Опытно-экспериментальная работа учителя химии в современной школе
МКОУ Новомарковская СОШ
Опытно-экспериментальная работа учителя химии в современной школе
Выполнила учитель химии:
Чайка Марина Петровна
Учитель1 КК МКОУ Новомарковская СОШ
2017 г.
Обоснование выбора темы опытно-экспериментальной работы.
На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым “одаренным” детям.
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
Опираясь на труды С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия “способностей”, “одаренности” и “таланта” по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге “всеобщей одаренности”, а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагогический коллектив нашего детского сада вот уже с 2003 года целенаправленно работает над проблемой “Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.
Термин “одаренность” в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.
Цель опытно – экспериментальной работы: обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально – творческого потенциала детей.
Задачи опытно – экспериментальной работы:
Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности педагогов к работе в инновационном режиме.
Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей.
Обеспечение эмоционального благополучия детей, психологической и педагогической экологичности, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.
Применение интерактивных карт на уроках географии
В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
Изображение это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Работа с дополнительным материалом
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.
Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
Использование дополнительных возможностей программы
Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.
Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).
Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).
Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения
концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;
использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения
Результаты организации групповой работы
Результаты
Педагогические основы организации групповой работы
Педагогические
Психологические
Внешние
- постановка общих целей групповой работы;
- формирование учебных групп;
- знакомство с правилами учебного сотрудничества;
- выработка системы оценок, закрепляющих интерактивные умения и навыки учащихся
- формирование мотивационной готовности учащихся к межличностному взаимодействию;
- принятие учащимися нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие общегрупповой рефлексии;
- формирование группового единства
Внутренние
- формирование готовности к интерактивному обучению;
- развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях;
- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
- повышение познавательной активности класса;
- формирование классного коллектива
- личностная готовность к работе в группе;
- осознание школьником прав и обязанностей члена группы;
- отработка навыков межличностного взаимодействия;
- развитие личностной рефлексии; - становление школьника как субъекта учебной (и иной) деятельности
В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
Организация следующего– презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия.
Организация презентаций групповых решений
Формы совместной деятельности
Варианты презентации групповых решений
Совместно-индивидуальная
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее
Совместно-последовательная
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы
Совместно-взаимодействующая
Необходимо перегруппировать учащихся, в результате между новыми группами происходит интенсивный обмен наработками. После возращения в исходные группы учащиеся имеют возможность при минимальных временных затратах найти общее решение проблемы
Презентация решений может проходить в одной из форм:
- устное сообщение;
- представление структурно-логических схем;
- заполнение таблиц и пр.
- проведение практических работ с соблюдением правил техники безопасности и др.
Заголовок 115