Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему «Неопределённые местоимения»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему
«Неопределённые местоимения»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
создать условия для более глубокого осмысления лексического и грамматического значений неопределённых местоимений с тем, чтобы сформировать орфографические навыки правописания данного разряда местоимений.
Воспитательные:
способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.
Оборудование урока: интерактивная доска;
опорный конспект по теме: «Местоимение»,
записи на доске.
ПЛАН УРОКА
I Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Выравнивание знаний. Опрос домашнего задания по интерактивной доске.
2. Постановка учебной задачи. Определение темы и целей урока.
II Операционно-исполнительский этап.
Решение учебной задачи (задания 1- 5)
Графическое моделирование знаний о неопределённых местоимениях (задание №6).
Применение усвоенных знаний на практике (задание №
III Рефлексивно-оценочный этап.
Обобщение результатов урока, подведение итогов.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Опрос домашнего задания по интерактивной доске.
Фронтальный опрос. Опорный конспект «Местоимение».
– Почему в опорном конспекте на эту тему у нас изображена стрелка?
– (Потому что местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)
– Что такое местоимение?
– Сколько разрядов у местоимений?
– Назовите их.
Домашнее упражнение № 819.
Прочитать указательные местоимения. Определить, какой член предложения, род, падеж.
Один ученик отвечает, остальные сверяются по своим тетрадям, помечая зелёным крестиком правильные ответы.
Выравнивание знаний. Работа с ИАД
Распределите местоимения по строкам таблицы.
Личные, возвратные, вопросительные, относительные, притяжательные, указательные.
(Из каждой группы выходит по одному ученику, они инструментом Ручка переносят ниже записанные местоимения на нужную строчку).
Распределите местоимения по строкам таблицы
Личные местоимения
Возвратное местоимение
Вопросительные местоимения
Относительные местоимения
Притяжательные местоимения
Указательные местоимения
Я этот твой те себя
Сколько который чей? ими наш
Кто нас чей собой где?
Себе тут свой ему какой-то
(Проверка инструментом Шторка)
– Все ли местоимения распределены?
– Нет, одно слово осталось: какой-то.
– Почему?
– Оно не относится ни к какому из изученных нами разрядов.
– Правильно, об этом разряде местоимений мы и будем говорить сегодня.
Постановка учебной задачи. (Запись на интерактивной доске.)
Задание. Прочитайте выразительно стихотворение. Проанализируйте и определите значения выделенных слов.
Три чёрных собаки на чем-то сидели.
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три черных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три чёрных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
Вопросы задает учитель Ответы учащихся
– Можно ли определить, на чем сидели собаки? Невозможно определить.
Куда они глядели? Что они увидели? Конкретно не можем сказать.
К чему подкрались? За чем погнались?
Кто не растерялся? Чем вильнул? На что взобрался?
– К какой части речи относятся выделенные слова? Эти слова относятся к местоимениям.
– На что обычно указывают местоимения? На предмет, признак, количество.
– Указывают ли данные местоимения определённо,
то есть точно, на количество, признак или предмет? Нет.
– Значит, как можно назвать эти местоимения? Неопределённые.
Индивидуальное задание.
Что означает слово неопределённый по словарю С.И.Ожегова?
Точно не установленный.
Не вполне отчетливый.
Итак, запишем тему нашего урока «Неопределённые местоимения».
– Почему нужно изучать их? Каковы цели нашего урока?
научиться определять признаки неопределённых местоимений;
познакомиться с особенностями правописания неопределённых местоимений;
научиться употреблять их в речи.
II Операционно-исполнительский этап.
Работа в группах. Задание №1.
– Местоимения, записанные на доске, запишите в тетради в четыре столбика.
I группа II группа III группа IY группа
Некто что-то кое-кто кое у кого
Нечто кто-либо кое-чем кое с кем
Некоторый сколько-нибудь кое-кому кое о ком
Несколько какой-то кое-как кое в чем
Задание № 2.
– Первая группа, прочитайте вслух слова Эти местоимения указывают на неопре-
первого столбика и сделайте вывод о том, делённые лица, предметы, количество.
как они произносятся, как пишутся, Приставка не- всегда находится под
на что указывают? ударением и пишется слитно.
– Все группы, проговорите шепотом этот вывод про себя, потом координатору, который выставит вам оценку.
Задание №3.
Вторая группа, прочитайте вслух слова Эти местоимения указывают на
второго столбика. Определите, на что неопределённые предметы, признаки, указывают, как пишутся. количества. Эти местоимения имеют
суффиксы –то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис.
– Все группы, проговорите шепотом этот вывод про себя, потом координатору, который выставит вам оценку.
Задание № 4.
Третья группа, прочитайте вслух слова Эти местоимения указывают на третьего столбика. Определите, на что неопределённые предметы, признаки.
Они указывают. Найдите закономерность Они имеет приставку кое- и пишутся
в их правописании. с ней через дефис.
– Все группы, проговорите шепотом этот вывод про себя, потом координатору, который выставит вам оценку.
Задание № 5.
Четвертая группа, прочитайте вслух Эти местоимения указывают на местоимения четвертого столбика. неопределённые предметы и лица. Найдите закономерность в их правописании. Приставка кое- отделена от местои-
мения предлогом и поэтому пишется отдельно.
– Все группы, проговорите шепотом этот вывод про себя, потом координатору, который выставит вам оценку.
В опорном конспекте на тему «Местоимение» запишите такую напоминалку:
Кое-, -либо, - то, - ни
·будь – чёрточку не позабудь!
Задание № 6.
Ребята, а теперь посоветуйтесь и сделайте вывод: что такое неопределённые местоимения.
Вывод: Местоимения, которые указывают на неопределённые лица, предметы, признаки или количества, называются неопределёнными.
Задание №7. Самостоятельная работа по составлению опорного конспекта.
Ребята, а теперь попробуйте графически, в виде схемы смоделировать ваши знания о значении неопределённых местоимений, т.е. на что они указывают. Приведите примеры.
кто-то, некто, что-то, нечто,
кто-нибудь что-нибудь
Лицо Предмет
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Признаки Количество
какой-то, какой-нибудь, несколько, сколько-нибудь,
кое-какой сколько-то
– Все группы, проговорите шепотом этот вывод про себя, потом координатору, который выставит вам оценку.
ЛИНГВОФИЗМИНУТКА
Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределённые местоимения.
Если слитно – приседания, через дефис – наклоны вправо-влево, если раздельно – руки вверх.
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.
Задание № 8.
Применение усвоенных знаний на практике. Текст демонстрируется на интерактивной доске.
Работа с текстом Ф.Кривина. Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.
Умные спорщики.
Собрались однажды местоимения и заспорили.
Одно местоимение начало рассказывать.
– В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?
А второе местоимение говорит:
– Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве. В каком-то государстве жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?
Третье местоимение посмеялось и говорит:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шёл, никого не встречал, никого не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько и чего у него осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказало четвёртое местоимение. – Что вы спорите? Ведь не о чём спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.
Задание по тексту. Учащиеся 1 и 2 – группы выписывают неопределённые местоимения из первого рассказа , 3-ей и 4-ой группы – из второго рассказа. Объяснить правописание местоимений.
Вопрос учителя.
– Местоимения какого разряда употребили 3-ий и 4-ый спорщик? Не знаете? О местоимениях этого разряда мы поговорим на следующем уроке.
Задание № 9.
Вставить подходящие по смыслу местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо,
-нибудь.
I группа Поздно вечером . постучался к нам.
II группа На берегу реки росла .. пышная зелень.
III группа Расскажите .. о вашей поездке по стране.
IY группа Вскоре мы заметили на дороге . черное.
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределённых местоимений.
III Рефлексивно-оценочный этап.
– Какова была цель урока?
– Какие местоимения называют неопределёнными?
– Каков алгоритм анализа неопределённых местоимений?
– Как образуются неопределённые местоимения?
– Каковы особенности правописания неопределённых местоимений?
– Как изменяются неопределённые местоимения?
Контроль за работой координаторов
Учителем из каждой группы проверяется по одному ученику. Если его оценка соответствует той, что выставил координатор, все оценки считаются действительными. Если оценка не соответствует знаниям, все оценки данной группы снижаются на 1 балл.
Оцените свой уровень усвоения темы (хороший, недостаточный, плохой), укажите это в оценочном листе.
Д/з: параграф 59, упр.794.
Творческое задание: составить забавный рассказ или сказку с использованием неопределённых местоимений на тему: «Однажды вечером».
Самоанализ урока.
В 6 «А» классе учится 25 человек – 17 девочек и 8 мальчиков.
Я работаю в этом классе второй год. В классе есть лидеры, на которых можно опереться – это Идрисова Кунсулу, Идрисова Кымбат, Есмуханов Еламан, Кухта Лена и другие. Содержание межличностных отношений, коммуникативности учащихся в классе позволяет работать в выбранном режиме.
В классе 13 хорошистов по русскому языку, т.е., успеваемость – 100 %, качество обучения – 52%. На тему «Местоимение» в программе выделено 9 часов – по количеству разрядов местоимений. Ребятами уже изучены 6 разрядов
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Цели урока:
обучающие:
создать условия для более глубокого осмысления лексического и грамматического значений неопределённых местоимений с тем, чтобы сформировать орфографические навыки правописания данного разряда местоимений.
согласовывать цели учителя и ученика; (в начале урока при постановке цели учащимися)
повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы в дальнейшем (в задании №8 – перспектива на изучение данной темы на следующем уроке)
Для достижения данной задачи обучения были использованы следующие методы:
для актуализации знаний по теме «Разряды местоимений» была использована интерактивная доска;
создание проблемной ситуации – частично-поисковый метод – подготовило учащихся к более глубокому осмыслению темы «Н.М.».
Работа в группах – самостоятельный анализ учебного материала – позволило реализовать умение сравнивать, анализировать, обобщать, а также умение внимательно слушать друг друга. Тут были задействованы отношения «ученик – ученик», индивидуальная, групповая мыслительная деятельность, взаимообучение. Работа координатора группы показывает умение ориентироваться в данной ситуации.
Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
Воспитательные задачи формировались благодаря выполнению правил работы в группах, то есть прививались навыки работы в коллективе. Использование «Оценочного листа » позволяет решить задачу уважительного отношения друг к другу, как со стороны координатора, так и со стороны рядовых членов группы.
Развивающие:
развивать интеллект учащихся – умение анализировать, сравнивать, обобщать, внимательное отношение к слову.
Эти задачи решались путем выполнения учебной задачи по новой теме, умению делать выводы.
При проведении данного урока мною были использованы интерактивные технологии, так как при этом повышается интерес учащихся к обучению. При этом, безусловно, увеличивается плотность урока. Она достигается за счет более рациональной организации рабочего времени. Необходимая информация появляется на экране по щелчку инструмента Ручка в нужном темпе (телеграфная лента) и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду. Развивается внимательность, наблюдательность, словесно-логическое мышление учащихся.
Считаю, что урок достиг цели.
Учащиеся самостоятельно, используя ИКТ, усвоили новую тему. Это наблюдалось во время проведения контроля теории и практики, по ответам учащихся во время закрепления – составления алгоритма нахождения и анализа неопределённых местоимений. Включение каждого ученика в деятельность по достижению триединых целей урока обеспечили познавательную активность учащихся.
Неопреде-
лённые
местоиме-ния