План-конспект открытого урока Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА Г. ЯРЦЕВО»
План-конспект открытого урока:
«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»
Преподаватель:
Беспалова Татьяна Анатольевна
Ярцево, 2017г.
Тема урока: « Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна
Форма урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Цель урока:Систематизировать основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа в работе над музыкальным произведением
Задачи:
Образовательные:
- формирование у учащегося основ разносторонних знаний и умений при работе над музыкальным произведением.
Воспитательные:
- нравственное и эстетическое воспитание учащегося;
- воспитание интереса к народной музыке на примере Р.Н.П. «Вдоль, да по речке».
Развивающие:
-развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать и сопоставлять;
-развитие творческих и технических способностей учащегося;
- познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение);
- развитие интересов, эмоций, способностей.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации учителем и воспроизведение услышанного учеником).
Средства обучения: пульт, баян, сборник пьес.
Реализуемые технологии:
развивающая;
личностно-ориентированная
Этапы урока:
Организационный момент (сообщение темы, цели, задач урока).
Вступительное слово педагога
Практическая часть
Домашнее задание
Заключение
Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики.
Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.
Педагогическая практика показывает, что работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа:
Общее ознакомление с произведением
Детальный разбор (анализ)
Художественная доработка произведения.
На всех этапах роль педагога очень велика. Начиная от выбора изучаемого произведения и кончая подготовкой к публичному его исполнению, педагог несет ответственность за все течение рассматриваемого процесса.
Практическая часть:
Урок проводится с учеником 2-го класса Масловым Егором.
Первый этап работы над музыкальным произведением:
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.
Обычно работу над музыкальным произведением мы начинаем с предварительного прослушивания нового произведения, знакомства с материалами о произведении, осоздатели произведения (будь то композитор или народ).
(Проигрывание польки преподавателем).
Аз. Иванов «Полька Детская полька пользуется популярностью среди педагогов и обучающихся. Она отличается простым гармоническим языком, ясной, запоминающейся мелодией, легкостью и изяществом.
Азарий Иванов – советский музыкальный деятель, композитор, педагог. Автор учебных пособий для аккордеона, баяна, составитель популярных нотных сборников для баяна, автор множества обработток и переложений для баяна.
Вопрос: Название произведения?
Ответ: Полька.
Это быстрый, живой танец, которому присущи подвижный темп, двудольный размер и своеобразный ритмический рисунок (две шестнадцатых и восьмая).
Вопрос: В какой форме написана полька?
Ответ: Простая двухчастная форма. Тональность До мажор.
Вопрос: Определи характер?
Ответ: Характер живой, задорный.
Вопрос: Основные штрихи, аппликатура, динамика?
Ответ: сочетание штрихов: в правой партии – легато и стаккато, в левой партии – пальцевое стаккато. Аппликатура в первой позиции, по гамме. Динамические оттенки меццо форте и форте.
Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста.
- проигрывает отдельно правой и левой рукой, соблюдая все характерные особенности польки;
- подчеркнуть (выделить) сильную долю в начале каждого предложения (такты 1,5,9,13)
- выдержать восьмую паузу, выполняющую роль цезуры, между 1 и 2 частью
- соблюдает своеобразный ритмический рисунок
- легкость и ровность звучания
(Играет каждую партию отдельно, учитель одновременно подыгрывает на баяне, работаем над текстом польки) Проигрывание в медленном темпе.
Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует более быстрому запоминанию текста, неправильная – тормозит процесс выучивания.
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
Полезно заниматься ритмом, как на начальном этапе работы, так и при исполнении готового, выученного произведения. (Ученик играет правой рукой ритм одной из фраз, контролируя слухом каждую длительность, точно выполняя ритмический рисунок).
Таким образом, в результате первого этапа работы над произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.
Второй этап работы над музыкальным произведением:
Работа над звуком;
фразировка, динамика;
техническое овладение произведением;
игра на память.
Работа над звуком считается самой сложной. Одной из главных задач достижения качественного звучания мы считаем воспитание умения вслушиваться в звучание инструмента.
Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своём исполнении,правильно реагировать на плохое звучание.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением необходимо прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления. Вместе с учеником мы разбираем строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина. Поэтому, на данном этапе особое значение приобретает работа над фразировкой музыкального произведения. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения.
(Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов,которые состоят из 2-х,3-х нот. В этих «зёрнышках» уже закладывается характер музыки. Послушав «зёрнышко», мы уже можем понять,какая из него вырастет музыка, какое получится произведение. Мотивы в свою очередь образуют фразы. Фразы образуют предложения. В каждой фразе нам надо выделить главное слово, и как бы подвести к нему мелодию. С помощью чего мы это делаем?
- С помощью динамических оттенков (работа над динамическими оттенками).
Определить с учеником фразы в каждой части: фраза состоит из четырёх тактов;—выделить «вершины» в каждом построении. Затем ученик отрабатывал контрастные оттенки на первых двух фразах..
Немаловажное значение имеет роль движения меха. Здесь всё зависит от работы левой руки. Полнота и глубина звука даже на небольшой силе не потеряется, если мех будет постоянно вестись левой рукой.
Особое место мы уделяем штрихам. Они должны выполнять и художественную и техническую сущность,где первое занимает главное значение.В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего , из их музыкально-выразительного значения.(работа над штрихами).
Ученик добивается лёгкого, подвижного staccato. Следует исполнять упругой лёгкой рукой, близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы.
Таким образом,без определённой установки и точного распределения движений рук, пальцев невозможно заставить инструмент звучать выразительно.
Техническое овладение произведением. Здесь можно выделить два основных типа задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими приемами в нужном характере звучания и в конечном темпе.
(Отрабатываем технические приемы исполнения в медленном темпе, затем в конечном темпе).Работая над темпом, обращаем внимание на правильное толкование темповых авторских указаний.
Важный период в работе над произведением – выучивание наизусть.Игра на память имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Вопрос, когда учить произведение наизусть - в конце работы над ним или в начале - решается педагогами по-разному.Практика показывает, что выучивание произведения наизусть должно происходить именно на втором этапе, когда ученик достаточно уверенно овладел текстом.
Если ученик обладает неплохой памятью, то часто, разбирая, он многое уже запоминает. Механическое же заучивание, достигается путём лишь многократного и часто формального проигрывания произведения, основано главным образом, на моторной памяти.Она может изменить исполнителю при волнении.
Выучивание на память следует вести сначала по отдельным- большим или меньшим разделам, в медленном темпе; затем переходить к соединению их в более крупные части и далее- к медленному же проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста. Такое исполнение должно быть хорошо освоено учеником и прочно закреплено в памяти.
Техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходит почти одновременно.
Таким образом, к концу данного этапа работы ученик должен вполне овладеть произведением, т.е. понять его художественное содержание ( играть выразительно), преодолеть технические трудности и выучить произведение наизусть.
Третий этап работы над музыкальным произведением:
Окончательная работа над музыкальным содержанием произведения в целом, достижение нужного темпа, доведение игры до полной свободы, автоматизма, всецело отдаваясь выразительному исполнению и слушанию самого себя. (игра«Польки» учеником в концертном исполнении)
Домашнее задание: играть «Польку» наизусть с динамическими оттенками в подвижном темпе.
Заключение
Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.
Список литературы:
1. Вальдман, П., Имханицкий, М. Баянист-художник. – Советская музыка, 1979.
2. Гинзбург, Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 2000.
3. Егоров, Б. «Баян и баянисты». Вып. 6. – М.,1984.
4. Егоров, Б. М. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Ч. 2. – М., 2003.
5. Коган, Г. У врат мастерства. – М., 2005.
6. Липс, Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.
7.Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.