Конспект по математике для 6 класса «Действия с рациональными числами»


Шалова Елена Сергеевна
учитель математики КГУ «Ивано – Петровская основная школа»
Северо – Казахстанская область
Есильский район
С. Ивано - Петровка
Открытый урок математики в 6 классе
Тема: Действия с рациональными числами
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с рациональными числами»
Задачи:
Образовательная: Закрепить умения применять правила действий с рациональными числами в процессе выполнения упражнений
Развивающая: Формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление
Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, культуру общения
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы с вами много уроков работали по теме «Действия с рациональными числами», изучили много правил. И сегодня нам необходимо закрепить все эти правила и подготовиться к контрольной работе. Урок у нас немного необычный. Сегодня вы не просто ученики, а президенты фирм. Название фирмы - ваше имя. С помощью ваших знаний фирма будет зарабатывать капитал. Девизом нашего урока будут следующие слова : «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой своей дорожи.». А теперь откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.
Актуализация опорных знаний (Начальный капитал)
Сейчас каждой фирме предоставляется возможность заработать свой начальный капитал. Перед вами на доске таблица, в ячейках которой указаны номера вопросов и стоимость вопроса. Каждая фирма выбирает вопрос, и в случае правильного ответа зарабатывает себе на счёт данную сумму.
1
50 2
100 3
50 4
50
5
100 6
100 7
100 8
100
Вопросы:
Какие числа называются противоположными?
Как сложить два числа с одинаковыми знаками?
Каким числом является ноль?
Какое число больше -30 или 4?
Как сложить числа с разными знаками?
Какое число получается при умножении или делении чисел с разными знаками?
Как сложить отрицательные числа?
Какое число получается при умножении двух отрицательных чисел?
(Учащиеся заносят сведения о заработанных деньгах в сводную ведомость см. Приложение)
Основная часть
А) Выполнение заказа
Фирмы получили заказ разной стоимости:
№ 659 (100 баллов) № 660 (200 баллов) (Задания взяты из учебника «Математика 6» А.Е. Абылкасымова)
Каждая фирма по желанию выбирает себе задание определённой стоимости и по очереди решает его у доски.
Б) Борьба с конкурентами
Уважаемые президенты, только что поступило сообщение, что конкуренты запустили в компьютерную сеть ваших фирм вирусы, которые частично уничтожили информацию. Сейчас ваша задача – восстановить эту информацию.
(Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задание, за каждый правильный пример – 50 баллов)

В) Работа с деловыми бумагами
Следующим этапом у нас будет работа с деловыми бумагами. Каждый из вас должен будет правильно заполнить бумаги, то есть ответить на вопросы теста.
1 вариант 2 вариант
1. Выберите правильное неравенство:
А)9,4 < -6,3
Б)8 < 0
В)-11 < -47
Г)-2 < 0
2. Выполните сложение: -25,1 +18,9
А)6,2
Б)44
В)-6,2
Г)-44
3. Сумма каких одинаковых чисел равна -2,4?
А)8,6 и -6,2
Б)5 и -7,4
В) 1,2 и 1,2
Г) -1,2 и -1,2
4. Выполните действие:-1,2: (-4)
А)-3
Б)0,3
В)3
Г)-0,3
5. Решите уравнение: у: (-5)= -8
А)-40
Б)40
В)-13
Г)-3 1. Выберите правильное неравенство:
А) 0 > -3
Б) -15 > -7
В) 9,7< 0
Г) 4,8 < -19
2. Выполните сложение: -14,3 +25,2
А)-10,9
Б)39,5
В)10,9
Г)-39,5
3. Сумма каких одинаковых чисел
равна -3,6?
А)-1,8 и -1,8
Б)1,8 и 1,8
В)-8,6 и 5
Г)3,2 и -6,8
4. Выполните действие: -1,5: (-3)
А)-5
Б)5
В)-0,5
Г)0,5
5. Решите уравнение: у:6 = -3
А)18
Б)-18
В)2
Г)-2
(После выполнения теста на доске вывешиваются правильные ответы и учащиеся выполняют взаимопроверку. За каждый правильный ответ – 50 баллов)
1 вариант 2 вариант
1 –Г
2 – В
3 – Г
4 – Б
5 - Б 1 – А
2 – В
3 – А
4 – Г
5 - Б
Подведение итоговМы сегодня плодотворно поработали, а теперь время подвести итоги.
Сейчас каждая фирма по своей сводной ведомости подсчитывает заработанные баллы и получает соответствующие оценки.
Информация о домашнем задании
Повторить правила п.15-23, №679, №684
Рефлексия
Ребята, перед вами карточки трёх цветов, вам нужно поднять соответствующую карточку
Если вам на уроке было не очень комфортно и у вас остались вопросы – это красный цвет.
Кажется все хорошо, но все же что-то, где-то…было не понятно. Ваш цвет – желтый.
А если у вас хорошее настроение, все получилось, дорогу вам откроет зеленый цвет.
Спасибо за урок!
Приложение
Сводная ведомость фирмы ___________
Этапы урока
Количество баллов
Начальный капитал
Выполнение заказа
Борьба с конкурентами
Работа с деловыми бумагами
Итого
Самоанализ урока
В 6 классе 7 учащихся. По уровню усвоения материала и степени работоспособности класс можно разделить на 2 группы: более и менее сильных. В целом класс активный, но есть такие дети, внимание которых трудно привлечь, если не использовать на уроках нетрадиционные моменты.
Поэтому урок поводился в виде игры «Фирма». Данный урок является 45 по теме «Рациональные числа и действия над ними» и он подготавливает учащихся к контрольной работе, которую они будут выполнять на следующем занятии.
При планировании урока были поставлены такие цели и задачи:
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с рациональными числами»
Задачи:
Образовательная: Закрепить умения применять правила действий с рациональными числами в процессе выполнения упражнений
Развивающая: Формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление
Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, культуру общения
По типу – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Применялись такие средства обучения: учебник, наглядный и раздаточный материал, компьютеры. Формы работы - коллективная, индивидуальная и групповая.
При проведении занятия использовались словесные, наглядные, практические методы обучения.
Такое построение урока целесообразно, потому что учащиеся поэтапно повторяют свои знания и умения по данной теме, готовясь к контрольной работе.
На уроке были созданы благоприятные учебно – материальные и морально – психологические условия.
Использовались такие методы контроля как фронтальный, индивидуальный и взаимоконтроль.
Все этапы урока уложились во временные рамки. Цель урока была достигнута.