Статья Рефлективный отчет об использовании модуля «Обучение критическому мышлению» в планировании серии последовательных уроков в 4 классе.


Рефлективный отчет об использовании модуля «Обучение критическому мышлению» в планировании серии последовательных уроков.
Новизна современной педагогической практики преподавания характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Познакомившись с модулем «Обучение критическому мышлению», на первом этапе обучения в рамках «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня я поняла, что технология критического мышления является одной из самых актуальных в современной школе. Ведь человек каждый день сталкивается с огромным количеством информации, которую нужно понять, оценить, выбрать нужную для себя, суметь ее правильно применить. Ребенок сам этого сделать не может. И, естественно, что в этом ему должен оказать поддержку учитель. И чтобы помочь своим ученикам мыслить критически, научить их работать с информацией, я начала более тщательно изучать идеи модуля «Обучение Критическому мышлению». В этом мне помогло «Руководство для учителя» (с.154- 160), консультирование с коллегами в процессе первого этапа обучения на курсах, дополнительная методическая литература по теме модуля. Во время прохождения модуля на занятии, которое было направлено для изучения этой темы, тренером были проведены такие методики, с которыми я была уже знакома, но они открылись в моих глазах с новой стороны и заинтересовали меня, натолкнув на мысль, что мне нужно пересмотреть свою работу в этом направлении.
Исходя из своего опыта работы в школе, я часто видела, как некоторые дети сидят на уроках со скучающим видом, приходят с нежеланием работать на уроке. Возможно, это было вследствие недопонимания заданий учащимися, неумения работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию, неумения ориентироваться в учебнике. И в связи с этим у учащихся часто была низкая мотивация и активность на уроке. Каждый прием в критическом мышлении помогает раскрыть творческий потенциал учащихся.
При планировании серии своих последовательных уроков я подбирала стратегии для развития критического мышления учащихся. Моей главной целью стало создать такую атмосферу в классе, чтобы учащиеся могли рассуждать, делать выводы, умозаключения. С этой целью мною детям были предложены различные задания на всех четырех уроках, после проведения которых, я поняла, что используя новые подходы в обучении, проблем в преподавании стало меньше. Дети стали более активными, мотивированными, целеустремленными. У них появилось желание работать, отвечать, стараясь аргументировать свои ответы, составлять вопросы и задавать их одноклассникам.
Все четыре урока по литературному чтению мною были проведены по одной теме «А.П.Платонов Волшебное кольцо». Модуль «Обучение критическому мышлению» осуществлялся через различные задания Одной из главных идей уроков было развитие критического мышления через чтение с остановками и вопросы Блума, что заметно повысило мотивацию учащихся к изучению нового материала. Эту работу я считаю особенно удавшейся, в ней принимали участие практически все ученики класса. Прежде чем знакомить учащихся с содержанием сказки, я заранее разделила текст на смысловые части. После прочтения очередной части текста, я задавала учащимся вопрос: «Как вы думаете, что будет дальше в сказке и почему?» Дети, обсудив мнения в группах, высказывали свои гипотезы и предположения по поводу продолжения сказки. После прочтения следующей части текста, мы возвращались к ранее выдвинутым гипотезам детей и выясняли, чья группа в своем мнении была близка к истине. Интересное то, что в этой работе принимали участие, как сильные дети, так и слабые. Было видно, что каждый участник группы старался высказать свое мнение, аргументируя свой ответ.
На первом уроке, для того, чтобы подвести учащихся к теме урока, я использовала ребус, разгадав который, дети должны были получить слово «сказка». С разгадыванием ребусов учащиеся уже были знакомы, так как я использую их и на других уроках. Дети поняли задание сразу и начали его выполнять. Но все же я была удивлена ответами, поскольку они были различными в двух группах. Одна группа озвучила слово «сказать», у другой группы получилось слово скарб». Остальные две группы удачно справились с заданием. Дети заменили слова в ребусе синонимами и поэтому ответы получились различными. Из этого задания я сделала вывод, что ученики не всегда правильно могут интерпретировать суть задания.
На этапе целеполагания с целью повысить мотивацию учащихся, я использовала стратегию «Тонкие и толстые вопросы». Эта стратегия позволила мне выяснить имеющиеся знания учащихся о понятии «сказка» и подвести их к определению целей урока. Вопросы были следующими: «Что такое сказка?», «Какие виды сказок вы знаете?», «Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?», «Как вы думаете, какова будет сегодня тема нашего урока?», «Каких целей мы должны достичь к концу урока?» Эти вопросы способствовали самостоятельному определению целей урока учащимися.
На этапе саморегуляции, на втором уроке детям было предложено задание: Составить вопросы по сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо», с которой уже познакомились . Перед началом задания я дала установку: «Составьте самостоятельно вопросы для того, чтобы потом вы смогли их задать своим одноклассникам». В процессе этого задания я наблюдала за двумя интересующими меня учениками: А (сильный ученик) и Б (слабый ученик).
В процессе прослушивания вопроса учащимися, ученик Б пытался перебить и задать свои вопросы учителю, не дослушав задания. Ученик А выслушал внимательно задание, спросив лишь: «Сколько вопросов нужно составить?» Ученик Б задал несколько вопросов: «Сколько вопросов нужно составить?», «Какие вопросы составлять: короткие или длинные?», «Кому я их буду задавать?». Для составления вопросов ученику А достаточно было 7 минут, ученику Б понадобились дополнительные 2 минуты. За это время ученик А составил 10 вопросов. Вопросы были разного уровня сложности: Кого купил Семен у мужика? Как вы думаете, почему он продал этих животных? Что было бы, если бы Семен не рассказал жене о свойствах волшебного кольца?
Ученик Б составил 6 вопросов. Из них 2 сложных, а остальные- простые, на которые требовались односложные ответы: Как зовут главного героя сказки? Какой характер у матери Семена? Куда попал Семен в конце сказки? Судя по сложности вопросов, составленных детьми, я увидела, что навык составления вопросов высокого порядка дается не всем ученикам, а только тем, у кого высокая мотивация к обучению. Я сделала вывод, что мне нужно вырабатывать у учащихся навык составления вопросов высокого порядка.
По окончании составления вопросов я предложила детям тренинг «Внешний и внутренний круг», где они смогли задать свои вопросы одноклассникам и ответить на заданные им вопросы. Здесь я наблюдала за тем, как эти учащиеся задавали свои вопросы другим детям, последовательность и логичность постановки вопроса. Ученик А последовательно задавал вопросы одноклассникам, ученик Б долго думал, какой вопрос сначала задать, какой потом. При ответах ученик А старался дать на все вопросы развернутый, аргументированный ответ, ученик Б отвечал в основном только односложными ответами. По окончании работы оба ученика дали оценку результатам своей деятельности, высказали мнение о том, что некоторые составленные ими вопросы можно было бы построить иначе. По результатам своих наблюдений в процессе этой работы я поняла для себя, что нужно как можно чаще давать учащимся задания помогающие детям самостоятельно определять цели, продумывать последовательность своих действий, оценивать свои результаты по окончании работы.
В целях проверки знания содержания сказки на одном из уроков учащимся было предложено ранжирование событий «Что сначала, что потом?». Это задание дети выполняли, работая в группе. В процессе работы они активно взаимодействовали друг с другом, обменивались мнениями. Беседа носила кумулятивный характер. Иногда беседа переходила в исследовательскую форму, в которой каждый участник предлагал свое мнение. Приведу пример небольшого диалога между детьми в процессе этого задания.
-Я думаю, что сначала Семен женился на царевне.
-Нет! Сначала змея подарила ему кольцо, а потом он женился на царевне. Потому что сначала в сказке Семен стремился все сделать для того, чтобы царь и царица отдали за него дочь.
В ходе этой беседы дети стремились прийти к общему мнению, Видно было, что они прислушивались к мнению каждого участника в группе. Я сделала вывод, что подобные задания, в дальнейшем, буду давать как можно чаще, чтобы развивать мыслительную деятельность учащихся на своих уроках.
Третий урок был практически весь направлен на развитие критического мышления учащихся. Тема его была : «Проблема поиска счастья в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо». Перед началом постановки целей урока учащимися была прослушана притча о счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. После этого я задала проблемный вопрос детям: Как вы думаете, что такое счастье? Начните свой ответ так: Счастье- это.. Учащиеся давали на этот вопрос самые разнообразные ответы. Сильные ученики отвечали аргументировано: «Для меня счастье, это когда твои родные и близкие здоровы, потому что здоровье это самое главное», «Счастье это, когда тебя любят и ценят, потому что для меня важны забота и внимание близких», «Счастье – когда у тебя много друзей, потому что один ты не можешь жить в мире, не можешь общаться, радоваться за друга, помогать ему». Слабые ученики старались давать полные ответы, но это получалось не у всех. Их ответы больше были простыми и односложными: «Счастье- это мама», «Счастье- когда у тебя все есть», «Счастье- это мои друзья и близкие». В процессе этого задания я задумалась, а ведь правда, сколько людей, столько и мнений. Все дети по-своему понимают слово «счастье».
Далее последовал вопрос: как вы можете соотнести слово счастье и сказку «Волшебное кольцо»? Дети предполагали следующее: Найдет ли свое счастье главный герой сказки Семен? С кем он будет счастлив, а с кем нет? На вопрос «Какой герой в сказках обычно заслуживает счастья и какими чертами характера он обладает?» дети давали односложные ответы и почти все думали одинаково: должен быть сильным, умным, ничего не бояться, быть целеустремленным. После этого дети сами определили цели урока. Они сказали, что сегодня мы будем выяснять, кто достоин счастья в сказке, а кто нет. Далее задания, выполняемые детьми были направлены на развитие исследовательских способностей учащихся. Каждая группа по клише должна была вспомнить, просмотреть еще раз содержание сказки и определить, что есть счастье для Семена, матери, царя с царицей, для царевны. В ходе поисков учащиеся первой группы пришли к выводу, что счастье их героя Семена в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим. Вторая группа выяснила, что мать делает все для счастья сына, но под влиянием богатства иногда проявляет себя высокомерно и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни. Третья группа выяснила, что царь и царица- люди жадные, никого не любят кроме себя и своей дочери, не думают о других, а только о себе. Четвертая группа выяснила, что для царевны не важно счастье других, для нее деньги- главное в жизни. И, конечно же, все дети были на стороне главного героя. Ученица М.. поделилась своими размышлениями по отношению к герою: «Я полностью нахожусь на стороне Семена. Он не сравнивал счастье с деньгами, всегда был честным и внимательным к людям, был целеустремленным, добивался всего, что хотел в жизни». Её ответ сопровождался эмоциональными жестами, что говорило о действительных ее переживаниях.
На стадии рефлексии детям было предложено составление кластера по теме урока. Учащиеся с интересом принялись заполнять кластер с ключевым словом «счастье». Каждый предлагал свои идеи по поводу того, какие слова можно подобрать для определения этого понятия. На этом этапе дети вели диалог, рассуждали, обосновывая свои ответы. В одной из групп, я заметила, как слабый ученик, который не особенно активен на других уроках, принимал активное участие, рассуждал на уровне с сильными учениками. Это было отрадно видеть. Такая работа способствует развитию критического мышления через диалог.
Проведя уроки с использованием стратегий критического мышления, я увидела, что ученики стали активнее включаться в работу урока, у ребят повысился интерес к предмету.
К концу своей работы на практике я пришла к выводу, что методы и приёмы критического мышления способствуют лучшему запоминанию изученного материала, активизирует деятельность учащихся на уроке, формулирование вопросов развивает познавательную деятельность учащихся. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное, анализировать и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.
В дальнейшей своей работе я планирую продолжить работу над развитием критического мышления учащихся, используя различные стратегии, делиться опытом с коллегами, наблюдать и делать выводы по изменениям мыслительной деятельности учащихся.