основных компетенций: пианистических приемов, необходимых для художественного исполнения музыкального произведения.

- Развивающие:
Достижение инициативного отношения к изучаемому материалу. Развитие абстрактно- образного мышления, умения анализировать и сопоставлять. Развитие двигательно-игровых навыков учащихся.
- Воспитывающие:
Воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям, формирование творческого подхода к исполняемым произведениям.

Задачи урока:
1. Создание условий для восприятия выразительного смысла музыкальной интонации, как «главного проводника» музыкальной идеи.
2. Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего слуха учащегося, свободы пианистического аппарата.
3. Воспитание интереса к музыке, умения сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением.
4. Способствовать накоплению игровых навыков.
5 .Осмыслить конструктивно-логическую организацию произведения.

Техническое оснащение:
- фортепиано
- ноты
- компьютер
- видеоматериал
План урока:
1. Гамма Фа мажор в прямом движении, арпеджио, аккорды в 2 октавы.
2. К.Черни Этюд Фа мажор
3. М. Клементи Сонатина соч.36 №2 1 часть (Соль мажор)
6. Д.Тюрк «Детская кадриль»
Ход урока:
Заповедь учащегося: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами».
В начале урока проигрываем гамму Фа мажор. Еще раз проигрываем гамму отдельными руками, уточняя аппликатуру. Далее идет работа над аккордами и арпеджио отдельными руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. В работе над аккордами добиваемся плавного снятия руки и переноса на следующий аккорд сверху (вспоминаем упражнение «Радуга»). Аккорд нужно «брать», т.е. охватывать пальцами.
К.Черни Этюд F-dur
После работы над гаммой приступаем к проигрыванию наизусть этюда К.Черни. Добиваемся достижения на фортепиано осмысленной фразировки, выразительного произношения музыкальной мысли. Во время игры обращаем внимание на сильные и слабые доли (пульсацию), тогда будет и точная фразировка и точные динамические оттенки, плюс удобное, свободное исполнение. Задача для правой руки: развивать умение объединять звуки, несмотря на паузы, играть их одним движением, одной мелодической линией (показ и работа с ученицей над фрагментом). Если подходить к данному этюду с точки зрения художественного произведения, то здесь вполне приемлемо сравнение с разбегом и прыжком. Технической трудностью является деликатное исполнение в левой руке «альбертиевых басов». Разбираем, что такое «альбертиевы» басы. «Альбертиевы» басы (итал. Basso albertino, названное в честь итальянского композитора Доменико Альберти, создавшего этот приём,) - это форма ритмически равномерно разложенных аккордов. Быстрые «альбертиевы» басы полезно учить медленно, используя вращательное движение предплечья, «приоткрывая» 5 палец и добиваясь освобождения запястья от лишнего напряжения. Но в быстром темпе движения должны быть очень экономными. Обращаем внимание не только на чисто технические задачи, но и на более тщательную музыкальную отделку произведения. Работаем над хорошим качеством звучания, фразировками и общей кульминацией этюда. Подводим к нужному темпу, поясняя ученице, что достижение нужной беглости в этюде не цель, но лишь средство для выразительного, красивого исполнения.

М. Клементи. Сонатина соч.36 №2 G-dur 1ч.
Вспоминаем, что из себя представляет сонатина (ученица отвечает). Cонатина – соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсуствием её. Напоминаем о трёхчастной форме, кульминационных моментах каждого раздела и общей кульминации, темпового единства. Прослушиваем произведение других исполненителей на сайтахYoutube, Muz-Muz.net и продолжаем работу. (Ученица играет произведение). Необходимо научить учащегося до конца дослушивать исполняемый раздел и ярко, рельефно начинать следующий, подготовившись к нему не только мысленно, но и пианистически. Для формирования такой «мобильности» учим переходы отдельно, сначала - с остановкой, затем точно по времени и в заданном темпе. В экспозиции обращаем внимание на побочную партию (П.П.). В техническом плане П.П. более сложная, она вся построена на пассажах. Лиза воспринимает группу шестнадцатых, как пассаж, который следует играть очень быстро. Отсюда возникают неровности в исполнении. Шестнадцатые – это такая же мелодия, которую нужно научиться пропевать, как и всё остальное. В данной сонатине нам на помощь приходит левая рука. Она несёт на себе роль «дирижёра», которой подчиняется партия правой руки (показ). Добиваясь цепкости в исполнении шестнадцатых, полезно учить их на staccato (показ ученицы), использовать принцип затакта к сильной доле (показ ученицы), пунктирами (показ ученицы), играя только той аппликатурой, которая указана в тексте. Особое внимание необходимо уделяем пальцам, играющим верхние звуки.
Особое внимание нужно уделяем:
-правильности сочетания мелодии и сопровождения, найти нужное прикосновение для обеих рук; (показ)
-совпадению правой и левой руки.
Обращаем внимание учащегося на то, что в разработке усиливается напряженность и драматизм музыки, и особенно важно ярко и убедительно передать динамический подъем, предшествующий кульминации, чтобы в полной мере раскрыть имеющиеся в сонате элементы драматизма.
Выявляем выразительную роль перехода к репризе (секвенционные мотивы, «взлёт» мелодии к верхушке (остановка на доминанте, требующей разрешения и паузы, обычно имеющие большое смысловое значение. В репризе обязательно следует услышать появившиеся в ней новые (по сравнению с экспозицией) черты, в частности иную ладотональную окраску тем побочной и заключительной партий и в связи с этим их иной выразительный оттенок. Заключительная партия завершает сонатину на торжественной ноте.
Д.Тюрк «Детская кадриль»
Что такое кадриль? Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца. Ученица играет начало пьесы. Кадриль, которую мы разучиваем, салонного характера или народного? (обсуждение характера – минор или мажор, весело или грустно, с помощью каких штрихов композитор передал танцевальный характер пьесы). Работаем с ученицей над выразительным музыкальным образом – штрихами, оттенками, темпом.
Краткий анализ проделанной работы. Домашнее задание.
И, наконец, хочется процитировать А.Гольденвейзера по поводу занятий дома: «Ты говоришь, что дома у тебя «выходило»? Так сиди и играй у себя дома. Тем, кто тебя слушает, нет решительно никакого дела до того, как ты играл дома или вчера. Нужно независимо от обстановки или настроения уметь дать лучшее, на что ты способен».
Список используемой литературы:
1.Г.Цыпин «Обучение игре на фортепиано», Просвещение, 1984г.
2. С.Савшинский «Пианист и его работа», Классика-XXI, 2002г.
3. А.Шмидт- Школовская «О воспитании пианистических навыков», Классика-XXI, 2003г.
4. А Вицинский «Процесс работы пианиста- исполнителя над музыкальным произведением», Классика-XXI, 2003г.


15