Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект
совместной опытно – экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Вода - водица»
Выполнила:
воспитатель
Отт Ксения Александровна
Цель: расширение и уточнение знаний детей о свойствах воды.
Задачи:
Дать представление детям о веществах, которые растворяются и не растворяются в воде.
Познакомить детей со способом очистки воды — фильтрованием.
Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Оборудование: Вода, песок, растительное масло, марля, вата, пластиковые стаканчики, пластиковые тарелки, воронки для жидкостей.
Этапы, методы и приемы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть
Художественное слово
Основная часть
Постановка проблемной ситуации
Опыты, исследовательский метод
Диалог с детьми, рассуждения детей. Эвристическая беседа (поэлементное усвоение опыта).
Физкультминутка
Метод проблемного изложения на примере сказки.
Поэлементное усвоение опыта.
Дидактическая игра.
Сюрпризный момент. Фантазирование, технология ТРИЗ.
Заключительная часть
Рефлексия
Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране,Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипитБез неё нам не умыться,Не наесться, не напиться!Смею вам я доложить:Без неё нам не прожить.
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница? Я хочу пригласить вас в лабораторию. Мы сейчас превратимся в волшебников и займемся опытами с водой.
Давайте посмотрим, что произойдет, если растворить исследуемые вещества в воде?
– Что произошло с водой?
«К речке быстрой»К речке быстрой мы спустились,Наклонились и умылись.Раз, два, три, четыре,Вот как славно освежились.Делать так руками нужно:
Все, как один,
Плывем как дельфин.Вышли на берег крутойИ отправились домой.
-Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная.
Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, кусочек марли, вату и емкости для воды.
Попробуем с помощью полученных фильтров очистить нашу воду.
Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
Итак, если бы Алёнушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через марлю или платок, то беды можно было избежать.
«Вода – не вода». Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.
А сейчас, мы превратимся с вами в магов и чародеев. В тарелку с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
Что нового вы сегодня узнали?
С помощью чего можно очистить воду?
Как можно достать булавку, не замочив при этом руки?
Молодцы!
-Кому было интересно, поднимите белую капельку. У кого возникали трудности – чёрную. Стоят в кругу
Дети рассаживаются за столы
Дети растворяют различные вещества (песок, растительное масло, мука) в разных сосудах
Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, при добавлении песка вода стала грязной, из-за добавления муки вода стала мутной.
шагаем на месте
наклоны вперед, руки на поясе хлопаем в ладоши
встряхиваем руками
прыжки на месте
шагаем на месте
Ответы детей
Дети изготавливают фильтры совместно с воспитателем
Дети фильтруют воду и делают выводы: масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.Мука прошла через фильтр частично, на фильтре осталась часть муки и вода осталась мутной. Песок отфильтровали, вода стала чистой, песок остался на поверхности.
- Ответы детей