СУМРАЧНАЯ ЗОНА ИЛИ ЕСЛИ ПОДРОСТОК ВЕСЬ В ЧЕРНОМ


«Сумрачная зона или если подросток весь в черном»
Уже из названия темы можно сделать вывод, что речь пойдет о людях (в нашем случае подростках) которые, во-первых по внешнему виду несколько отличаются от остальных. О готах. Распространенное ошибочное мнение о готах – культ смерти и агрессивный вызов обществу, асоциальное поведение. Чтоб сделать некоторые объективные выводы о данной субкультуре, пришлось перечитать не одну информационную статью. Мало кто знает, что течение «готика» вышла из панк движения. В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк как стиль стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский, и таким образом сформировала готическую пост-панк волну. 
Итак, основными составляющими данной субкультуры являются готическая мода и готическая музыка. Готическая мода весьма разнообразна и включает ряд специфических направлений, однако общими чертами для большинства из них являются преобладание чёрного цвета в одежде, специфическая атрибутика и особый макияж.
ГОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
Одной из психологических основ готического движения был «пассивный», эстетический протест против господствующих культурных стереотипов. Для большинства представителей субкультуры характерны некоторые общие черты характера (например, замкнутость), однако никакого единого мировоззрения готы не имеют. Несмотря на то, что готы в целом негативно относятся к современному обществу, они способны успешно в него интегрироваться. Внутри субкультуры сложились свои нормы и стандарты, сформировались определённое отношение к религиозности, особое понимание женственности и мужественности, специфические взгляды на межличностные отношения.
Чарльз Мюллер видит существенное сходство между панком и готикой в их общем отрицании современной действительности и своеобразном «эстетическом терроризме», однако замечает, что если панк выражал активный протест, то готическая субкультура оказалась, напротив, интровертированной, ориентированной не вовне, а вглубь, и делающей упор на пассивное неприятие окружающего мира.
В психологическом плане готика выросла из глубокого пессимизма и неверия в собственное будущее этих молодых британцев. Увлечение мистикой и оккультизмом, также можно рассматривать как своеобразную форму социального протеста. Многие ранние готические альбомы (например, Seventeen Seconds The Cure) отчётливо выражают то глубокое отвращение, которое молодые люди того времени испытывали к режиму Маргарет Тэтчер; в то же время готические музыканты предпочитали просто описывать окружавшие их мрачные реалии, а не вкладывали в тексты политические призывы, как это делали панк-рокеры. Американский социолог Мэтью Бекер, однако, проводит соответствие между готической эстетикой и «левыми» или либеральными идеями — по его мнению, самоотождествление готов со всем «тёмным» можно рассматривать как форму неприятия политического консерватизма, поскольку именно в эпоху зарождения субкультуры правые политики активно использовали в своей риторике концепты «тьмы», «пессимизма» и «упадка», трактуя их в негативном ключе. Таким образом, считает Бекер, готы проявляли симпатию к оппозиционным силам (либералам, социалистам, анархистам и прочим «левым»). В то же время исследователь отмечает, что эта субкультура в целом аполитична. Джулия Уинден Фей, анализировавшая особенности общения между готами на тематических сайтах, сообщает, что они в массе своей не проявляют существенного интереса к событиям общественной или политической жизни, лишь изредка вступая между собой в дискуссии по узкому кругу тем — в основном по вопросам, связанным с феминизмом и сексизмом. Из тех поклонников готики, которые всё же интересуются политикой, большинство тяготеют к либерализму и умеренным левым движениям; симпатии к правым силам встречаются редко и носят маргинальный характер[В конечном счёте само понятие такой идентичности оказывается размытым, нечётким. Никакого «готического мировоззрения» не существует — стержнем, вокруг которого центрируется субкультура, оказываются специфические «вечеринки, музыка, компания и одежда». Такую точку зрения разделяют и другие социологи, констатирующие, что готов могут объединять музыкальные вкусы и некоторые особенности поведения, но единых взглядов на мир они не имеют — вся их общность сводится к «клубам, музыке и внешнему виду». Поэтому готику следует воспринимать исключительно как сообщество людей, разделяющих определённые интересы, но ни в коем случае — как «культ», в котором присутствуют некие обязательные для всех его членов мировоззренческие установки.
Подобная «закрытость» может своеобразно проявляться и внутри субкультуры — например, Эми Уилкинс, исследовавшая отдельно взятое сообщество американских готов, свидетельствует о том, что первым и основным правилом поведения среди них было уважение к личному пространству друг друга. Многие представители субкультуры малообщительны. Мэтью Бекер добавляет, что при подчёркнуто негативном отношении к внешнему миру готы, тем не менее, не склонны к проявлению агрессии в реальной жизни. Ксенофобия для них тоже не характерна — среди готов преобладают европеоиды, но принципиальных препятствий для вхождения в субкультуру представителей других рас нет, а одним из главных этических принципов, соблюдаемых готами, является толерантность и уважение прав человека. Вопреки распространённым стереотипам, готы не лишены чувства юмора и вполне способны к здоровой самоиронии. В то же время им свойственно тщательное контролирование эмоций и поведения.
Другой важный принцип, который можно рассматривать как элемент субкультурной этики, — уважение к любым формам самовыражения личности. Дэйв Симпсон, учёный из университета Сассекса, высказал предположение о том, что принадлежность к готам оказывает скорее положительное влияние на британскую молодёжь — по его мнению, в отличие от многих других субкультур, готическая поощряет интеллектуальное саморазвитие и способствует тому, чтобы её представители получали классическое образование. Симпсон заметил, что многие молодые готы склонны тановиться вебдизайнерами, программистами и журналистами.
Одно из распространённых обвинений в адрес готики — пропаганда суицида. Первые сообщения о нападках на исполнителей готик-рока, будто бы романтизировавших самоубийство, относятся ещё к 1980-м годам. В песнях некоторых готических групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готическим) темы депрессии, смерти, загробной жизни встречаются достаточно часто, и некоторые из текстов можно трактовать как одобрительно отзывающиеся о суициде. На формирование данного стереотипа повлияли и самоубийства некоторых известных деятелей готической музыки (например, Иэна Кёртиса и Розза Уильямса). Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых подростков, называющих себя готами, инсценировать попытку самоубийства. На самом деле такая практика не распространена среди настоящих взрослых готов, однако стереотип, согласно которому она общепринята, успел укорениться среди обывателей.
Является ли увлечение готикой причиной или следствием таких проблем, остаётся предметом споров. По мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексом неполноценности, недооценкой и пренебрежением себя, отсутствия любви к себе, ценности себя как личности. Отсюда психологическими проблемы, склонность к депрессии. При этом, согласно последним исследованиям, готическая субкультура даёт людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и, таким образом, может даже предотвращать суицид. Статистики, которая убедительно доказывала бы, что готы более склонны к самоубийству, нежели представители остальных социальных групп, на данный момент нет. Готам действительно свойственно более пессимистическое отношение к жизни, чем большинству людей, и они могут ощущать себя менее счастливыми и более подверженными давлению со стороны общества, однако расхожее мнение, согласно которому они не ценят жизнь или не получают от неё никакого удовольствия, — не более чем миф. Некоторые исследователи склонны полагать, что готическая музыка, при всей своей мрачности, не только не ввергает её поклонников в депрессию, но и оказывает на них положительное воздействие — улучшает настроение, помогает почувствовать себя увереннее и комфортнее.
Точка зрения
1. «Лично я-ГОТ. И мне очень нравится эта субкультура. Просто я поняла, что как-то по-другому отношусь как к жизни, так и к смерти. Но я не сижу на кладбище, не устраиваю жертвоприношения, я просто живу в своём собственном мире и меня чужое мнение не волнует. Я общаюсь со многими готами, они как и я стремятся познать что-то неизведанное, в этом и вся суть. Мне кажется, для того, чтобы стать готом, любить чёрный цвет мало. Надо по-особенному воспринимать этот мир и не бояться чужих насмешек. Готу всё равно, что думают про него другие, ОН-ТАКОЙ. А все остальные просто люди. Я не слушаю тяжелый рок, мне кажется для готов это не обязательно( это моё мнение). Чем я обладаю, так это привязанностью к группе Tokio Hotel. Если ты Гот, то ты сильный человек!» 
2. «Лично я не являюсь готом, но из всех субкультур выделил бы именно эту! У готов есть своя «изюминка». Одни только костюмы с платьями чего стоят!:) Шикарные дорогие ткани, старинный покрой платьев, корсеты, шляпы – все это придает образу некую загадочность и изысканность. Многие костюмы неповторимы и делаются на заказ. А про макияж я вообще молчу! По честности и музыка мне их нравится, правда та, которая известна в широких массах, я имею в виду Nightwish, HIM, Evanescence. Исключением является только Marilyn Manson, ну не понимаю я этого! Кстати, многие думают, что готика - это направление музыки, однако это не так. У этого слова своя история и оно имеет несколько значений. Согласитесь, это интригует! В архитектуре есть такой стиль, он отличается изысканностью, утонченностью, кроме этого он характеризуется высокими колоннами и потолками. В литературе слово "готика" используется для описания паранормальных явлений или чего-то мистического. Кроме всего выше перечисленного есть еще и готический стиль правописания. Все это значения одного термина, а теперь подумайте, сколько всего намешано в такой субкультуре!!!»
3. «Я люблю СМЕРТЬ. Она для меня - символ прекрасной Вечности и Спокойствия. Они - Источник Вдохновения и Красоты. Она - Идеал. Что касается захоронений друг друга, то я вообще не слышал, чтобы Готы это делали. В Америке (или в Европе, не помню уже) существует такая особенная форма психологической терапии: на поле (заметьте, не на Кладбище) выкапываются ямы, человек туда залезает и сверху яма накрывается светонепроницаемой крышкой с отверстием для вентиляции. И так они там лежат часами, можно сказать, медитируя. По выходу же наверх они говорят, что эта мысленная близость к СМЕРТИ помогает им многое понять. Помогает. И если же вы считаете, что это всё Страх, то вы даже представить себе не можете, что может быть страшно на самом деле.....»
4. «И если говорить о том, как я обратилась к Готике: тут большое влияние оказала музыка и какой-то жизненый "тупик", попав в который -начинаешь искать другой путь.. обычно сложные жизненые ситуации приводят человека к пересмотрению и переоценке не только происходящего, но и перестройке внутреннего состояния. первая тяжелая депресия со всеми вытикающими.., ну знаете как это бывает... 3 года назад- тогда я ещё и не знала о субкультуре. а предпосылки ещё с дет-сада выделяли меня от остальных: как же я их ненавидила, всех, людей. хотя ко мне хорошо относились, я была задумчивым, грусным и вечно отстранённым ребёнком.. хм, забавно вспоминать;) а в 11 лет в летнем лагере я до крови нацарапала тупыми ножницами на руке своё имя, шрам от первой буквы до сих пор видно.. Короче всё это вылилось в то, что полтора года назад я осознано стала Готом. Хотя наша республика не позволяет раскрыть весь потенциал. Это душит.»
2. «Сумрачная зона или если подросток весь в черном»
Исходя из названия темы – сумрачная зона – это что-то между светом и тьмой. Между нормой и не нормой. Как же определить, когда бить тревогу. Когда подросток ищет себя, а когда сбился с пути и сам из этого не выберется.
По какой причине именно подростковый возраст связан с вызовом, протестами активными или пассивными, взрывом эмоций, уходом из дома?
До подросткового возраста до 12-13 лет ребенок обучается, он впитывает как губка любую информацию из вне, социализируется, познает. К 12 годам у него накопилось достаточно информации об окружающем мире. Возникает потребность выйти в мир с данными знаниями и проверить себя на практике. Потребность в начале самореализации. Также начинаются гормональные изменения, которые сказываются на физическом и эмоциональном состоянии человека.
В чем же проявляются на наш взгляд, показатели «вызова» социуму у подростка? Это во- первых - внешний вид: преобладание чёрного или кислотных цветов в одежде, специфическая атрибутика и особый макияж, черепа, шипы, тату, прически, пирсинг.
Во-вторых, вызывающее поведение: нецензурная речь как способ общения, отказ выполнять например, домашние обязанности, низкая успеваемость, прогулы.
В-третьих, определенные музыкальные предпочтения, для кого-то это рок, хард рок, меланхоличные произведения и т.д., постеры кумиров, нежелание слушать чужое мнение.
Обратите внимание, что подросток не сразу решает быть причастным к той или иной субкультуре, или группе по интересам. Сначала включается механизм поисковой деятельности. Что чувствую я внутри, о чем переживаю и как та или иная группа соответствует моим переживаниям, какой предлагает способ выхода из данной кризисной ситуации. Вот примеры выбора:
1. «Лично я-ГОТ. И мне очень нравится эта субкультура. Просто я поняла, что как-то по-другому отношусь как к жизни, так и к смерти. Но я не сижу на кладбище, не устраиваю жертвоприношения, я просто живу в своём собственном мире и меня чужое мнение не волнует. Я общаюсь со многими готами, они как и я стремятся познать что-то неизведанное, в этом и вся суть. Мне кажется, для того, чтобы стать готом, любить чёрный цвет мало. Надо по-особенному воспринимать этот мир и не бояться чужих насмешек. Готу всё равно, что думают про него другие, ОН-ТАКОЙ. А все остальные просто люди. Я не слушаю тяжелый рок, мне кажется для готов это не обязательно. Чем я обладаю, так это привязанностью к группе Tokio Hotel. Если ты Гот, то ты сильный человек!»
2. «Лично я не являюсь готом, но из всех субкультур выделил бы именно эту! У готов есть своя «изюминка». Одни только костюмы с платьями чего стоят!:) Шикарные дорогие ткани, старинный покрой платьев, корсеты, шляпы – все это придает образу некую загадочность и изысканность. Многие костюмы неповторимы и делаются на заказ. А про макияж я вообще молчу! Кстати, многие думают, что готика - это направление музыки, однако это не так. У этого слова своя история и оно имеет несколько значений. Согласитесь, это интригует! В архитектуре есть такой стиль, он отличается изысканностью, утонченностью, кроме этого он характеризуется высокими колоннами и потолками. В литературе слово "готика" используется для описания паранормальных явлений или чего-то мистического. Кроме всего выше перечисленного есть еще и готический стиль правописания. Все это значения одного термина, а теперь подумайте, сколько всего намешано в такой субкультуре!!!»
3. «И если говорить о том, как я обратилась к Готике: тут большое влияние оказала музыка и какой-то жизненый "тупик", попав в который -начинаешь искать другой путь.. обычно сложные жизненные ситуации приводят человека к пересмотренною и переоценке не только происходящего, но и перестройке внутреннего состояния. Первая тяжелая депресия со всеми вытекающими.., ну знаете как это бывает... 3 года назад- тогда я ещё и не знала о субкультуре.
а предпосылки ещё с дет-сада выделяли меня от остальных: как же я их ненавидила, всех, людей. хотя ко мне хорошо относились, я была задумчивым, грусным и вечно отстранённым ребёнком.. хм, забавно вспоминать;) а в 11 лет в летнем лагере я до крови нацарапала тупыми ножницами на руке своё имя, шрам от первой буквы до сих пор видно.. Короче всё это вылилось в то, что полтора года назад я осознано стала Готом. Хотя наша республика не позволяет раскрыть весь потенциал. Это душит.»
В итоге, исходя из психологического обоснования, причиной вступления в различные субкультуры, которым присущ вызов и привлечение к себе внимания в активной асоциальной форме или пассивной, является комплекс неполноценности человека, пренебрежение и недооценка себя, своих качеств личности, отсутствие любви к себе, ценности себя.
Как следствие – часто затяжные депрессии, которые могут сменятся агрессией, асоциальными действиями, замкнутость, меланхолия, повышенная ранимость, эстетство, склонность к мистицизму, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида, глубокий пессимизм и неверие в собственное будущее.
При этом, согласно последним исследованиям, готическая субкультура даёт людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и, таким образом, может даже предотвращать суицид.
Как компенсация и выступают такие критерии выбора, как оригинальность, вызов обществу с помощью данных субкультур и групп.
Итак, еще раз по цепочке – сначала комплекс неполноценности, он формируется до подросткового возраста, усугубленный отсутствием любви и поддержки со стороны родителей, затем поиск любви и внимания во вне семьи. Возможны два варианта развития событий: 1. Увлечение полезными занятиями (спорт, музыка, творчество, танцы, пение и т.д.). 2. Это неформальные субкультуры.
Когда родители или учителя констатируют факт, что с подростком что-то не так, то к сожалению, они обращают внимание не на первые звоночки, а уже на следствия, начинают судорожно метаться в поисках карвалола или психиатра.
Как же мы можем оказать по возможности качественную помощь подростку? Первым шагом, на осознание данной проблемы послужит воспоминание: а что я хотел в том возрасте, что я ценил, чему радовался, о чем переживал…. Как часто мы сами возвращаемся в мир детства, радости, игр, увлечений. Когда крайний раз общались со своими детьми на уровне ребенок-ребенок или взрослый-взрослый? А главный вопрос чувствовал ли я себя счастливым? Или думал, что счастлив? Тогда откуда взяться счастливому ребенку у родителя, который сам не чувствует себя счастливым?
Все мы помним, что ведущей деятельность становится интимно-личностное общение со сверстниками, отношения со сверстниками более значимы чем со взрослыми, а всем ли взрослым это по душе? А кто готов признать свое чадо таким, какой он уже есть, проявить толерантность к его индивидуальности? Все ли родители также меняют свой стиль поведения по отношению к подростку, как того же требуют от него? Меньше требуют, поучают, критикуют? Ценят отношения на равных? Кому понравится, что сейчас наши родители, с искренним желание сделать нас лучше, они же старше, начнут учить нас жизни, критиковать, сравнивать с другими? Причем не в нашу пользу? И что мы им ответим на такой стиль общение с нами? Почувствуем любовь к себе, желание дальше общаться с предками? Станем уверенней в своих силах? И наша самооценка не упадет с высокой горы в бездну? Тоже самое чувствуют наши дети. Им просто хочется любви и понимания, доверия, отсутствия страха наказаний и критики.
Когда мы сами ответим честно себе на эти вопросы, станем ближе к своим детям. И не побоимся рассказать им о своих взлетах и падениях, об ошибках и об опыте, который приобрели за свою жизнь. Необходимо перестроится с критики и позиции отстраненного наблюдателя, в позицию участника, поддержать любые начинания подростка, найти его сильные стороны и ободрить, помочь найти способы развития слабых сторон. Это длительный путь. Но если мы хотим получить качественный результат, необходимо проработать сначала себя, затем помочь ребенку.
Когда подросток перестанет получать внимание от своего асоциального поведения, исчезнет выгода, тогда начнет обращать внимание на поддержку его других сторон личности, тогда ему будет легче перестроить свою систему ценностей, а следовательно и действий.
Рекомендую посмотреть Сваты 5 сезон.
Педагог-психолог Глаголько Е.Н.