Современный урок русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО


Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО
Деревскова Л.А.,
преподаватель русского языка и литературы
Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых тем в преподавательском сообществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
анализировать свои действия.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
целеполагание (студенты самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
мобилизация (предполагает включение студентов в активную интеллектуальную деятельность);
осознание недостаточности имеющихся знаний (преподаватель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой студенты понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание студентом и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, четко сформулировать тему и задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять студентов на сотрудничество с преподавателем и однокурсниками;
преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность студентов;
вывод делают сами студенты;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
учет уровня и возможностей студентов, в котором учтены такие аспекты, как: уровень общего развития класса, стремление студентов, настроение обучающихся и т.д.;
умение демонстрировать методическое искусство преподавателя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию студента к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что студенческие занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда преподаватель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие студентов и преподавателя, а также взаимодействие самих студентов. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
Определение нового. Преподаватель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, преподаватель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы студенты самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что студенты получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога преподаватель подводит студентов к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения преподаватель должен добиться осознания студентами несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть. На этом этапе предполагается самостоятельная работа студентов. При подготовке к уроку студент должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому, работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи преподавателя студенты смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, студенты могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.
Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что преподаватель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать студента на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность преподавателя и деятельность преподавателя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий, представленных в таблице № 1.
Таблица № 1
Сравнение деятельности преподавателя традиционного урока и урока по ФГОС
Подготовка к уроку
Преподаватель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Преподаватель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку преподаватель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку преподаватель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь преподавателя
Самостоятельная деятельность студентов (более половины времени урока)
Главная цель преподавателя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность студентов по поиску и обработке информации; по обобщению способов действия; по постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности студентов)
Формулировки: спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков

Преподаватель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (например, с преподавателем информатики)
Образовательная среда
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио студента
Создание портфолиоОсновная оценка – оценка преподавателя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки студентов по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения студентов относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Таким образом, сравнив деятельность преподавателя, в частности преподавателя русского языка и литературы до введения ФГОС ООО и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то, как минимум, существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение студентами определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения студентов. Много зависит от желания и характера преподавателя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Библиография
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику. – М: Просвещение, 2013.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику. – М: Просвещение, 2013.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 –9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.] – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.